Конспект НОД по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста на тему «Весенние цветы»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (для детей младшего дошкольного возраста) на тему: «Весенние цветы»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Составила воспитатель Михалькова Елена Сергеевна
Санкт-Петербург
2020 г.
Цель: Обогащение лексического словаря и знаний о различных видах весенних цветов.
Обучающие задачи:
Расширять словарный запас существительных и прилагательных по теме.
Активизировать знания детей о весне, о сезонных изменениях в природе.
Закрепить названия цветов.
Формировать связную речь, умение детей отвечать на вопросы.
Упражнять детей в употреблении слов-признаков, согласовывая прилагательные с существительными.
Развивать фонематический слух.
Развивающие задачи:
Формировать эмоциональную отзывчивость
Развивать умение отгадывать загадки.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать внимание, память, речь.
Воспитательные задачи:
Воспитывать познавательный интерес к окружающей среде, наблюдательность, эстетические чувства
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
Виды детской деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Познавательная
Изобразительная.
Двигательная.
Материалы и оборудование:
Картинки-иллюстрации по теме «Приметы весны»
Изображения цветов: подснежников, тюльпанов, одуванчиков.
Игрушка-мишка, фотоаппарат
Искусственные цветы
Предварительная работа:
Беседа об признаках весны.
Рассматривание цветов на клумбе.
Прослушивание аудио записей П.И.Чайковский «Времена года. Апрель. Подснежник», «Вальс цветов».
Чтение и заучивание стихотворений о весне.
Ход НОД.
1. Организационный момент:
Воспитатель. Ребята, вы заметили, как изменилась природа за окном: что произошло с землей, деревьями, людьми.
Картинка с изображением весеннего пейзажа
Посмотрите на картинку, какое у нас сейчас время года?
Дети: весна…
Воспитатель. Весна, правильно. А что происходит весной? Солнышко какое?
Дети: Яркое, теплое, лучистое.
Воспитатель. Мы с удовольствием подставляем щечки и ладошки под солнышко и чувствуем, как оно нас греет. Что стало со снегом? Земля покрылась чем? Травой какой?
Дети: Молодой, маленькой, зеленой.
Воспитатель: На деревьях набухли почки и из них появились? …Какие листочки.
Дети: зеленые, маленькие, молодые.
Воспитатель: Кто прилетел из теплых краев? Птицы прилетели и запели. Какие птицы?
Дети: ласточки, скворцы, соловьи.
Воспитатель: Появились цветы.
Стук в дверь. Ребята, вы слышали. Кто-то постучал в дверь, по-моему, к нам пришли гости. Кто же это?
Появление игрушечного мишки с фотоаппаратом.
Воспитатель. Ой, так это же Мишутка!
Мишутка. Здравствуйте, ребята.
Воспитатель. Здравствуй, Мишутка. Ребята, давайте вместе поздороваемся с нашим гостем.
Дети: Здравствуй, Мишутка.
Воспитатель: А что у него в лапках? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Фотоаппарат, правильно! Вероятно, Мишутка очень любит фо-то-гра-фи-ровать.
Ведение в проблему.
Мишутка. Да, ребята, я люблю фотографировать все красивое. С начала весны я сделал много фотографий цветов, только я не знаю, как они называются. Может, вы мне поможете?
Воспитатель. Ребята, поможем Мишутке? Хотите?
2. Основная часть.
Картинка – фотография подснежника.
Мишутка. Вот и первая фотография, я сделал ее в лесу.
Воспитатель. Отгадайте загадку, как называется этот цветок?
Прогибается росток –
Удивительный цветок!
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет, расцветает!
Отгадали, ребята?...
Ответы детей.
Воспитатель. Это под-снеж-ник, молодцы. Этот белый цветок пробуждается весной первым из растений, когда еще не растаяли последние сугробы. Нераспустившийся цветок похож на каплю молока. Хрупкий маленький подснежник способен выдерживать мороз и вновь ожить. За это его называют «задирой»! Цветок растет в лесу, он дикий. Запомни, Мишутка, этот цветок, он называется … подснежник!
Картинка - фотография одуванчика.
Мишутка. А вот вторая фотография, я сделал ее в городе, цветок рос в траве, на газоне.
Воспитатель. Отгадайте, что за цветок?
Носит тот обманщик
Желтый сарафанчик
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Угадали, ребята, что это за цветок?
Дети: Одуванчик.
Воспитатель: Оду-ван-чик, молодцы! Одуванчик, один из первых городских цветов, он словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Это дикий цветок, так как за ним никто не ухаживает. Растет одуванчик почти везде.
Пальчиковая гимнастика.
На своей высокой ножке (ладошки вместе)
Поднимаясь к вышине, (поднимаем сомкнутые ладошки вверх и разводим)
Он растет и на дорожке, (загибаем пальчики при перечислении: маленький пальчик загибаем)
И в ложбинке, и в траве. (безымянный , далее средний загибаем).
В полдень поднимается солнышко (покажем ручками, как поднимается солнышко), высоко-высоко ручки подняли, одуванчик поднимает головку кверху (посмотрели вверх), к вечеру, (ручки плавно опускаем) солнышко начинает снижаться к закату, он свой цветок закрывает (ладошки сомкнули). Проходит время, и желтые цветочки превращаются в белые пушинки.
Картинка – фотография белого одуванчика.
Ребята, посмотрите на картинку.
Молодой и золотой
За неделю стал седой!
А денечка через два
Облысела голова!
