Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Звуки (Т — Ть), буква Т»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе.
Тема:
«Звуки (Т — Ть), буква Т»
Цель: Формирование фонематических компетенций.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
-Корригировать и развивать связную устную речь;
- Закреплять правильное звукопроизношение;
-Пополнять и обогащать пассивный и активный словарь.
Образовательные:
-Уточнить характеристики звуков Т-Т’;
-Продолжать знакомить с понятиями о твердости и мягкости согласных звуков;
-Совершенствовать умение выделять звуки Т-Т’ из слогов и слов;
-Продолжать учить определять позицию звука в словах;
-Закреплять умение составлять звуковую схему слова;
-Закрепить образ буквы Т. Работа с магнитной азбукой.
Воспитательные :
-Воспитывать интерес к занятиям;
-Воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу ;
Здоровьесберегающие:
-Следить за правильной посадкой детей;
-Чередовать статические и динамические задания.
Описание занятия:
1.Организационный момент:
Логопед:
- Ой, ребята, кто-то стучит к нам в дверь! Давайте посмотрим, кто там? К нам в гости пришли мишки Том и Тим.
На опушен старый дом,
А живут в нём Тим и Том
Два весёлых дружных брата,
Очень добрые медвежата.
2.Сообщение темы занятия:
Логопед:
-Ребята, с какого звука начинается имя мишки Тома?
Ответы детей.
Давайте произнесём звук [Т].
-А с какого звука начинается имя мишки Тима?
Давайте произнесём звук [Ть].
Вы уже догадались, о каких звуках мы сегодня будем узнавать?
Ответы детей
Логопед:
Правильно! Мы сегодня с вами будем говорить про звуки Т и Ть
3.Работа по теме:
3.1. Уточнение характеристик звуков Т-Ть по артикуляционным и акустическим признакам:
Логопед:
- Что происходит с нашими губами, когда мы произносим звук Т? (Они приоткрыты)
-Что помогает произнести звук Т Язык. Он напряжен. ударяется о бугорки.
-Горлышко работает? ( Не работает)
Ответы детей:
- Звук [Т] – согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим цветом. ПОКАЗАТЬ КРУЖОК
Логопед:
- Что происходит с нашими губами, когда мы произносим звук Ть? (Они приоткрыты)
Язык смягчается- Звук [Т’]
-Горлышко работает? ( Не работает)
Ответы детей:
-Звук [Т’] – согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом. ПОКАЗАТЬ КРУЖОК
(логопед выкладывает на магнитной доске модель звука Т, произносим звук Т. Вместе с детьми даем характеристику звукам Т и Ть. На магнитной доске логопед выкладывает схемы звуков)
Звук Т – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.
Звук Ть – согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.
Логопед
— Чем отличаются звуки? (Звук Т – твердый, звук Ть – мягкий).
- Что общего? (Звуки Т и Ть согласные, глухие).
- Докажите, что звуки Т и Ть согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду, губы).
- Что напоминает звучание звуков Т –Ть?
Ответы детей
3.2.Развиваем фонематический слух:
Логопед:
-Давайте сейчас поиграем в игру «Игра «Сигнальщики».
- поднять флажки нужного цвета ( на звукт Т синий, на звук Ть зелёный)
Ть Т Т Ть АТ УТь ИТь ОТ
ТИГР ТОРТ ТЕМНО ТЕЛЕНОК ТЫКВА ТЕПЛО ТОК ТРАВА ТЕМНОТА ТЕЛЕВИЗОР ТАРАКАН ТЕАТР ТРАМВАЙ
Дети поднимают флажки нужного цвета на звук, слог, слово.
Игра «Разложи игрушки»
Логопед:
Ребята, мишки перепутали все свои игрушки. Давайте поможем разложить игрушки ТОМА в коробочку с синим флажком. А Тима в коробочку с зеленым флажком.
Мишки очень довольны. А давайте теперь подарим Тому и Тиму картинки
Игра «Подарим картинки Тому и Тиму»
Дети раскладывают картинки.
3.3.Физкультминутка:
Логопед:
-А сейчас встанем на ножки с делаем зарядку:
Сбил, сколотил (соединить указательные пальцы)-кулачки друг на друга
Сбил, сколотил (соединить все пальцы)-кулачки
Сбил, сколотил (рука над рукой)-кулачки
Сбил, колотил ( руки крест-накрест на груди)-кулачки
О! Колесо!( соединить большие и указательные пальцы)
О! Колесо! ( соединить все пальцы)
О! Колесо! (руки ( ) над головой)
О! Колесо! (самое большое)
Сел ( замочек из рук), да поехал ( моторчик пальчиками заводим)
Сел ( замочек из рук), да поехал ( моторчик пальчиками заводим)
Сел ( замочек из рук), да поехал ( моторчик пальчиками заводим)
Сел ( замочек из рук), да поехал ( моторчик пальчиками заводим)
Ах! Хорошо! ( замочек и к правой ноге)
Ух! Хорошо! ( замочек к левой ноге)
Ох! Хорошо! ( перед собой)
Эх! Хорошо! ( за спиной замочек)
Оглянулся назад ( посмотреть назад на руки)
Только спицы летят ( скрестить руки на груди крест накрест и подвигать пальцами)
3.4.Формирование фонематического анализа:
Логопед:
Том дарит вам звуки Т,О-какой слог получился? Какого звука не хватает, чтобы получилось имя ТОМ. Выложить схему слова.
Дети с помощью логопеда выкладывают схему слова.
Тим дарит вам звуки Т,И-какой слог получился? Какого звука не хватает, чтобы получилось имя ТИМ . Выложить схему слова.
Дети с помощью логопеда выкладывают схему слова.
3.5.Формирование фонематического синтеза:
Логопед:
-Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру: я «кидаю» вам звуки, а вы «возвращаете мне слово»
Игра «Дарю звуки, верните слово»
Т,О,К К,О,Т Т,И,Р Т,О,Н Т,И,Х,О Т,И,Г,Р
3.6.Знакомство с буквой:
Логопед:
-Ребятки, вы знаете что звук Т можно записать буквой?
Буква Т в трубу трубила, трёх соседей разбудила.
Дети выкладывают букву Т на столе из палочек, заштриховывают трафарет.
4. Рефлексия
Логопед:
Ребята, с какими звуками продолжили знакомство?
Звук Т какой?
Звук Ть какой?
С какой буквой познакомились?
А какое задание было самым трудным?
Какое задание понравилось больше всего?
Ответы детей