Занятие на тему «Звуки т-ть. Буква Т»
Конспект фронтального логопедического занятия
по подготовке к обучению грамоте в средне-старшей группе
Тема. Звуки [т], [т’] и буква Т.
Цель: познакомить детей с буквой Т, её графическим изображением.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять навыки различения и четкого произношения звуков т-ть, в слогах, в словах, чистоговорках, предложениях.
-закреплять умение характеризовать звуки по схеме.
-совершенствовать навыки проведения звуко- слогового анализа на примере слова ТОМА.
-формировать умение читать слоги.
Коррекционно-развивающие:
-закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово»;
-упражнять в определении места звука [Т] в слове;
-упражнять в делении слов на слоги;
-развивать общую и мелкую моторику рук;
-развитие эмоциональной сферы;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать внимание, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов.
-воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование: костюмы, звуковые фишки и линейки, дощечки с пластилином, карточки с картинками, буква Т, болото, мольберт 1, ёлка ,тарелочки с семенами, камнями, семечками, проектор, ноутбук, слоговая ромашка, схемы.
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие. Психогимнастика.
Логопед: Давайте встанем и поприветствуем друг друга!
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
2.Сообщение темы занятия. Проблемная ситуация.
(стук в дверь). Логопед: Слышите, кто-то стучится, давайте посмотрим, кто там.
(заходит зайчик и мышка)
Зайчик и Мышка: Здравствуйте!
Логопед: Здравствуйте!
Мышка: меня зовут Тома.
Зайчик: Меня зовут Тим.
Логопед: прислушайтесь к этим словам. Какой первый звук в слове Тома? (т)
А в слове Тим? (ть).
Логопед: Тома и Тим, а почему вы такие, грустные?
Тома: Мы, отправились на день рождения к своему другу медвежонку Топтыжке и заблудились.
Тим: мы, пришли к вам в гости за помощью.
Логопед: Дети, поможем Томе и Тиму отыскать дорогу к домику Топтыжки? (Да).
Логопед: Наш путь будет нелегким, нужно будет правильно ответить на вопросы, выполнить сложные задания. – Вы готовы? (да).
- Логопед: Тогда отправляемся в путь. Сначала нам нужно добраться до леса. Какой транспорт вы знаете?
Дети: Я знаю транспорт-самолет. (автомобиль, автобус, корабль, метро).
Логопед: Молодцы! Знаете много разного транспорта. Поедем мы сегодня на автобусе. А вот и наш автобус, но чтобы занять в нём место, нужно получить билет.
Возьмите билетики и займите места, согласно купленным билетам. А пока мы будем ехать в автобусе, давайте с вами вспомним правило красивой речи.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим!
3. Повторение правил о звуках [т-ть].
Логопед: - Вот мы и приехали.
Дыхательная гимнастика. Посмотрите, как здесь красиво! Какой чистый воздух! Давайте мы с вами подышим: сделаем глубокий вдох через нос, а выдохнем через рот .
-Логопед: Напомните, с какого звука начинается имя ТОМА? (т). А имя ТИМ (ть).
Скажите, что вы знаете о звуках т-ть?
Вы на схему посмотрите
Всё о звуке расскажите
- Когда мы произносим звуки т-ть:
Губы улыбаются, зубы сближены, язык стучит по бугоркам за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду в виде языка и верхних зубов. Горлышко спит.
Итак, скажите, какие звуки т-ть?. Охарактеризуйте их:
Звук [т] – согласный, твердый, глухой.
- А его братик звук ть?
Дети: звук ть – согласный, мягкий, глухой.
4. Произношение звуков в слогах.
Логопед: Дети, наши герои придумали песенки. Любимая песенка Томы - ТА-ТО-ТЫ. А Тим любит петь песенку ТИ-ТЯ-ТЮ.
- Давайте ее споем с нашими друзьями.
Логопед: молодцы!
5. Произношение звуков в словах.
Деление слов на слоги
Посмотрите, ребята, образовалось болото. Как же нам пройти? По болоту ходят по кочкам. А вот и кочки, но кочки не простые, на них изображены предметы. Чтобы перейти по кочке, нужно назвать слово и сосчитать, сколько в нём слогов.
Как мы можем, посчитать количество слогов в слове? (хлопками, подбородком, шагами, по количеству гласных звуков).
Картинки-слова: танк, лопата, тыква, молоток.
Считают слоги.
Деление слов хором и индивидуально. - Отхлопаем слово танк…….
Итак, мы с вами подошли к непроходимой чаще. Вы должны быть очень внимательными. Если мы сможем выполнить это задание, то лес расступится, и мы сможем продолжить свой путь. Давайте сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Посмотрите на экран. Здесь изображены картинки с разными словами. Нужно определить, где в этих словах слышатся звуки Т и Ть.
Напомните мне, где может стоять звук в слове? (В начале, середине и в конце слова).
(самокат, телефон, зонт, картофель, таз).
Логопед: Молодцы, вы очень хорошо справились с этим трудным заданием.
Продолжаем путь.
Посмотрите, вот и показалась тропинка, пройдем по ней дальше.(убрала ёлку с тропинки)
Чтобы нам веселее было выполнять задания, произнесем чистоговорки.
Ток-ток, ток-ток, взяли в руки молоток.
Ту-ту, ту-ту, дам сметаны я коту.