Седой, значит, белый как волосы и борода у Дедушки Мороза. Давайте подуем на одуванчик! Вздохнем побольше воздуха и…(воспитатель дует), дуйте, дуйте сильнее, как будто выдуваем мыльные пузырики!
Картинка – фотография чуть облетевшего одуванчика
Ой, как здорово, ребята, полетели белые зонтики! Ну, не ленитесь, подуем еще раз, сильнее, только щечки не раздувайте, положите пальчики на щечки и дуйте.
Картинка – фотографии одуванчиков, почти облетевшего и «лысого».
Ну вот, совсем «облысел», какие же вы сильные, молодцы! Белые пушинки-зонтики – это семена, подует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны, падают на землю и прорастают новые цветы.
Ну что, Мишутка, запомни, этот чудесный цветок называется о-ду-ван-чик, запомнил?
Мишутка. Запомнил!
Картинка – фотография тюльпанов.
Мишутка: А вот еще одна картинка, ребята. Эти цветы я сфотографировал у вас в детском садике, на клумбе.
Воспитатель: что же это за цветок, послушайте загадку.
Он из луковки растет,
Раннею весной цветет.
А когда он расцветает,
Он стакан напоминает,
Нет же чашку, не стакан.
Это бархатный…. Что, ребята?
Дети. Тюльпан.
Воспитатель. Тюльпан, правильно, молодцы!
Тюльпан – красивый садовый цветок, но, чтобы он радовал нас своей красотой, за ним нужно ухаживать. Что нужно делать?
Дети: поливать.
Воспитатель: да и не только, его нужно вовремя посадить, рыхлить землю, подкармливать, правильно хранить луковички, из которых он вырастает.
А теперь ушки на макушке. Давайте поиграем: я буду называть разные слова. Как только вы услышите «тюльпан», хлопайте в ладошки (воспитатель хлопает), если услышите другое слово, топайте ножками. Приготовились? Слушаем. Тюльпан – стакан – балаган-тюльпан-карман –великан-тюльпан. Ай да молодцы, какие вы у меня внимательные!
Тюльпаны – не только красивые, но и душистые цветы. Их можно нюхать, только не рвите их, пожалуйста, не портите красоту клумбы. Цветы в подарок можно купить в магазине.
Запомни этот цветок, Мишутка, под названием «тюльпан».
Мишутка. Запомнил.
Воспитатель. А теперь, ребята, пора нам немножко отдохнуть. Вставайте, покружились-покружились, в летчиков превратились! Сейчас полетим над полем с одуванчиками.
Мы ручками похлопаем (хлоп-хлоп-хлоп),
Мы ножками потопаем (топ-топ-топ),
Мы руки все подняли
И дружно опустили.
И сели все в волшебный самолет.
Завели мотор (жжж-жжж),
Самолет летит, а мотор гудит. Ручки в стороны – полетели-полетели самолетики! Приземлились, завели мотор (ж-ж-ж, вращаем руками перед собой) и снова полетели в небо, какая красота внизу!
А теперь покружились-покружились, в деток обратно превратились!
Воспитатель показывает картинку с частями цветка.
Ребята, мы с вами познакомились с такими разными цветами: белым подснежником, желтым одуванчиком, разноцветными и красочными тюльпанами. Что же у них общего?
Воспитатель раздает каждому ребенку по искусственному цветку.
У всех цветов есть стебель. Скажите: стебель. А ласково?.
Дети. Стебелек.
Давайте вместе: стебель-стебелек. Проведем по стебельку пальчиком сверху-вниз. Есть листья, назовите ласково:
Дети: Листочки
Воспитатель. И нераскрывшийся цветок – бутон, скажи «бутон», а ласково бутончик. Ну и, конечно. Сами головки-цветы. Цветы, а ласково … (цветочки).
А зачем нужны цветы, ребята….
Ответы детей
Воспитатель: Для красоты, конечно, но не только. Некоторые цветы используют для приготовления лекарств и еды. А еще ну-ка, Мишутка, подскажи!
Мишутка. С цветочков пчелы собирают нектар и делают мед, ой как я люблю мед! Ням-ням!
Воспитатель. Ребята, а вы любите мед?
Ответы детей.
3. Итоги. Рефлексия.
Картинка с различными цветами, в том числе с подснежником, одуванчиком и тюльпаном.
Ну что же, ребята, мы с вами узнали много нового о различных видах весенних цветов: диких и садовых, помогли Мишутке, Надеемся, Мишутка все запомнил и теперь не ошибется, а мы это сейчас проверим.
А ну-ка скажи, мишутка, где среди этих цветов «тюльпан»?
Мишутка. На чашечку похож, вон там в верхнем углу красный цветок.
Воспитатель. Правильно мишка угадал, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: А где одуванчик?
Мишутка. Да вот он, на одном растении и белый шарик, и желтое солнышко.
Воспитатель. А вы, ребята, как думаете?
Молодцы, а найди нам подснежник, Мишутка.
Мишутка. Этот цветок вылезает из-под снега, хрупкий, беленький, вот он в нижнем углу.
Воспитатель. Все правильно. А вы запомнили, как называют еще этот цветок? Почему?
Ответы детей.
Мишутка. Спасибо, ребята, за помощь. Мне пора в лес. Оставляю вам фотографии цветов в подарок! До свидания!
Воспитатель. До свидания. Мишутка, приходи к нам снова! Давайте помашем мишке рукой и скажем: «До свидания, Мишутка!».
Дети прощаются, машут руками.