Занятие на тему «Путешествие в зимний лес»
Комплексное занятие по развитию речи в средней группе .
«Путешествие в зимний лес»
Цель: Учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки.
Задачи.
Образовательные:
Учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки.Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Совершенствовать навык рассматривания картины.
Развивающие:
Совершенствовать интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук , обогатить активный словарь детей, с помощью слова – пелена ;развивать память, воображение. Развивать творческое воображение, создавать условия для развития творческих способностей детей.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материал:
- Слайды на тему «Зима»
- Белая бумага,гуашь ,салфетки.
- Музыка А. Вивальди «Времена года. Зима»
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей. Наблюдения на прогулках за деревьями, их зимнем наряде. Составление описательных рассказов о зимней природе, разучивание стихов русских поэтов о зиме.
Организационный момент.
Воспитатель:
Становитесь дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, а когда люди встречаются ,то они что делают? (Здороваются!) Правильно, здороваются! А давайте мы с вами по особенному поздороваемся.
Здравствуйте ладошки хлоп-хлоп-хлоп,
Здравствуйте ножки топ-топ-топ,
Здравствуйте щёчки плюх-плюх-плюх,
Пухленькие щёчки плюх-плюх-плюх,
Здравствуйте зубки щёлк-щёлк-щёлк,
Здравствуйте губки чмок-чмок-чмок,
Здравствуй мой носик бип-бип-бип,
Здравствуйте дети,
Здравствуйте гости.
В.: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети : Да!
В.:Я вам предлагаю сегодня отправиться на прогулку в зимний лес. На улице чудесная зимняя погода. Тогда давайте оденемся потеплее.
На прогулку мы пойдём,
Тёплые штаны наденем,
Шубу, шапку, валенки,
Руки в варежках согреем
И завяжем шарфики.
В.: Вот мы и оделись тепло . Все успели одеться? А теперь можем отправляться на прогулку в зимний лес .Закрыли все глаза, прикрыли ладошками. Я говорю волшебные слова.
Раз, два, три, четыре, пять
В зимний лес пошли гулять.
(Звучит музыка Ф.Шопена «Зима»)
Основная часть.
Перед детьми слайд «Зима»
В.:Ребята , открывайте глаза . Ой ,ребята, какой красивый , чудесный пейзаж.
Какое время года изображено на ней?
Дети : Зима!
В.: Правильно – это зима.
А почему вы решили, что это зима?
Ответы детей.
В.: Ой, что-то стало холодно, а сейчас мы поиграем.
Игра называется «Я начну , а ты продолжи…». У меня есть снежный комок ,я буду начинать говорить предложение и даю вам снежный комок , а вы его берёте и продолжаете предложение , а потом обратно мне его отдаёте.
Например: Снег зимой белый.
Воспитатель: Вот мы с вами и согрелись. Ребята какие вы молодцы очень много знаете про снег.Ребята , а нас ждёт интересное задание.
Смотрите какие волшебные сугробы , присаживайтесь на них поудобнее. Вы сегодня так хорошо рассказали про снег , что мне захотелось познакомить вас со стихотворением И. Сурикова "Зима. Послушайте его. А помогать мне будут волшебные картинки.
Воспитатель читает стихотворение.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
В.: Ребята ,а кто запомнил как называется стихотворение?
Ответы детей.
В.:А кто автор? Давайте вместе скажем: Иван Суриков.
В.: Ребята, какое красивое стихотворение! О чём говорится в стихотворении?
Дети: О снеге.
Беседа о произведении:
- Какой снег в стихотворении? (зачитать строчку из стихотворения)
- Что происходит со снегом?
- Что произошло утром с полем? Послушайте, как поэт описывает, что произошло утром с полем? (объясняем значение слова пелена)
Ребята , а кто же знает , что такое пелена?
А я знаю и сейчас я вам расскажу.
Пелена – это покрывало , ткань ,которые закрывают со всех сторон.
Вы поняли , что такое пелена? Вот какое интересное слово. Давайте вместе хором скажем пелена. ( 2 р.)Катя повтори –пелена и т.д.
А теперь давайте позовём на помощь волшебные картинки и расскажем вместе стихотворение.
Молодцы ребята, а теперь я начинаю стихотворение, а вы продолжаете. Ребята, а теперь кто запомнил и хочет нам рассказать стихотворение , выходите ко мне. Наши волшебные картинки вам помогут.
Ребята ,какие мы молодцы ,мы выучили чудесное стихотворение , которое расскажете маме.
Ребята, вы так красиво рассказывали стихотворение , что мне захотелось его нарисовать, вы хотите нарисовать снег?
Дети : Да!
Пойдёмте со мной.
Ребята ,посмотрите,картина какая –то не зимняя.
Как вы думаете , чего на ней не хватает?
Дети : Снега.
Правильно ! Снега!
Ребята ,я предлагаю вам нарисовать на ней снег.А как мы его можем нарисовать ?Мы можем нарисовать его : пальчиками,ватной палочкой.
Посмотрите , ребята, здесь лежит бумага. Я знаю, что с ней мы будем делать. Я сейчас вас научу.Ребята, скажите пожалуйста, какого цвета снег ? (Белый)
Какой бывает снег? (Большой,маленький) Сегодня мы будем рисовать снег нетрадиционным способом – мятой бумагой.
Я возьму лист бумаги и сомну его в комок.Чем больше я его сомну, тем он будет плотнее и меньше по размеру. У меня получился шарик.Я могу его подбросить и с ним поиграть, а с помощью его и рисовать.Догадались как? Я опускаю его в краску и примакиваю к листу бумаги.Ребята ,посмотрите, наша картина ожила!Как буд-то снежинки полетели.
А теперь я предлагаю сделать комочки и нарисовать снежинки.
Давайте вспомним, что я делала?
(по показу воспитателя дети сминают шарики из бумаги. Одновременно происходит разминка пальчиков и рук)
Мы берём волшебные комочки и окунаем их в краску .Лишнюю краску убираем о баночку и начинаем рисовать снег с помощью волшебных комочков способом примакивания (Самостоятельная деятельность детей).
Ребята, какая красивая получилась у нас картина! Вы очень хорошо постарались. Смотря на эту картину я вспоминаю стихотворение,которое мы с вами выучили. «Белый снег ,пушистый …»
Молодцы ребята, вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу. Пора возвращаться в детский сад. Сейчас закрываем все глаза, прикрываем ладошками и вместе говорим волшебные слова :
Раз, два, три, четыре, пять
В детский сад вернулись опять.
Итог.
Вот мы и в нашей группе.
- Скажите. вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу?
- А что вам понравилось больше всего?