Конспект метапредметного урока по истории и географии «Крестовые походы»

4
0
Материал опубликован 17 April

Авторская разработка: Янбикова М.А.
Набоких И.О.

Конспект метапредметного бенефиса в рамках урока по предметам история-география для 6 класса на тему: «Крестовые походы»

Цель: создать историю крестового похода, в ходе которой обучающийся сформирует представление о причинах и итогах Крестовых походов.
Задачи:
1. Осмысление изменений, произошедших в образе жизни и мировоззрении европейцев, как результат взаимодействия христианской цивилизации Европы и арабо-мусульманской цивилизации Востока;
2. Формирование умений применять теоретические знания при анализе, сопоставлении, обобщении новых фактов, при их систематизации, установлении их причин, следствий, значений, формирование навыков работы с картой, умение прокладывать маршруты;
3. Создание возможности оценить цели и итоги Крестовых походов с современных гуманистических позиций;
4. Создание ситуаций, требующих от учащихся самостоятельной гражданской оценки, выбора между разными мировоззренческими позициями, понимания иной позиции.

Планируемые результаты:
Предметные:
1. Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, маршрут, атмосфера.
2. Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку, прокладывать маршруты и соотносить исторические и географические карты.

Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные УУД:
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

Понятия: крестоносцы, крестовые походы, маршрут, атмосфера.
Основные даты: 1096–1099, 1147–1149, 1189–1192, 1202–1204.
Имена исторических деятелей: Фридрих I Барбаросса, Ричард I Львиное сердце, Филипп II Август
Географические объекты: Иерусалим, Рим, Константинополь, Адрианополь, о. Сицилия , Эдесса, Антиохия, Генуя, Венеция.
Тип урока: комбинированный урок (1-2 урок – обобщения и систематизация знаний, 3 урок – закрепления знаний и выработки умений и навыков)
Оборудование урока:
проектор;
компьютер;
мультимедийная презентация;
Набор контурных карт по истории и по географии,
раздаточный материал (фотографии стран, карточки с заданиями по группам)
Заполняемый лист персонажа

Двадцатигранные кубики, цветные карандаши
Образовательные технологии:

Технология проблемного обучения;

Групповая технология;

Поисково-исследовательская

ИКТ;

Геймификация (игровая);

Технология развития критического мышления;

Здоровьесберегающая.

Время урока: 3 урока по 40 минут.

ХОД УРОКА

Этап урока

Ход урока

Деятельность обучающихся

Время

Организационный момент

Приветствие учащихся.
Отметка отсутствующих на уроке.
Проверка готовности к уроку:
учебник, тетрадь, дневник, атлас, письменные принадлежности.
Заполнение листа персонажа1 (рабочего листа) по инструкции учителя, с помощью которого ученик решает проблемные задачи на уроке.

Каждый лист обучающийся заполняет индивидуально с учётом имеющихся знаний и представлений о средневековье.

22 минуты.

Актуализация знаний

Фронтальная беседа по вопросам:
-Территория первоначального расселения арабов?
-Арабское государство на Пиренейском полуострове?
-Кто такие Ибн Сина и Омар Хайям?
-На ваш взгляд, какой вклад внесла исламская цивилизация в VIII – XI веков в общечеловеческую культуру?

-Назовите современные страны, где исповедуют ислам.

Ответы учеников.

5 минут.

Обобщающая беседа

Учитель задаёт ученикам вопросы о жизни людей в средневековой Европе. Главный вопрос обобщающей беседы – зачем и с какой целью европейцы отправлялись в средневековые походы и каким образом достигали необходимых географических границ государств.

Ученики формулируют представление о жизни в Европе, о мировоззрении людей, о различных географических точках, где пересекается запад и восток.

5 минут

Постановка проблемного вопроса

Учитель зачитывает речь папы римского Урбана II в Клермоне2.

Учащиеся формируют проблемный вопрос: «Каким образом крестоносцы добирались до Иерусалима?»

8 минут

Перемена. Физкультминутка.

Решение проблемного вопроса

Учащиеся делятся на три группы. Ученикам раздаются фотографии, карты и зашифрованные маршруты крестоносцев3. В качестве вспомогательных материалов ученики могут пользоваться атласами и учебниками. После нанесения маршрутов на карты, ученики сталкиваются с плохими погодными условиями (географические задачи)
Задача учеников: составить безопасный маршрут, по которому должны отправиться крестоносцы.

