Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе «В виртуальной галерее "Дорогая мама!"»

1
0
Материал опубликован 22 October 2018 в группе

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе

В виртуальной галерее «Дорогая мама

Программное содержание:

- формировать грамматически правильную речь; умение грамотно сочетать существительные, прилагательные, глаголы;

- учить способам словообразования существительных, обогащать речь детей определениями;

- учить детей составлять описательные рассказы по фотографии;

- развивать умения составлять рассказ о маме, используя фотографии;

- воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к маме;

- воспитывать чувство любви к маме через приобщение к произведениям искусства (портреты, фотографии, в которых главным является образ женщины – матери;

- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, сопереживание, эмпатию.

Предварительная работа.

1. Конкурс рисунков «Моя любимая мамочка» (родители, дети);

2. Разучивание стихотворений, рассматривание репродукций картин о семье, беседы о семье, профессиях, о домашних поручениях;

3. Чтение стихотворения Елены Благининой "Вот какая мама", "Посидим в тишине"

4. Беседа о дне Матери.

5. Дидактическая игра "Чья мама?"

Материалы: фотографии мам, опорная схема, мольберт, интеративная доска, презентация «Образ матери в произведениях русских художников», дидактическая игра «Вагончики».

Ход:

Воспитатель:

Ребята, мы с вами собрались не случайно! Сегодня мы поговорим с вами о самой лучшей, самой главной, самой красивой, самой желанной! Как вы думаете, о ком?

Подумайте и скажите, какое слово самое лучшее на свете?

Ответы детей.

Кто ещё не успел догадаться, тем поможет моя загадка:

В мире нет её роднее,

Справедливей и добрее.

Я скажу, друзья вам прямо –

Лучше всех на свете… (мама)

Конечно, самое лучшее слово на свете – это … мама!

У ребёнка самое первое слово "мама"- потому что для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек.

Воспитатель:

Сейчас я приглашаю вас на экскурсию, в виртуальную галерею русских художников, где все картины объединены одной темой «Матери». Как вы думаете, что такое виртуальная галерея?

Ответы детей

Воспитатель:

Виртуальная галерея – это публичная демонстрация в сети, где каждый желающий может посмотреть понравившиеся ему картины. Ребята, давайте вспомним правила поведения в галерее. (ответы детей)

Вот мы с вами и пришли в галерею. Предлагаю занять места, а для начала, я хочу прочитать вам стихотворение Елены Благининой «Мама спит, она устала…»

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине.

Воспитатель:

Ребята, как называется стихотворение, которое вы прослушали?

Кто является автором этого стихотворения?

Что говорит о маме автор стихов?

Какие чувства испытывает автор к маме?

Воспитатель:

И так, посмотрите на первую картину. Эту картину написал Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Вглядитесь в лицо матери. Какое оно?

Дети: ответы детей

Воспитатель:

Как вы думаете, о чем она думает?

Дети: ответы детей

Воспитатель:

Во время кормления мысли должны быть только добрыми и тогда доброта мамы передастся малышу не только с нежным теплым взглядом, но и с молоком.

Воспитатель:

Ребята, как бы вы назвали эту картину?

Дети: ответы детей

Воспитатель:

Следующую картину написал Аркадий Александрович Пластов. Эта картина называется «Мама». Кто изображен на картине? Что делает мама?

Дети: укладывает малыша, убаюкивает, кормит малыша

Воспитатель:

А что делает девочка?

Дети: помогает маме

Воспитатель:

Скажите ребята, если ребенок заплачет, начнет капризничать, как мама успокоит его?

Дети: покачает, споет песню колыбельную

Воспитатель:

Как бы вы назвали эту картину?

Дети: ответы детей

Воспитатель:

Посмотрите на эту картину. Ее написали два художника Алексей Петрович и Сергей Петрович Ткачевы, называется она «Матери». Представьте, ребята на минуточку, что картина ожила. Что бы вы услышали?

Дети: я услышал гоготание гусей, как плачет ребенок, шелест листвы, девочка поет песенку, дует легкий ветерок…

Воспитатель:

Какое у вас возникло настроение, чувства, глядя на эту картину? А какие чувства испытывают женщины, изображенных на картине, по вашему мнению? Как вы об этом догадались?

Дети: ответы детей

Воспитатель:

Следующая картина написана Юрием Зайцевым. Называется она «Чувашские матери». Посмотрите и скажите, кто изображен на картине?

Дети: ответы детей

Воспитатель:

Как можно узнать, что это чувашские женщины?

Дети: на голове тухья, масмак, на груди манисты украшенные манетами.

Воспитатель:

Итак, мы рассмотрели с вами картины различных известных художников. Как вы думаете, к какому жанру живописи их можно отнести?

Дети: портрет

Воспитатель:

Правильно. Кто обычно изображен на портрете?

Дети: человек, группа людей

Воспитатель:

Да, это человек или группа людей. Это могут быть и взрослые, и дети. Иногда мы можем увидеть кто они по профессии: врачи, музыканты, учителя…

Воспитатель:

Предлагаю вам показать как вы помогаете маме.

Физкультминутка "Дружно маме помогаем"

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Воспитатель:

А теперь обратите внимание на выставку фотографий ваших мам, посмотрите какие они все разные, но в тоже время в их глазах теплота, любовь, ласка. У меня тоже есть мама и вам расскажу о ней. (рассказ воспитателя). Теперь посмотрите на фото своих мам, можно закрыть глазки и вспомнить все свои чувства, которые вы испытываете к маме и составьте о ней рассказ. А поможет вам наш помощник – схема. Кто готов рассказать о своей маме?

Дети составляют рассказ о своей маме с помощью фотографий и при помощи схемы:

- Кто изображен на фотографии?

- Как зовут маму?

- Какие у нее волосы? (каштановые, черные, волнистые, короткие и т. д.)

- Какие глаза? (голубые, добрые, ласковые и т. д.)

- Какой рост?

- Где она работает? Кем?

- Чем занимается дома?

- Члены семьи?

Воспитатель: Молодцы, остальных ребят мы выслушаем позже, когда вернемся в группу. А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру "Назови какая"

Игра «Цепочка слов»

Воспитатель: объект – мама, называя признак, мы прикрепляем вагончик. Например: мама – красивая – умная – добрая – ласковая – милая – заботливая – нежная и т. д.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите какой замечательный паровозик у нас получился. Мама согревает вас теплом, а вы согревайте своих мам вниманием, ласковым словом, добрым делом.

Рефлексия: вот нам и пора возвращаться в группу. Но прежде, скажите, где мы с вами побывали сегодня? Картины каких художников рассматривали? Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Хорошо. Предлагаю вечером обнять маму и сказать, как сильно вы ее любите, а на праздник рассказать стихи, которые мы выучили для мам! (прощание, уход в группу).

Комментарии
Комментариев пока нет.