Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Домашние и перелетные птицы»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Домашние и перелетные птицы».
Задачи:
1.Усвоение речевой конструкции через составление описательного рассказа по схеме.
2.Воспитание слухового внимания и способности к самоконтролю при произнесении звука.
3.Формирование и закрепление умений следовать групповым правилам.
4.Активизация формирования словаря.
Материалы: ландшафт птичьего двора, плоскостные изображения домашних птиц, картины перелетных птиц, сказка Х.К.Андерсена «Гадкий утенок»(видеофильм), звукозапись «Голоса птиц».
Ход занятия:
1.Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке «Гадкий утенок». Помогут нам попасть в сказку легкие птичьи перышки. Положите перышки на ладошки, сдуйте и скажите волшебные слова
Легкое, воздушное, перышко, лети,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по моему вели,
Вели, чтобы мы с ребятами
Оказались в сказке.
Воспитатель: Перышки приземлились, садитесь на стулья. Сейчас мы посмотрим отрывок из сказки «Гадкий утенок» (птичий двор)
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, узнали вы сказку? Вспомните, каких птиц увидел Гадкий Утенок на птичьем дворе? Предлагаю подойти к ландшафту птичьего двора.
Игра «Что не так?» (все птицы перепутаны, необходимо собрать их по семьям, назвать членов птичьих семей.
Утиная семья: мама-утка, папа-селезень, дети-утята.
Куриная семья: курица, петух, цыплята.
Гусиная семья: гусь, гусыня, гусята.
Индюшиная семья: индюк, индейка, индюшата.
Воспитатель: Эти птицы живут на птичьем дворе, за ними ухаживает человек, значит, это какие птицы? (Домашние)
Игра «Какая это птица?»
Кудахчет-…(курица)
Кукарекает-…(петух)
Крякает-…(утка)
Гогочет-…(гусь)
«Найди звук»
Воспитатель: Послушайте скороговорки и объясните их.
Шлепают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
Воспитатель: Назовите слова, в которых есть звук С и определите его позицию.
«Четвертый лишний»
Воспитатель: Что общего между словами, какое слово лишнее и почему?
Слова: утенок, гусенок, гусыня, гусята; индюк, индеец, индейка, индюшата.
Воспитатель: А теперь вернемся в сказку. Вспомните, домашние птицы приняли утенка в свою семью? (Нет). Почему? (они назвали его гадким, некрасивым). Куда пошел утенок? (к лебедям).
Показ отрывка сказки.
Лебеди покидали свои родные края, полетели в теплые страны, потому что наступила…(что?) осень. Как называют таких птиц, которые перелетают с одного места на другое7(Перелетными). Почему птицы осенью улетают в теплые края?
-Начинают улетать птицы в августе, и заканчивается отлет тогда, когда реки и озера покрываются льдом. Первыми улетают кукушки, потом стрижи, иволги, соловьи. Последними-грачи, скворцы, жаворонки, чайки, гуси, лебеди.
-Посмотрите на картину и назовите каких перелетных птиц вы узнали.
Воспитатель: Ребята, скажите, что общего у птиц? (перья, клюв, крылья и т.д.)
Поиграем в игру «Назови ласково»
Клюв-…
Лапа-…
Перо-…
Гнездо-…
Хвост-…
Глаз-…
Стая-…
«Опиши птицу»
Воспитатель: Предлагаю вам описать птицу по схеме:
1-кто это,
2-части тела,
3-где живет,
4-чем питается,
5-как называются детеныши,
6-как кричат
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Птицы улетают по-разному: журавли- летят клином, лебеди-вереницей, утки- стаей. Изобразите перелет птиц.