Конспект НОД по развитию речи у детей с РАС младшего дошкольного возраста
Цель: активизация речевых навыков.
Задачи:
Вызывание звуков и звукоподражаний у детей.
Улучшение понимания простых инструкций.
Расширение словарного запаса по теме «музыкальные инструменты».
Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Развитие фонематического слуха.
Необходимое оборудование: картинки с музыкальными инструментами, музыкальные инструменты (барабан, погремушка, колокольчик), разрезные картинки из двух частей (барабан, колокольчик), визуальное расписание с карточками, компьютерный Smart стол, флешка с компьютерными играми «Мерсибо».
Ход занятия:
Организационный этап:
1.1. Приветствие: педагог стучит ритм слов по бубну и проговаривает с детьми слова приветствия, затем просит, чтобы каждый ребенок повторил за ним.
1.2. После приветствия педагог знакомит детей с визуальным расписанием занятия.
Основной этап.
2.1. Развитие артикуляционной моторики.
Выполнение перед зеркалом простых артикуляционных упражнений: «улыбка», «трубочка», «окошко», «лопата».
2.2.Вызывание звукоподражаний по теме «Музыкальные инструменты».
Педагог достает колокольчик и называет его «Динь-динь». Прячет колокольчик под платок и задает вопросы: «Где динь-динь? Тут. Что тут? Динь-динь». Так же играют с барабаном (бум-бум) и погремушкой (бух-бух).
Затем каждый инструмент педагог дает ребенку, чтобы дети сами попробовали поиграть, послушать звук.
2.3. Развитие фонематического слуха.
Инструкция: «давайте послушаем, что как звучит».
Дети по очереди играют в музыкальные инструменты. Затем педагог просит закрыть глаза и звенит погремушкой и спрашивает, что услышали дети. Дети отвечают коротким звукоподражанием (бум-бум, бух-бух, динь-динь) или показывают ответ с помощью карточек с музыкальными инструментами, которые выложены на столе.
Первые несколько раз дети выполняют задание с помощью педагога (педагог помогает закрыть глаза, дает образец правильного ответа, помогает показать картинку).
2.4. Развитие навыка подражания и мелкой моторики.
Инструкция: Сейчас мы покажем, как нужно играть на музыкальных инструментах.
Колокольчик: «Динь-динь!» (соединить пальцы и покачать ими).
Барабан: «Бум-бум!» (постучать указательными пальцами).
Погремушка: «Бух-бух!» (сжать кулачок и помахать им).
2.5.Развитие высших психических функций.
Собирание картинок из двух частей – колокольчик, барабан и погремушка.
Инструкция: «давайте починим картинки. Что получилось? Динь-динь, бум-бум, бух-бух».
3.Заключительный этап.
3.1 Закрепление полученных навыков: педагог показывает музыкальные инструменты на карточках и спрашивает, что это, вызывая звукоподражания: динь-динь, бум-бум, бух-бух. Если ребенок затрудняется с ответом, педагог помогает показать карточку и сам проговаривает звукоподражания.
3.2. Активизация речевой деятельности.
В конце занятия используется интерактивное оборудование: компьютерный Smart стол и игра «Мерсибо» на вызывание звукоподражаний. Так-как эта игра очень нравится детям, ее используют в конце, чтобы вызвать положительные эмоции при завершении занятия.
Педагог объясняет правила –детям нужно выбрать картинку, нажать ее и повторить звук.
Затем, дети по очереди нажимают на картинки, повторяют звукоподражания музыкальных инструментов и показывают соответствующий жест.
3.3 Прощание- педагог стучит по бубну и повторяет по слогам слово «пока» и имена детей. Затем дети по очереди повторяют действия и слова.