Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе «В виртуальной галерее "Дорогая мама!"»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе
В виртуальной галерее «Дорогая мама!»
Программное содержание:
- формировать грамматически правильную речь; умение грамотно сочетать существительные, прилагательные, глаголы;
- учить способам словообразования существительных, обогащать речь детей определениями;
- учить детей составлять описательные рассказы по фотографии;
- развивать умения составлять рассказ о маме, используя фотографии;
- воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к маме;
- воспитывать чувство любви к маме через приобщение к произведениям искусства (портреты, фотографии, в которых главным является образ женщины – матери;
- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, сопереживание, эмпатию.
Предварительная работа.
1. Конкурс рисунков «Моя любимая мамочка» (родители, дети);
2. Разучивание стихотворений, рассматривание репродукций картин о семье, беседы о семье, профессиях, о домашних поручениях;
3. Чтение стихотворения Елены Благининой "Вот какая мама", "Посидим в тишине"
4. Беседа о дне Матери.
5. Дидактическая игра "Чья мама?"
Материалы: фотографии мам, опорная схема, мольберт, интеративная доска, презентация «Образ матери в произведениях русских художников», дидактическая игра «Вагончики».
Ход:
Воспитатель:
Ребята, мы с вами собрались не случайно! Сегодня мы поговорим с вами о самой лучшей, самой главной, самой красивой, самой желанной! Как вы думаете, о ком?
Подумайте и скажите, какое слово самое лучшее на свете?
Ответы детей.
Кто ещё не успел догадаться, тем поможет моя загадка:
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете… (мама)
Конечно, самое лучшее слово на свете – это … мама!
У ребёнка самое первое слово "мама"- потому что для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек.
Воспитатель:
Сейчас я приглашаю вас на экскурсию, в виртуальную галерею русских художников, где все картины объединены одной темой «Матери». Как вы думаете, что такое виртуальная галерея?
Ответы детей
Воспитатель:
Виртуальная галерея – это публичная демонстрация в сети, где каждый желающий может посмотреть понравившиеся ему картины. Ребята, давайте вспомним правила поведения в галерее. (ответы детей)
Вот мы с вами и пришли в галерею. Предлагаю занять места, а для начала, я хочу прочитать вам стихотворение Елены Благининой «Мама спит, она устала…»
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине.
Воспитатель:
Ребята, как называется стихотворение, которое вы прослушали?
Кто является автором этого стихотворения?
Что говорит о маме автор стихов?
Какие чувства испытывает автор к маме?
Воспитатель:
И так, посмотрите на первую картину. Эту картину написал Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Вглядитесь в лицо матери. Какое оно?
Дети: ответы детей
Воспитатель:
Как вы думаете, о чем она думает?
Дети: ответы детей
Воспитатель:
Во время кормления мысли должны быть только добрыми и тогда доброта мамы передастся малышу не только с нежным теплым взглядом, но и с молоком.
Воспитатель:
Ребята, как бы вы назвали эту картину?
Дети: ответы детей
Воспитатель:
Следующую картину написал Аркадий Александрович Пластов. Эта картина называется «Мама». Кто изображен на картине? Что делает мама?
Дети: укладывает малыша, убаюкивает, кормит малыша
Воспитатель:
А что делает девочка?
Дети: помогает маме
Воспитатель:
Скажите ребята, если ребенок заплачет, начнет капризничать, как мама успокоит его?
Дети: покачает, споет песню колыбельную
Воспитатель:
Как бы вы назвали эту картину?
Дети: ответы детей
Воспитатель:
Посмотрите на эту картину. Ее написали два художника Алексей Петрович и Сергей Петрович Ткачевы, называется она «Матери». Представьте, ребята на минуточку, что картина ожила. Что бы вы услышали?
Дети: я услышал гоготание гусей, как плачет ребенок, шелест листвы, девочка поет песенку, дует легкий ветерок…
Воспитатель:
Какое у вас возникло настроение, чувства, глядя на эту картину? А какие чувства испытывают женщины, изображенных на картине, по вашему мнению? Как вы об этом догадались?
Дети: ответы детей
Воспитатель:
Следующая картина написана Юрием Зайцевым. Называется она «Чувашские матери». Посмотрите и скажите, кто изображен на картине?
Дети: ответы детей
Воспитатель:
Как можно узнать, что это чувашские женщины?
Дети: на голове тухья, масмак, на груди манисты украшенные манетами.
Воспитатель:
Итак, мы рассмотрели с вами картины различных известных художников. Как вы думаете, к какому жанру живописи их можно отнести?
Дети: портрет
Воспитатель:
Правильно. Кто обычно изображен на портрете?
Дети: человек, группа людей
Воспитатель:
Да, это человек или группа людей. Это могут быть и взрослые, и дети. Иногда мы можем увидеть кто они по профессии: врачи, музыканты, учителя…
Воспитатель:
Предлагаю вам показать как вы помогаете маме.
Физкультминутка "Дружно маме помогаем"
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Воспитатель:
А теперь обратите внимание на выставку фотографий ваших мам, посмотрите какие они все разные, но в тоже время в их глазах теплота, любовь, ласка. У меня тоже есть мама и вам расскажу о ней. (рассказ воспитателя). Теперь посмотрите на фото своих мам, можно закрыть глазки и вспомнить все свои чувства, которые вы испытываете к маме и составьте о ней рассказ. А поможет вам наш помощник – схема. Кто готов рассказать о своей маме?
Дети составляют рассказ о своей маме с помощью фотографий и при помощи схемы:
- Кто изображен на фотографии?
- Как зовут маму?
- Какие у нее волосы? (каштановые, черные, волнистые, короткие и т. д.)
- Какие глаза? (голубые, добрые, ласковые и т. д.)
- Какой рост?
- Где она работает? Кем?
- Чем занимается дома?
- Члены семьи?
Воспитатель: Молодцы, остальных ребят мы выслушаем позже, когда вернемся в группу. А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру "Назови какая"
Игра «Цепочка слов»
Воспитатель: объект – мама, называя признак, мы прикрепляем вагончик. Например: мама – красивая – умная – добрая – ласковая – милая – заботливая – нежная и т. д.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите какой замечательный паровозик у нас получился. Мама согревает вас теплом, а вы согревайте своих мам вниманием, ласковым словом, добрым делом.
Рефлексия: вот нам и пора возвращаться в группу. Но прежде, скажите, где мы с вами побывали сегодня? Картины каких художников рассматривали? Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Хорошо. Предлагаю вечером обнять маму и сказать, как сильно вы ее любите, а на праздник рассказать стихи, которые мы выучили для мам! (прощание, уход в группу).