Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Новая машина»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Новая машина»
с детьми старшего возраста
А. М. Чеботарева,
Воспитатель МДОУ
«Детский сад №17 с. Пушкарное»
Вид деятельности: коммуникативная деятельность
Образовательная область: речевое развитие.
Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя
речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Задачи:
1.Обучающие:
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень», «правила дорожного движения». Формирование целостного представления об изображенном на серии картинок. Закреплять правильное произношение звуков [ш] и [ж]; упражнять в их дифференциации. Закреплять умение делить слова на слоги, составлять предложение из трех слов, называть первое слово, второе, третье.
2. Развивающие:
Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, памяти, общей моторики, координации речи с движением.
3. Воспитательные:
Воспитание уважительного отношения к труду взрослых. Развитие навыков сотрудничества на занятии, воспитание доброты отзывчивости, уважения к своим товарищам.
Методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический.
Методические приемы:
практические (упражнения, игры), наглядные (наблюдение, демонстрация, показ), игровые.
Словарь: обогащение лексического словаря детей словами «Осень», «Правила дорожного движения»
Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация «Осенние загадки». Серия картинок И. Яблочкиной «Новая машина», новая машина, небольшие бумажные светофоры для пешеходов с обозначенным зеленым светом и красным светом на каждого ребенка.
Предварительная работа: разучивание загадок по теме «Правила дорожного движения» работа над общими речевыми навыками. Чтение книги «Азбука безопасности» и беседа по ней.
Ход занятия:
Вводная часть.
Коммуникативная игра «Здравствуй друг».
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
В.: Ребята, сейчас осень дарит нам чудесную погоду, мы с вами в детском саду и дома много гуляем. Ходим в парки, на площадки и, конечно, всегда соблюдаем правила дорожного движения.
Давайте вспомним с вами некоторые правила дорожного движения.
Пальчиковая гимнастика.
«Дорожных правил очень много».
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем).
В.: Ребята, скажите, а если вы увидите что-то интересное на дороге, можно ли выбегать на проезжую часть? А если у вас какая-нибудь игрушка укатиться на проезжую часть, можно идти ее забирать?
Дети. Нет, нельзя, это опасно
Основная часть.
В.: (показывает детям комплект картинок). Ребята, я хочу показать вам картинки о мальчике, которому мама купила новую машину, а когда они возвращались домой, случилась одна история.
Раздается телефонный звонок, воспитатель «отвечает» на звонок.
В.: Алло, это ребята из стрелецкого детского сада? Что мы делаем сейчас? Вот хотели рассмотреть картинки с историей про одного мальчика. Ребята, детям из соседнего детского сада тоже хочется увидеть эти картинки и узнать эту историю, но у них нет такой возможности сейчас.
Дети. Мы расскажем вам эту историю.
В.: Расскажите о том, что вы видите на первой картинке.
!-й ребенок. Стоит ясный осенний день.
2-й ребенок. Семья собирается ехать за город. Машина стоит во дворе дом.
3-й ребенок. В машине уже сидят два мальчика, на крыше закреплены их велосипеды.
4-й ребенок папа укладывает в багажник коробку, а мама корзину с продуктами.
В.: Что вы видите на второй картинке?
1-й ребенок. Мы видим улицу города. Вдалеке по дороге едет машина с нашими путешественниками.
2-й ребенок. На тротуаре стоят и разговаривают две мамы. А их дети играют новой машинкой рядом с проезжей частью.
В.: Ка вы оцениваете эту ситуации? Все ли правильно ведут себя на улице?
3-й ребенок. Мамы увлеклись разговором и не следят за детьми. А дети играют с машинкой рядом с проезжей частью. Этого нельзя делать.
В.: Опишите, что нарисовано на третьей картинке.
4-й ребенок. Новая машина мальчика неожиданно выкатилась на проезжую часть, и мальчик бросился за ней. А машина с путешественниками уже совсем близко..
Что изображено на последней картинке?
1-й ребенок Водитель резко затормозил и вывернул руль. Мама бросилась к своему сыну.
В.: Правильно. Папа – водитель спас жизнь маленькому мальчику, но он рисковал жизнью и здоровьем членов своей семьи. Хорошо, что в машине все были пристегнуты ремнями. а на тротуаре, куда выехали машина, не было других пешеходов. Видите как важно правильно вести себя на улице, соблюдать правила безопасности.
Физкультурная пауза «Машины».
В.: Когда машина заводится, мы слышим звук мотора [ж-ж-ж-ж], когда тормозит, мы слышим звук шин [ш-ш-ш-ш]. Давайте договоримся, когда вы услышите звук мотора, вы «будете ехать» по дороге, когда услышите звук шин - тихо притормаживаете.
(воспитатель произносит то звук [ш], то звук [ж]. Дети выполняют задание, сначала все вместе, потом по группам: только девочки (мальчики контролируют), только мальчики).
Дети возвращаются на свои места.
Составление рассказа по серии картинок.
В.: Ребята мы рассмотрели все картинки. Кто нам составит рассказ по картинкам?
(Воспитатель выслушивает рассказы 2 – 3 детей, помогая им найти удачное начало для рассказа).
В.: Молодцы, у вас получились очень интересные рассказы, я думаю, они понравятся ребятам из стрелецкого сада.
Дидактическая игра «Раздели слова на слоги».
В.: Давайте еще предложим нашим друзьям игру «Слова и предложения». Новая машина будет ехать по кругу и делать остановки возле каждого из вас, а вы назовите слово, обозначающее любой предмет на этих картинках и разделите его на слоги.
(Дети выполняют задание).
Дидактическая игра «Живое предложение».
В.: Выберите любое слово и составьте с ним небольшое предложение из трех слов.
Дети.: Машина едет быстро.
В.: Дима будет словом машина, Никита будет словом едет, а Даша будет словом быстро.
(Воспитатель обращается к группе и предлагает «прочесть» предложение, последовательно называя слова.)
1-й ребенок. Машина едет быстро.
(Далее воспитатель предлагает Диме и Никите поменяться местами.)
В.: Кто прочитает, какое предложение получилось теперь.
2-й ребенок. Едет машина быстро.
(Воспитатель еще раз меняет детей местами, ставя на первое место слово быстро)
3-й ребенок. Быстро едет машина.
В.: ребята, напомните мне, о чем эта история с мальчиком на картинках? Можно ли быть неосторожными на дороге?
Дети.: Нет, неосторожными быть нельзя, нужно быть внимательными.
Заключительная часть.
Рефлексия.
В.: Ребята, подойдите к столу. Здесь лежат светофоры для пешеходов. Если вам понравилось сегодня составлять рассказ и играть, возьмите светофор с зеленым цветом, а если не понравилось – с красным.
Используемая литература.
От рождения до школы. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 3-4 лет/Под.ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - :
В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду:Старшая группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 – 144 с.
Серия картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Вып. 2 / Авт.-сост. Н. Нищева; худ.: С. Артюшенко, П. Маклакова, И. Седова, О. Воробьева, И. Яблочкин, _ СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2014.- 24 с.(метод. рек) +22 с. цв.ил.
4