 

Маршрут 1: РИМ – АНДРИАНОПОЛЬ - КОНСТАНТИНОПОЛЬ – ЭДЕССА – ИЕРУСАЛИМ

Маршрут 2: ГЕНУЯ – ВЕНЕЦИЯ - АНДРИАНОПОЛЬ – КОНСТАНТИНОПОЛЬ – АНТИОХИЯ – ИЕРУСАЛИМ

Маршрут 3: МОРСКОЙ ПУТЬ: ГЕНУЯ – ОСТРОВ СИЦИЛИЯ – ИЕРУСАЛИМ.

После нанесения маршрутов ученики прописывают в рабочем листе пути решения плохих климатических условий.

30 минут

Игровая ситуация

Учитель описывает ученикам становление лагеря рыцарями и их спутниками.

Ученики распределяют роли в лагере, устанавливают лагерь по правилам средневековья.

10 минут

Перемена. Физкультминутка.

Игровая ситуация

Учитель описывает Иерусалим, до которого добрались рыцари. Выбираются капитаны групп, которые будут командовать отрядами.

Ученики, пользуясь кубиками и листом персонажа, совершают несколько бросков. В ходе успешного броска ученики описывают события на поле боя, в ходе провала описывают, с какими трудностями могут столкнуться рыцари при штурме стен города.

20 минут

Рефлексия

Учитель описывает конечную сцену захвата крестоносцами Иерусалима, после чего задаёт ученикам несколько вопросов о жизни крестоносцев.

Ученики делятся мыслями, тяжело ли было жить в средневековье, помогли ли им знания географии, чтобы избежать ошибок, совершёнными когда-то давно реальными рыцарями. Пишут в рабочем листе короткое сообщение об истории своего персонажа.

15 минут

Итог

Подведение итогов метапредметного бенефиса.
Выставление оценок.
Прощание с классом.

Ученики отвечают на вопросы учителя и прощаются.

5 минут


 


 


 


 

Приложение 1

t1744874279aa.png

В левом верхнем углу в рамочках пишем имя своего персонажа, под именем пишем название профессии. Профессии на выбор может быть три: рыцарь, учёный, торговец.

У рыцаря характеристики: СИЛА +5, ВЫНОСЛИВОСТЬ +5 ЛОВКОСТЬ +1 МУДРОСТЬ +1 ИНТЕЛЛЕКТ 0 ХАРИЗМА +1.
Справа в столбик со строчками выбираем навыки:

Защищай товарища! Если вы защищаете своего спутника, ему наносится меньше урона.
ИЛИ

Всадник. Если вы сражаетесь, будучи всадником, добавьте себе ещё +2 к СИЛЕ.
СНАРЯЖЕНИЕ ВЫБРАТЬ ЛЮБЫЕ ДВА ОРУЖИЯ: лук, меч, булава, топор, копьё, цеп.
Золотые монеты 20. Здоровье 50. – записываем справа от имени и профессии.

У учёного характеристики: СИЛА +1 ВЫНОСЛИВОСТЬ +1 ЛОВКОСТЬ +3 МУДРОСТЬ +2 ИНТЕЛЛЕКТ +5 ХАРИЗМА +1
Справа в столбик со строчками выбираем навыки:

Лечение. Вы можете перевязать раны любого человека во время боя.
ИЛИ

Наблюдательный. Вы замечаете все ловушки и все спрятанные вещи лучше остальных.
СНАРЯЖЕНИЕ ВЫБРАТЬ ЛЮБОЕ ОДНО ОРУЖИЕ: кинжал, дубина, топор.
Золотые монеты 30. Здоровье 30. - записываем справа от имени и профессии.

У торговца характеристики: СИЛА 0 ВЫНОСЛИВОСТЬ +2 ЛОВКОСТЬ +1 МУДРОСТЬ +3 ИНТЕЛЛЕКТ +2 ХАРИЗМА +5
Справа в столбик со строчками выбираем навыки:

Знание арабских языков. Вы можете разговаривать с местными арабами и евреями.
ИЛИ

Скрытность. Вы можете скрыться так, что враги вас не замечают.
СНАРЯЖЕНИЕ ВЫБРАТЬ ЛЮБОЕ ОДНО ОРУЖИЕ: меч, арбалет, кинжал.
Золотые монеты 50. Здоровье 20. - записываем справа от имени и профессии.

Внизу в ходе путешествия вы можете записывать свои состояния: ранен, истощён, отравлен, болен.

Приложение 2

Речь папы Урбана II на Клермонском соборе

Народ франков! Вы пришли из-за Альп, вы избраны Богом и возлюблены им, что показано многими вашими свершениями. Вы выделяетесь из всех других народов по положению земель своих и по вере католической, а также по почитанию святой церкви; к вам обращается речь моя!

