Занятие по речевому развитию в старшей логопедической группе на тему «Транспорт»
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей логопедической группе по теме:
«Транспорт»
ЦЕЛЬ: Формирование лексико-грамматических категорий по теме «Транспорт»
Задачи:
1. Активизировать и актуализировать словарь по теме «Транспорт».
2.Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа слова.
3.Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными)
4. Развивать навык словообразования.
5.Обогатить экспрессивную речь сложными словами.
6.Совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложные предложения).
7.Развивать психологическую базу речи.
8. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
9. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.
Интеграция:
Физическое развитие: развитие мелкой и крупной моторики
Познавательное развитие: ознакомление с видами транспорта и профессиями на транспорте, развитие познавательных процессов.
Социально-коммуникативное развитие: формирование навыков сотрудничества
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, ноутбук, разрезные картинки с изображением транспорта, схемы, кодирующие вид транспорта, набор букв на каждого ребенка, цветные фишки, конверт с письмом.
ХОД:
1.Оргмомент.
- Дети, сегодня утром нам пришло письмо. Пишут вам жители острова Железяка. У нас большая беда: Волшебник Тормоз разломал все машины. Приезжайте, пожалуйста, помогите нам их починить.
- Ну что, дети, поможем жителям острова Железяка. Мы сегодня же с вами отправляемся в путешествие на остров. Нас ждут разные приключения и трудные задания, потому, что волшебник Тормоз будет нам постоянно мешать. И так – в путь.
- Сначала мы отправимся на автобусную остановку.
2. Основная часть.
Пальчиковая гимнастика.
Мы шагали по дорожке, |
Соединяем все пальцы с большим (Колечки) |
Сами дальше не идут, |
Стучим кулачками друг об друга |
А стоят – автобус ждут. |
Пальцы – в замок |
Но не долго мы в печали |
Соединять пальцы рук друг с другом (большой с большим и т.д.) |
Нам открыл автобус дверь, |
Большие пальцы – вместе, ладони – в стороны. |
Пассажиры мы теперь. |
хлопки |
- Ребята, волшебник Тормоз пустит в автобус тех, кто по коду назовет вид транспорта. (дети смотрят на код, называют транспорт, проходят на места) (см приложение)
- Ребята, кто работает на автобусе? (водитель, кондуктор)
- Что они делают? (управляет, заправляет, ремонтирует, моет, продает, следит за порядком и т.д.)
- Мы с вами в автобусе, а мимо проезжают машины. Посчитаем машины: 1 автобус – до 5; грузовик, такси. Мы приехали на вокзал, а на перроне стоит поезд, посчитаем его вагоны: 1вагон – 5 вагонов.
- Кто работает на поезде? (машинист, проводник вагона)
- Что они делают? (управляет, везет, перевозит, моет, убирает, встречает пассажиров, проверяет билеты и т.д.)
- Волшебник Тормоз не пропускает наш поезд, расставил картинки, говорит, найдете лишнюю, тогда пропущу.
Игра «Четвертый – лишний»
Пароход, грузовик, автобус, такси
Катер, лодка, самолет, корабль.
Автобус, такси, грузовик, велосипед.
- Мы с вами приехали на станцию. Пойдем, прогуляемся.
Физминутка. Дети стоят друг за другом в кругу.
Рельсы-рельсы |
Водим пальцами по спине соседа сврху-вниз |
шпалы-шпалы |
Тоже самое справа-налево |
Ехал поезд запоздалый |
Стучим кулачками по спине |
Из последнего вагона вдруг просыпался горох. |
Стучим пальчиками по спине |
Пришли мышки, все погрызли |
Легко пощипываем |
Пришел слон – все растоптал |
Стучим кулачками |
Пришел дворник все подмел Ш-Ш-Ш |
Водим спокойно руками по спине сверху-вниз |
- Поехали, поезд отправляется (Дети садятся на места)
- Мы с вами в порту. Какой транспорт приходит в порт? (пароходы, корабли, катера, паромы, танкеры, лесовозы)
- Кто работает на пароходе, корабле (матросы, кто готовит еду – кок, самый главный – капитан).
- Волшебник Тормоз снова нам мешает: не пущу в море пароход, пока слово КОК не зашифруете.
(Выполняем звуко-буквенный анализ слова КОК)
- Молодцы!
- Последняя наша пересадка – самолет. Кто работает на самолете? (пилот, бортпроводник)
- Что делает пилот? Что делает бортпроводник? (Управляет самолетом, рулит, следит за приборами, проверяет билеты, кормит пассажиров, следит за порядком, заботится и т.д.)
- Ребята, только что пришло сообщение, что волшебник Тормоз сломал самолет. Нужно срочно проверить, все ли детали самолета на месте. Что есть у самолета?
- Корпус. Кабина. Крылья. Хвост. Мотор. Шасси. Окна. (Иллюминаторы)
- Все назвали, все части на месте? Полетели.
- Вот мы с вами и на острове. Посмотрите, в каком состоянии у них транспорт: разломанный, ржавый. Нужно его починить.
- Поиграем в игру « Собери машину» Я вам говорю 2 слова, а вы собираете из них 1 и получится новое название машины:
Мусор+возить= мусоровоз
Молоко+возить=молоковоз
Сам+летит=самолет
Везде+ходит = вездеход
Цемент+возит = цементовоз
- Молодцы, собрали мы машины.
- А теперь последнее, главное задание «Почини машину». Вам нужно собрать картинку из кусочков. Дети собирают разрезные картинки и говорят:
- Я починил пароход.
- Я починил такси и т.д.
- Молодцы дети. Вы не побоялись волшебника, выполнили все задания.
3. Итоги.
- За что вы можете себя похвалить?
В заключение, скажем друг другу:
- Ты – супер.
Приложение 1.
Коды для транспорта
- воздушный транспорт
- наземный транспорт
-водный транспорт