То-то, то-то, надеваем мы пальто.
6. Физкультминутка.
Ребята, Тома и Тим устали, давайте немножко отдохнем.
Мы пришли в весенний лес
Много здесь вокруг чудес!
Справа берёзки стройные стоят
Слева елочки на нас глядят
На деревьях зеленеют листочки
А в траве расцветают цветочки
(Дети ходят друг за другом. Хлопают в ладоши. Поднимают руки вверх, плавно отводят правую руку в сторону Плавно отводят в сторону левую руку. Поднимают руки вверх, покачивая ими вправо-влево. Приседают и выполняют упражнение (соединить округленные ладони с раздвинутыми пальцами)
Пройдите за столы.
- Логопед: Дети: Вам нравится имя Тома? (Да). Давайте покажем Томе, как выложить её имя при помощи звуковых кружочков, которые лежат у вас в пеналах. А Тома посмотрит, и будет знать из каких звуков состоит её имя.
-Сколько слогов в слове Тома? (2)
Давайте проверим.
- Сколько звуков в слове Тома? (4 звука)
- Какие? Назовите их?
- 1 звук т, 2 звук – о, 3 звук – м, 4 звук – а.
А теперь обозначьте эти звуки кружочками.
- Кто хочет составить схему у доски? (дети выкладывают схемы слова ТОМА)
- Какой первый звук в слове «Тома» - т. Какой он?
Звук т – согласный, глухой, твердый. Кружком какого цвета мы обозначили этот звук? (синим)
о – гласный (красный)
м – согласный, глухой, твердый (синий)
а - гласный (красный).
Логопед: Молодцы! Тома, я думаю ты научилась и будешь знать из каких звуков состоит твоё имя.
Произношение звуков в предложении.
- Логопед: Напомните мне, куда мы держим путь?
- Дети: на день рождение медвежонку Топтыжке.
- Какое предложение, мы можем придумать со словом Топтыжка?
- Дети: У Топтыжки День Рождение.
Топтыжка любит мёд.
Топтыжка живет в лесу.
- Логопед: давайте посчитаем кол-во слов в предложение: «Топтыжка живет в лесу.
-Сколько слов в этом предложении? (4).
Какое первое слово? Второе…..
-А есть ли в этом предложении маленькое слово? (да - «в»).
7. Соотношение звука с буквой. Знакомство с буквой Т.
- А вы знаете, как выглядит любимая буква Топтыжки? Сейчас я вас с ней познакомлю. (Показ буквы)
-Это буква Т. Буква Т, обозначает звуки т-ть.
Дети, а вспомните чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем).
8. Подбор зрительного образа к букве.
- Посмотрите на неё. На что похожа буква Т? (на антенну, гриб, стол, молоток, зонт)
- Послушайте стихотворение про букву Т.
Молоток стучит: «Тук-тук ,букве Т я старый друг».
Буква Т на гриб похожа, у нее есть шляпка тоже.
Буква Т стоит на крыше: телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась и на крыше очутилась.
9. Анализ буквы Т.
- Посмотрите сколько элементов у буквы Т? (2)
- Посчитаем: один, два. Эти элементы одинаковые? (нет)
– Из каких же элементов состоит буква Т?
- У буквы Т - одна длинная палочка сверху вниз и одна короткая.
- Нарисуйте, указательным пальчиком пальчиком в воздухе букву Т.
10. Выкладывание буквы Т.
- Посмотрите на тарелочках лежат много разных элементов, из которых можно выложить букву Т. Выберете, которые вам понравились и пройдите за столы. Чтобы вы лучше справились с заданием, давайте поиграем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Приступаем к работе. Какую букву вы выложили? Букву Т. А ты Егор, какую букву смастерил? (Т).
Логопед: - Молодцы! Давайте сложим подарки для медвежонка в корзинку. Посмотрите, а вот и теремок.
-Тома: Спасибо, вам ребята! Вы помогли нам найти теремок к нашему другу.
- Тим: давайте постучим в дверь.
Стучатся. Из теремка выходит Топтыжка.
Топтыжка: Здравствуйте!
Логопед и дети: Здравствуй, Топтыжка! Мы с твоими друзьми принесли тебе подарки.
Топтыжка: Спасибо, вам ребята! А я тоже хочу подарить вам подарок. Вот эту ромашку.
-Логопед: Дети, посмотрите, а ромашка непростая. В сердцевинке этой ромашки буква Т. А на лепестках гласные буквы. Давайте я помогу вам соединить эти буквы и прочитаем слоги.
Логопед: Ребята, давайте попрощаемся с нашими друзьями.
- Тома и Тим: Спасибо, Вам ребята за помощь. До свиданья! (все герои уходят в теремок).
Логопед: Ну что ж, а нам пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя повернитесь и в детском саду окажитесь. Вот мы и в детском саду.
12. Итог.
Дети, кто к нам сегодня приходил в гости? (мышка и зайчик). Как звали мышку? Как звали зайчика?
Какую первую букву мы напишем в имени Тома и Тим? Какое же доброе дело мы сегодня совершили? (Мы помогли Томе и Тиму найти дорогу к медвежонку Топтыжке. С какой новой буквой познакомились? Что понравилось на занятии?
13. Сюрпризный момент. За то что, вы совершили доброе дело, я хочу вас угостить сладкими подарками.