Мы хотим, чтобы вы ведали, какая печальная причина привела нас в ваши края, какая необходимость зовет вас и всех верующих. От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие, что народ персидского царства, иноземное племя, народ неверный Богу духом своим, вторгся в земли этих христиан, опустошил их мечом, грабежами, огнем. Персы частью увели христиан в свой край, частью же погубили постыдным умерщвлением. А церкви Божьи они либо срыли до основания, либо приспособили для своих обрядов. Они оскверняют алтари грязью. Они рады предать кого-нибудь позорной смерти, привязывая их к столбу. Потом они гоняют свои жертвы вокруг него, и бьют плетью до самой смерти. Иных же, привязанных к столбам, поражают стрелами. Греческое царство уже до того урезано ими и изничтожено, что утраченное не обойти и за два месяца.

Кому выпадает труд отомстить за все это, исправить содеянное, кому как не вам? Вы люди, которых Бог превознес перед всеми силою оружия и величием духа, ловкостью и доблестью сокрушать головы врагов своих, вам противодействующих?

Поднимайтесь и помните деяния ваших предков, доблесть и славу короля Карла Великого, и сына его Людовика, и других государей ваших, которые разрушили царства язычников и раздвинули там пределы святой церкви. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господень, Спасителя нашего Гроб, которым ныне владеют нечестивые, и святые места которые ими подло оскверняются и постыдно нечестием их мараются. О могущественнейшие рыцари! Припомните отвагу своих праотцев. Не посрамите их!

И если вас удерживает нежная привязанность к детям, и родителям, и женам, поразмыслите снова над тем, что говорит Господь в Евангелии: «Кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во стократ и наследует жизнь вечную». Не позволяйте собственности или семейным делам отвлечь вас.

Эта земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью. Она не очень богата и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Из-за этого вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Начните путь к Святому Гробу, исторгните землю эту у нечестивого народа, землю, которая была дана Господом нашим детям Израилевым и которая, как гласит Писание, течет молоком и медом.

Иерусалим — это пуп земли, край, самый плодоносный по сравнению с другими, земля эта словно второй рай. Ее прославил искупитель рода человеческого своим приходом, украсил ее деяниями, освятил страданием, искупил смертью, увековечил погребением. И этот царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в полоне у его врагов и используется народами, не ведающими Господа, для языческих обрядов. Он стремится к освобождению и жаждет освобождения, он беспрестанно молит о том, чтобы вы пришли ему на выручку. Он ждет помощи от вас, ибо, как мы уже сказали, пред прочими сущими народами вы удостоены Богом замечательной силой оружия. Вступайте же на эту стезю во искупление своих грехов, будучи преисполнены уверенностью в незапятнанной славе Царствия Небесного.

И тот, кто решит совершить это святое паломничество, и даст о том обет Богу, и принесет ему себя в живую, святую и весьма угодную жертву, пусть носит изображение креста Господня на челе или на груди. Тот же, кто пожелает, выполнив обет, вернуться домой, пусть поместит это изображение на спине промеж лопаток. Тем самым такие люди выполнят заповедь Господню, которую он сам предписывает в Евангелии: «И кто не берет креста своего и следует за мною, тот не достоин меня».


 


 


 

ФРАНЦУЗСКУЮ АРМИЮ ВЕДЁТ Граф Раймунд Тулузский.

ИТАЛЬЯНСКУЮ АРМИЮ ВЕДЁТ князь Боэмунд Тарентский

ПО МОРСКОМУ ПУТИ ИДУТ РЫЦАРИ графа Балдуина I Фландрского


 


 

Приложение 3

Маршрут 1.

Наш маршрут начинается в городе -столице прекрасной, солнечной страны. Это один из самих древних городов мира, который ежегодно посещают миллионы туристов. История гласит, что когда-то его спасли гуси, и не даром говорят, что «все дороги ведут в … 

2 город маршрута: В прошлом Андрианополь был основан во 2 веке н.э. на месте фрикийского поселения. В период Османской империи почти на протяжении века являлся столицей государства и крупным торговым центром Европы. Город граничит с Грецией и Болгарией, в связи с этим очень много туристов из этих стран. Болгары приезжают сюда на выходные за покупками и отдохнуть. В городе много вывесок на болгарском. Здесь находится самая большая Синагога в Турции, и третья по величине в Европе.

3 город маршрута:  В прошлом Константинополь — один из самых исторически значимых городов в мире на протяжении долгого времени был важным культурным, политическим и экономическим центром Европы и Азии. Город возник на побережье Мраморного моря.

4 город маршрута: древний город на юго-востоке Турции. Первоначальное название города Эдесса. Там находится  Водопад Керанос. Он падает на 70 метров среди деревьев, посаженных много веков назад. Город располагался на берегах реки Дайсан притока Хабура, и был защищён замком Шанлыурфа, высокой центральной цитаделью.

5 город маршрута: Расположился в самом сердце Ближнего Востока, на условной линии раздела между Африкой и Азией. Климат средиземноморский: летом температура воздуха может достигать +40 °C, но в среднем держится на отметке +30 °C. Зимой же погода мягкая с осадками: часто бывают дожди и редко — снег, а температура не превышает +15 °C. Столица Израиля, один из крупнейших городов Ближнего Востока.

 

Правила разбивки лагеря:

Место лагеря. На какие объекты необходимо ориентироваться.

Форма лагеря. От чего зависит.

Хранение боеприпасов

Хранение продовольствия. Организация питания .

Водоснабжение в лагере.

Распределение ролей в лагере

 

t1744874279ab.png  t1744874279ac.pngt1744874279ad.pngt1744874279ae.pngt1744874279af.pngt1744874279ag.png

t1744874279ah.png  t1744874279ai.png  t1744874279aj.png  t1744874279ak.png

 

 

t1744874279al.png  

Маршрут 2.

Наш маршрут начинается в городе на севере Италии. Вытянулся узкой полосой более чем на 30 км и ограничен с двух сторон морем и Апеннинскими горами. Центр Лигурийской Ривьеры. Является крупнейшим морским портом Италии. Также в городе расположены международный аэропорт имени Христофора Колумба и метрополитен. С XI века город вёл активную торговлю в Средиземном море; благодаря участию в крестовых походах превратился в могущественную Генуэзскую республику с многочисленными заморскими колониями.

2 город маршрута: В городе нет автомобилей — их роль выполняет водный транспорт. Роль транспортных путей исполняют водные каналы, по которым снуют гондолы и теплоходы. Город включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположена в акватории Адриатического моря практически на широте Краснодарского края.

3 город маршрута: В прошлом Андрианополь был основан во 2 веке н.э. на месте фрикийского поселения. В период Османской империи почти на протяжении века являлся столицей государства и крупным торговым центром Европы. Город граничит с Грецией и Болгарией, в связи с этим очень много туристов из этих стран. Болгары приезжают сюда на выходные за покупками и отдохнуть. В городе много вывесок на болгарском. Здесь находится самая большая Синагога в Турции, и третья по величине в Европе.

4 город маршрута: В прошлом Константинополь — один из самых исторически значимых городов в мире на протяжении долгого времени был важным культурным, политическим и экономическим центром Европы и Азии. Город возник на побережье Мраморного моря.

5 город маршрута: Город расположен на юго-востоке Турции в провинции Хатай, не далеко от побережья Средиземного моря (25 км), а также по соседству с сирийской границей. Над Антакьей возвышаются две горы: гора Сильп и гора Стаурин. Высота Сильпа чуть-чуть не доходит до 500 метров. На эту гору вздымались крепостные стены, воздвигнутые императором Юстинианом. На вершине располагался великолепный замок цитадели Антиохии.

6 город маршрута: Расположился в самом сердце Ближнего Востока, на условной линии раздела между Африкой и Азией. Климат средиземноморский: летом температура воздуха может достигать +40 °C, но в среднем держится на отметке +30 °C. Зимой же погода мягкая с осадками: часто бывают дожди и редко — снег, а температура не превышает +15 °C. Столица Израиля.

Правила разбивки лагеря:

1. Место лагеря. На какие объекты необходимо ориентироваться.

2. Форма лагеря. От чего зависит.

3. Хранение боеприпасов

4. Хранение продовольствия. Организация питания .

5. Водоснабжение в лагере.

6. Распределение ролей в лагере

Маршрут 3

Наш маршрут начинается в городе на севере Италии. Вытянулся узкой полосой более чем на 30 км и ограничен с двух сторон морем и Апеннинскими горами. Центр Лигурийской Ривьеры. Является крупнейшим морским портом Италии. Также в городе расположены международный аэропорт имени Христофора Колумба и метрополитен. С XI века город вёл активную торговлю в Средиземном море; благодаря участию в крестовых походах превратился в могущественную Генуэзскую республику с многочисленными заморскими колониями.

2 город маршрута: Крупнейший остров Италии и Средиземного моря, расположенный в нескольких километрах от юго-западного побережья Апеннинского полуострова. Это одно из самых аутентичных и удивительных направлений Европы, место сплава богатой истории и традиций с живописной природой и особым жизненным укладом. Типичный средиземноморский климат с мягкой и влажной зимой, а также жарким и сухим летом с очень переменчивым межсезоньем. На побережье, особенно на юго-западе, погода подвержена влиянию африканских течений, поэтому лето может быть очень жарким. Снег зимой выпадает только в горах. Вершина Этны обычно покрыта снежным покровом с октября по май.

3 город маршрута: Расположился в самом сердце Ближнего Востока, на условной линии раздела между Африкой и Азией. Климат средиземноморский: летом температура воздуха может достигать +40 °C, но в среднем держится на отметке +30 °C. Зимой же погода мягкая с осадками: часто бывают дожди и редко — снег, а температура не превышает +15 °C. Столица Израиля, один из крупнейших городов Ближнего Востока

 

Правила разбивки лагеря:

1. Место лагеря. На какие объекты необходимо ориентироваться.

2. Форма лагеря. От чего зависит.

3. Хранение боеприпасов

4. Хранение продовольствия. Организация питания.

5. Водоснабжение в лагере.

6. Распределение ролей в лагере

 

 

 

 

 

 

 

 

t1744874279am.png

 

Подсказки:

РИМ –41°с. ш.. 12° в. д..

АНДРИАНОПОЛЬ(эдирне) - 41 с.ш и 26 в.д.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ(стамбул) – 41 с.ш. 28 в.д.

ЭДЕССА (Шанлыурфа )– 37°с. ш. и 38°в. д.

ИЕРУСАЛИМ- 31с.ш. 35 в.д

ГЕНУЯ – 44 с.ш.  8 в.д.

ВЕНЕЦИЯ -  45°с.ш.  12° в.д.

АНТИОХИЯ – 36 с.ш.  36 в.д.

ОСТРОВ СИЦИЛИЯ – 37° с. ш  14°65′87″ в. д.

 

41°с. ш.. 12° в. д..

41 с.ш и 26 в.д.

41 с.ш. 28 в.д.

37°с. ш. и 38°в. д.

31с.ш. 35 в.д

44 с.ш.  8 в.д.

45°с.ш.  12° в.д.

36 с.ш.  36 в.д.

37° с. ш  14°65′87″ в. д.

 

41°с. ш.. 12° в. д..

41 с.ш и 26 в.д.

41 с.ш. 28 в.д.

37°с. ш. и 38°в. д.

31с.ш. 35 в.д

44 с.ш.  8 в.д.

45°с.ш.  12° в.д.

36 с.ш.  36 в.д.

37° с. ш  14°65′87″ в. д.

Проблемные ситуации:

 

1 маршрут: Объясните, почему вы выбрали такой маршрут, на какие ориентиры вы опирались? На данной территории могут происходить землетрясения. Объясните территорию какого города/страны здесь описывают. Чем вызвано возможность землетрясений. В этом городе вы были готовы ко всем, но неожиданно началась пыльная буря. Объясните причину возникновения и ваши действия.

2 маршрут: В одной из стран вы были готовы только к жаре. Но внезапно пришли грозы. Какие воздушные массы проникли на территорию? Как долго они будут мешать вам в походе. Но это не единственная проблема. На данной территории могут происходить землетрясения. Объясните территорию какого города/страны здесь описывают. Чем вызвано возможность землетрясений?

3 маршрут: Уже в самом начале своего похода вы столкнулись с трудностями. Вам не предоставили судна для морского похода, аргументируя это тем, что вы потерпите поражение и принесете только убытки. Ваши действия? Как вы уговорите других предоставить вам судно? В обмен на что?
В огромном морском пространстве вы находите остров. Какие дары вы можете присвоить себе и привезти домой? Идя по морю, вы попали в шторм. Чем он вызван в данном месте, ваши действия?

Проблемные ситуации опциональны. Это задание рассчитано как дополнительное в том случае, если ученики быстро справились с первым заданием. Если на первом задании ученики потеряли много времени, советуем не давать это задание и переходить к финальному.

На финальном задании внимание учителя должно быть акцентировано на описании сцен. Рекомендуется включать боевую музыку, чтобы создать у учеников атмосферное настроение. Ученикам следует помогать вжиться в роль отважных рыцарей, после чего подвести итоги их странствований и захвата Иерусалима.

Список использованных источников

1. history.wikireading.ru – Речь папы Урбана II в Клермоне

1 Приложение 1

2 Приложение 2

3 Приложение 3

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.