Технологическая карта интегрированного урока по истории и географии

2
0
Материал опубликован 13 September 2016 в группе

Цели:

Образовательные:

способствовать формированию знаний о строении Земли, углубить и расширить знания обучающихся о горных породах и минералах, слагающих земную кору, их происхождении, разнообразных свойствах, практическом применении.

Развивающие:

Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, картами, учебником, с материалами мультимедийной презентации, развивать внимание, память, логическое мышление; развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

способствовать воспитанию географической культуры, формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и свою область, столь богатые полезными ископаемыми; эстетическое на примере красоты минерального мира.

культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм,  умение работать с партнером, в группе.

Планируемые результаты:

Личностные:

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные:

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, овладение практическими умениями работы с учебником, дополнительными источниками.

Предметные:

. обучающиеся должны основные понятия урока: основные виды горных пород, неоднородность состава твердой оболочки Земли, круговорот горных пород; уметь определять, сравнивать, приводить примеры минералов, гонных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности, происхождению, свойствам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности.

УУД.

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные:

Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Извлекать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные:

Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся- групповая, индивидуальная.

Основные термины и понятия: минералы, горные породы: магматические, осадочные и метаморфические; круговорот горных пород.

Ход урока.

Организационный этап.

Цель:

Добрый день, ребята. Я рада вас видеть на уроке.

Мы приближаемся к новой теме и совершим увлекательное путешествие на корабле, но корабль наш непростой, а современнейший, способный проникать сквозь недра нашей Земли. Постепенно углубляясь в недра Земли, мы будем знакомиться с её внутренним строением. Свои данные вы будете заносить в рисунок.

Прежде, чем начать нашу экспедицию, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке?

- Фронтальная проверка по вопросам на стр 93 после пар. 19.

- Работа в парах с карточками.

Найдите соответствие:

Ж.Бюффон холодное пылевое облако

Иммануил Кант катастрофа

Пьер Лаплас раскаленное газовое облако

(Проверка на слайде 2)

Итак, мы познакомились с гипотезами возникновения нашей планете.

А сегодня на уроке мы узнаем внутреннее строение нашей плаенты.

Актуализация знаний. Целеполагание.

Цель: основываясь на знания учащихся, сформулировать задачи на сегодняшний урок.

Недра Земли – загадочный и менее доступный мир, чем окружающий нас мир. И изучать его трудно. Еще не изобретен такой аппарат, который мог бы проникнуть вглубь земных недр. Но люди научились «заглядывать» вглубь Земли с помощью специально произведенных взрывов на определенной глубине. И по скорости движения взрывной волны определили внутреннее строение Земли.

- Вам хотелось бы узнать о внутреннем строении Земли?

- Может быть вам что-либо уже известно о ее строении? Поделитесь.

Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно- поисковой работы с основными слоями Земли, дать понятия основным терминам темы (литосфера, рельеф, горные породы, минералы, полезные ископаемые)

Записать тему урока в тетради «Строение Земли»

А. Внутреннее строение Земли.

– Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство:

Скорлупа – земная кора
Белок – мантия
Ядро – желток (Слайд 3)

Дети делают рисунок «Строение Земли».

Используя текст учебника, заполняем карточку « Характеристика слоев Земли» по группам (1-ядро, 2 –мантия, 3- земная кора).

Затем проверяем.

– Наш корабль находится в самом центре Земли. Что же у Земли внутри?  (Показать модель «Внутреннее строение Земли»)

Ядро находится на очень большой глубине. Его внешняя граница находится на расстоянии 2900 км. Состоит из двух частей: внутреннее и внешнее. (Ученики делают рисунок)
Температура ядра около 6000 градусов. Состоит из двух частей. Внутреннее ядро твёрдое, состоит из железа и никеля, внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см  весит 14 грамм. Предположительно состоит из серы.(Показать серу)

– Наш корабль исследует далее недра Земли. 
– Какой следующий слой  встречается нам на пути? (Мантия)
Мантия в переводе означает «покрывало» и действительно покрывает ядро. Это самая большая внутренняя оболочка Земли. Составляет 82% всего объёма планеты. Верхний слой мантии называется астеносферой. (От греч. «астенес» – слабый) Сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Слой более пластичный, чем вся остальная часть мантии и служит «смазкой», по которой перемещаются плиты.

– Наше путешествие по недрам Земли продолжается.
– Какой следующий слой встречается нам на пути?
 (Земная кора)
– Толщина земной коры различна: от 75 км под материками и 5–17 км под океанами. Это твёрдая оболочка

Оболочки Земли

Температура

(градусы)

Размер (км)

Свойства

Ядро

6000

3600

Твердое вещество (центр),

жидкое вещество (снаружи)

Мантия

2000

2900

Мягкая, пластичная

Земная кора

(-7) – (+57)

7о-100

Твердая

Земная кора- верхняя часть твердой оболочки Земли ЛИТОСФЕРЫ.

