Конспект музыкального занятия «Мы с матрешками играем» для детей младшего дошкольного возраста
Конспект музыкального занятия
«Мы с матрешками играем»
для детей младшего дошкольного возраста
(3-4 года)
На тему: «Русская матрешка»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Направление- Музыкально-художественная деятельность
Цель занятия: Приобщать детей к истокам народного творчества и декоративно-прикладного искусства средствами музыки и художественного слова, продолжать обогащать представление детей об игровых возможностях русской народной игрушки «Матрешка».
Задачи:
Образовательные:средствами музыки обогащать и расширять представления детей о матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; приобщать детей к выразительному исполнению не сложных музыкально-ритмических движений, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой, передавая особенности музыкального звучания.
Развивающие:развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку;развивать творческие и познавательные способности, речевые умения и мелкую моторику рук; развивать самостоятельность, активность детей, умение работать в группе.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой; вызывать у детей сочувствие к игровому персонажу, желание помочь ему; воспитывать бережное отношение к игрушке, заботу о ней.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
«Физическое развитие».
Предварительная работа:Рассматривание матрешек и беседа о матрешке в группе, игры с народными игрушками, разучивание музыкального материала (приветствие, песни, игры, хоровод).
Демонстрационный материал: набор из 4-х матрешек- вкладышей, домик
Раздаточный материал: матрешки маленького размера (высотой 5-7 см),
Ход занятия
Дети входят в зал друг за другом и останавливаются лицом в круг.
Исполняется музыкальное приветствие «Здравствуйте»
Муз. руководитель : Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я, а теперь, ребята, дружно, все вместе.
Дети: Здравствуйте!
Муз. руководитель: Будем весело играть и в ладошки ударять.
Проводится коммуникативная игра "Здравствуйте"
сл. и муз. М. Картушиной
Здравствуйте, ладошки! – Вытягивают руки,поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! - Пружинка.
Топ-топ-топ! - Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки!- Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки!- Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Здравствуйте! - Машут рукой.
Муз. руководитель: Ребята, а теперь посмотрите все на меня.
Музыкально-ритмические движения:
1.«Ай-да!». Музыка и слова Г.Ильиной
На 1 часть
Дети ставят ноги на ширину плеч (можно чуть шире), руки на пояс и, раскачиваются из стороны в сторону, отрывая поочередно ноги от пола.(показ)
Обращать внимание на правильность выполнения, хвалить.
На 2 часть
На слова: «Быстро, ножки, топочите, детки, весело пляшите» выполняют «топотушки» на месте. По окончанию музыки разводят руки в стороны и весело произносят «Ой».
Муз руководитель: Ребята, посмотрите, на моем столе стоит красивый домик, интересно кто же в нем живем, по идемте посмотрим,( ребята рассматривают домик, высказывают предположения), как вы думаете, кто в нем живет. Ни кто не выходит.
Муз. руководитель: Ребята, а давай те, все похлопаем, и хозяева выйдут нас услышат и выйдут. (дети хлопают в ладоши)
Муз. руководитель: Ой, какие красивые куколки, ребята, а вы знаете, как называются такие игрушки?
Дети: Матрешки!
Муз. руководитель: Правильно, ребята, это – матрешка, она очень веселые, красивая, какой разноцветный у нее наряд, а кто же это стучит, давай те посмотрим, что внутри матрешки. В ней матрешки, смотрите в большой матрешке, маленькая матрешка. Какая матрешка (большая и маленькая), была одна, а стало много матрешек. А, что же это матрешки принесли с собой, какие то музыкальные инструменты, а какие мы сейчас попробуем с вами узнать.
Развитие чувства ритма:
Игра «Узнай инструмент» (за ширмой поочередно играет бубен, погремушка)
Похвалить детей аплодисментами.
Проводится пальчиковая игра-массаж «Мы с матрешками играем»(авторская разработка Прозорова Н.А.)
Муз. руководитель выполняит действия вместе с детьми.
Мы матрешку в руки взяли - дети катают матрешек между ладошками
И в ладошках покатали
И вперед, и назад.
Играть с матрешкой каждый рад.
Подружитесь вы, матрешки - дети поочередно поглаживают каждым
С каждым пальчиком в ладошке.пальчиком голову матрешки
А теперь в другую руку - перекладываю матрешку в другую руку
Мы матрешку все возьмем
Пальчики другой ладошки - поглаживают каждым пальчиком
Гладят добрую матрешку матрешку по голове
А теперь наша матрешка- дети слегка поднимают матрешку и опускают Попляши-ка на ладошке! ее на ладошку «матрешка танцует»
Покачаем мы матрешку - дети кладут матрешку на одну ладошку и
Пусть поспит она в ладошке. накрывают другой рукой, качают.
Слушание музыки:
2.«Колыбельная»
Музыка спокойная, нежная, не торопливая, красивая. Называется колыбельная, качают. А где, вы уже слышали колыбельную, правильно, мамы нам пели.
Муз. руководитель: А матрешка-то не спит, она мне что-то говорит (прикладывает свою матрешку к уху). Матрешка хочет послушать, как вы поете.
Пение:
«Петушок». Русская народная прибаутка. Поют 2 раза.
Молодцы, ребята, все очень хорошо пели.
Муз. руководитель: А сейчас, матрешка, нас зовет плясать.
Пляска:
«Мы матрешки»
Матрешка, говорит, что ей очень понравилось, как дети плясали, и она очень хочет придти к нам еще в гости, а сейчас ей пора уходить, дети говорят до свидания, говорят кто к ним приходил, уходят.
Список использованной литературы
1.Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в младшей группе детского сада»
ТЦ Учитель. Воронеж 2009.
2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей
группе детского сада».
3. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду.
Москва, 2008.
4. Кравцова Е.Е. «Разбуди в ребенке волшебника» Москва, Просвещение 1996.
5. Чусовская А. Н. «Знакомство с народным изобразительно-прикладным
искусством в ДОУ» АРКТИ. 2014.
6. Ресурсы интернета:
http://www.maam.ru/