(определение записать в тетрадь)

Б. Горные породы и минералы.

- На поверхности земной коры мы с вами живем: построили города, села, заводы, дороги. Из ее недр добываем полезные ископаемые, она дает человеку воду, энергию и многое другое. И поскольку земная кора является самой верхней оболочкой Земли, то и изучена она лучше.

- Что нам с вами нужно еще узнать, чтобы наши знания о земной коре были более полными?

(узнать, из чего состоит земная кора?)

- Предположите, из чего же она состоит? (горные породы).

- Можете ли Вы, ребята , предположить, почему горные породы называют «горными»? Разве камни есть только в горах?

Оказывается, термин «горная порода» достался нам в наследство с далеких времен, когда руду для выплавки металла добывали в горах и были мастера рудного (горного) дела. С тех пор все породы называют горными. Вспомните сказку о хозяйке медной горы и Даниле мастере Бажова Павла Петровича («Малахитовая шкатулка»).

(на столах образцы горных пород, 3 вида: осадочные, магматические, метаморфические).

- Познакомимся поближе с горными породами. Рассмотрите горные породы, которые лежат у Вас на столах.

- Как Вы думаете, почему одни из них имеют однородную окраску, а другие разноцветные?

(предполагают: из разных веществ состоят.)

- Правильно, но эти вещества называют минералами.

«Минералы – это тела природы, имеющие однородный состав и кристаллическое строение».

Из минералов состоят горные породы.

«Гранит состоит из минералов: кварц, слюда и полевой шпат.

Известняк – из кальцита,

Кварцит – из кварца».

Горные породы и минералы, которые человек использует , называют полезными ископаемыми.

- Горные породы очень разнообразны по цвету, твердости, прозрачности, наличию блеска и т.д.

- Работая с текстом на с.97-98, вы узнаете, почему это произошло в природе. На основе текста составьте схему «Происхождение горных пород»

Горные породы по происхождению

Магматические Осадочные Метаморфические

Гранит, базальт. Глина, известняк. Мрамор, гнейс.

Итак, Вы узнали о группах горных пород, многие из которых являются полезными ископаемыми.

- Наша страна, в которой мы живем, очень богата полезными ископаемыми. Конечно, они есть и в нашей местности. Нам этим можно гордиться. Но необходимо бережное отношение к использованию их. Вы со мной согласны? Почему?

В. Физминутка.

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках поднялись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем по - приседаем,

Никогда не замерзаем.

– Наш корабль подходит к конечной точке путешествия по недрам Земли. Мы с вами оказались на поверхности Земли. Как вы думаете, возможно ли такое путешествие в недра нашей удивительной планеты? (Нет) 
– Почему? (Давление, температура)
– Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри?
– Существуют 2 современных метода изучения. Это – космический и сейсмический.

Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.

Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы.

Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ядро,
Но ядро от пушки.

Затем, представьте, мантия
Лежит внутри Земли,
Но не такая мантия,
Что носят короли.

Затем литосфера, земная кора…
Выбрались мы на поверхность –
Ура!

 

Г. Движение земной коры.

Земная кора состоит из ПЛИТ, которые постоянно находятся в движении (работа с интерактивной доской, картой «Строения земной коры»)

Показ видеоматериала «Перемещение плит в разное время», прослушать аудиозапись «разговор Земли»

 

4. Рефлексия.

- Что нового на уроке вы узнали?

- Какой этап урока вызвал у вас затруднения?

-Что вызвало у вас наибольший интерес?

На магнитной доске рисунок горы, при помощи значков укажите ваше положение на уроке. Если все понятно и было интересно - ближе к вершине горы, если возникли затруднения, значок помещаем ниже.

 

5. Этап первичного закрепление материала.

Цель: закрепить и проверить знания по данной теме.

Работа с карточками индивидуально.

 

Найдите соответствия между внутренними слоями Земли и их характеристиками.

1. ядро

2. земная кора

3. мантия

А) состоит из гранита, базальта и осадочных пород

Б) температура 2000, состояние вязкое, ближе к твердому

В) температура 6000, твердое.

1. - В

2. - А

3. - Б

Проверьте правильность следующих утверждений, напишите «да» или «нет».

1. Мантия – это верхняя оболочка Земли. (нет)

2. Ядро состоит в основном из железа и никеля. (да)

3. Земная кора находится в центре нашей планеты. (нет)

4. Под материками земная кора тоньше, чем под океанами. (нет)

5. Земная кора состоит из горных пород и минералов. (да)

Самопроверка.

7-8 баллов-«5»

5-6 баллов-«4»

3-4 балла_»3»

 

6. Домашнее задание

Параграф 20

Творческое задание : сделать модель внутреннего строения Земли.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации