Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе детей с ОНР: «Путешествие в осенний лес»

3
0
Материал опубликован 14 April 2023

КОНСПЕКТ НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОНР: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»

Лащук Светлана Анатольевна

воспитатель группы ОНР

МОУ «Бендерский детский сад №43»

Пояснительная записка непрерывной образовательной деятельности

Творчество – это создание чего – то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. В творчестве ребенок может показать свое отношение к природе, свои мысли. Данная методическая разработка обусловлена необходимостью раскрытия у детей логопатов творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Занятие составлено в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А.

Место данного занятия относится к разделу «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей с ОНР через нетрадиционные комбинированные техники в ИЗО (аппликация, рисование, лепка)

Задачи:

Образовательные: Формировать умения детей передавать образ осеннего дерева, используя нетрадиционные комбинированные техники в ИЗО (рисование, аппликация, лепка). Закреплять знания по лексической теме «Осень».

Развивающие: Способствовать развитию творческих способностей, воображения и самостоятельности. Развивать познавательный интерес. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, художественные навыки и умения.

Воспитательные: Воспитывать интерес к искусству, бережное отношение к природе, умение любоваться осенними красотами.

Ожидаемые результаты: – уметь применить усвоенные знания;
– уметь внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы;
– уметь выполнять работу по заданным схемам-алгоритмам.

Особенность данной методической разработке состоит в том, что дети используют нетрадиционные комбинированные техники по ИЗО (аппликация, рисование, лепка). Занятие построено с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей с ОНР, созданы условия, которые предусматривают развитие у детей изобразительных, художественно-конструктивных способностей, нестандартного мышления, развития креативных способностей.

Методы и приемы: Организационный момент, игровые приёмы, наглядные приёмы (использование мультимедийного оборудования), словесные приёмы, практический метод, рефлексивный метод, поощрение.

Материал: мультимедийное оборудование, фонограммы «Шум дождя», «Шум ветра», «Музыкальный фон», картинки по теме, образцы, алгоритмы последовательности работы с разным материалом, корзинка, письмо, осенние листочки, магнитная доска, магниты, зеркала, силуэты деревьев, пластилин, нитки осенних оттенков, цветная бумага осенних оттенков, салфетки осенних оттенков, кукурузная мука, гуашь, кисточки, ножницы, клеёнки, салфетки для клея, осенние листочки для рефлексии, декорации (пеньки, деревья, полянка).

Предварительная работа. Чтение стихов, рассказов об осени, просматривание иллюстраций, отгадывание загадок, беседы о лесе, о деревьях, о растениях, дидактические игры «Где растет», «С какого дерева лист», «Назови признаки», составление рассказов об осени, аппликация, рисование, лепка с использованием нетрадиционных техник выполнения работ.


Ход НОД

1.Организационный момент

Воспитатель зазывает детей с помощью колокольчика

Эй, ребята, подходите, и улыбкой озарите,

Вы сердца своих друзей, сразу станет веселей!

Не жалейте, не скупитесь щедро людям улыбнитесь.

От улыбки, всем известно, станет хмурый день прелестным!       

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга. Очень приятно, когда вокруг сияют такие улыбчивые лица! Сразу настроение подымается и хочется сделать что-то хорошее.

2.Проблемная ситуация

Воспитатель: И мне кажется, сегодня нас ждет что-то интересное, ведь не зря я с утра обнаружила вот это письмо. Посмотрите, как необычно украшен конверт. Чем он украшен?

Дети: Листочками.

Воспитатель: А кто-нибудь догадался из вас от кого это письмо?

Дети: От Осени

Воспитатель: Правильно, это письмо от Осени.

Воспитатель: А как вы догадались? (ответы детей). А какие еще приметы осени вы знаете? Давайте посмотрим на экран. (Дети просматривают презентацию «Осенняя пора», под музыкальное сопровождение включаются слайды, с изображением осенних периодов. По ходу презентации, дети проговаривает, что изображено на слайде).

Воспитатель: Осень приглашает нас к себе в гости на осеннюю полянку, что бы узнать, что вы знаете о ней и порадовать своей красотой. Ну что, ребята, отправимся в гости к осени? Тогда я приглашаю вас на прогулку в осенний лес, где ждет нас много интересного! Вы готовы?

Основная часть (звучит музыка, дети под музыку отправляются в осенний лес.)

Речь с движением (Делаются движения в соответствии с текстом)

В лес осенний на прогулку, приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь, крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдём.
Много, много интересного, мы всегда в лесу найдем.

По тропинке мы идем да по узенькой идем,

Через ямки перепрыгнем, лужи все перешагнем!

Дружно, весело мы шли и к лесочку подошли!

Лес осенний не молчит он поёт и он шумит. (Фонограмма «Шум осеннего ветра»)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, как много разных деревьев в лесу. Давайте назовём их. (на экране появляются картинки с деревьями)

Молодцы, а теперь отгадайте загадку:

Ветер листьями играет, их с деревьев обрывает. Всюду листики кружат

это значит (Листопад)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какие листья упали в мою корзинку. Игра «С какого дерева листок» Лист с рябины- рябиновый, Лист с дуба- дубовый, Лист с клена- кленовый, Лист с березы- березовый.

Воспитатель: - Молодцы! Всё знаете! Ребята, посмотрите на эти деревья, на них нет листьев, и на земле тоже нет листьев. Давайте поможем Осени украсить их осенней листвой. Я приглашаю вас в осеннюю мастерскую, где мы с вами сможем украсить деревья осенней листвой, а музыка будет вам помогать! Но прежде, чем мы с вами начнем, давайте разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять – Листья будем собирать. (Дети сжимают и разжимают кулачки)

Вот берёзовый листок, и осиновый листок, вот с рябины и с калины, листик с дуба мы сорвем. ( Дети загибают поочередно пальцы)
Раз, два, три, четыре, пять – Листья будем собирать. (Дети сжимают и разжимают кулачки)

Практическая часть (под музыкальный фон).

Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столах силуэты деревьев. В мастерской у Осени мы можем найти и выбрать материал, с которым вы желаете работать и придать нашим деревьям листву. (На столе лежат материалы для работы: нитки, цветная бумага, салфетки, крупы, пластилин, гуашь. Воспитатель обращает внимание детей, что листву можно сделать из ниток, из цветной бумаги, из скрученных салфеток, можно нарисовать, а можно и слепить. Дети по желанию самостоятельно подбирают нужные материалы. Также воспитатель предлагает детям воспользоваться алгоритмами, на которых изображена последовательность выполнения работы с тем или иным материалом. Во время работы воспитатель контролирует процесс выполнения работы, если нужно оказывает помощь).

По ходу практической части, воспитатель проводит физминутку.

Физминутка

Ветер северный подул: «С-с-с-с-с…» (Взмахи руками. На выдохе произнесение звука «с».)
Все листочки с веток сдул. (Плавный полуприсед.)
Полетели, закружились… (Движения по тексту.)
И на землю опустились. (Приседание.)
Дождик стал по ним стучать
«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!» (Сидя на корточках «барабанить» пальцами по ковру/полу.)
Град по ним заколотил, (Встать. Руки на пояс. Потопать ногами на месте.)
Листья насквозь все пробил. (Стоя покачать головой, разведя руки в стороны.)
Снег потом припорошил, (Лёгкие прыжки на носочках.)
Одеялом их накрыл. (Кружение вокруг себя с плавными движениями руками, приседают и обхватывают себя руками)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Давайте наши работы выложим на стенд. Я думаю Осени обязательно должно понравится. (под музыку, входит Осень)

Воспитатель: А вот и сама красавица Осень. Давайте с ней поздороваемся.

Осень: Здравствуйте, мои друзья! К вам спешила очень я!

Воспитатель: Здравствуй, Осень. Мы с ребятами тебя очень ждали.

Посмотри, как ребята тебе помогли, какие чудесные деревья у них получились.

Осень: Спасибо вам, ребята, без вас бы я не справилась, очень много забот и хлопот у меня сейчас. Но я в долгу не останусь. Вот вам корзинка моих угощений. Ну а мне пора бежать, я все должна во время успеть.

Воспитатель: Больше спасибо за угощенье. (Дети прощаются с Осенью). Что ж, ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад.

По тропинке мы идем да по узенькой идем,

Через ямки перепрыгнем, лужи все перешагнем!

Дружно, весело мы шли в детский садик мы пришли.

Рефлексия

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? На доске изображены листики, оцените свое настроение, нарисуйте нашим листикам улыбку (отличное настроение) или грустинку (если грустное). Дети рисуют на осенних листочках, как они оценивают своё настроение.

Заключение: На протяжении всего НОД учитывались индивидуальные и возвратные особенности детей с ОНР , их желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками. Дети обучались различным приёмам и способам создания образа осеннего дерева: из бумаги, пластилина, ниток и других материалов. На занятиях использовались игры и игровые приемы, которые создавали непринужденную творческую атмосферу, способствовали развитию воображения. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод, где детям было предложено помочь Осени. В течение практической части у детей наблюдалась заинтересованность. После показа и объяснения задания дети самостоятельно приступили к работе, используя алгоритмы последовательности работы с тем или иным материалом (см. Приложение). С заданием справились хорошо. Таким образом, задачи, поставленные в рамках НОД, были реализованы.

Литература

1.Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2008.

2.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. Комарова Т. С. Изд.  3-е, перераб. и доп. - М.: «Просвещение», 1991

3. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

4. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада /Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Кузнецова, С.Л. Современное состояние теории методов обучения /С.Л. Кузнецова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - №4.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред.

М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006













Приложение

Алгоритм работы с нитками

1 2 3

t1681456944aa.gift1681456944ab.gift1681456944ac.jpg

4 5 6

t1681456944ad.jpgt1681456944ae.jpgt1681456944af.gif

Алгоритм работы с цветной бумагой

1 2 3 4

t1681456944ag.jpgt1681456944ah.jpgt1681456944ai.jpgt1681456944aj.jpg

5 6 7

t1681456944ak.jpgt1681456944al.jpgt1681456944am.jpg

Алгоритм работы с пластилином

1t1681456944an.gif 2 t1681456944ao.jpg 3 t1681456944ap.jpg

4 t1681456944aq.jpg 5t1681456944ar.gif6t1681456944as.gif

Алгоритм работы с салфетками

1t1681456944at.gif 2 t1681456944au.jpg 3 t1681456944av.jpg



4 t1681456944aw.gif 5 t1681456944ax.jpg 6t1681456944ay.gif



Алгоритм работы с крупой

1t1681456944az.gif2 t1681456944ba.jpg 3 t1681456944bb.jpg

4t1681456944bc.jpg 5 t1681456944bd.jpg 6 t1681456944be.jpg

7t1681456944bf.jpg 8 t1681456944bg.jpg 9t1681456944bh.gif













Алгоритм работы с красками

1t1681456944bi.jpg 2 t1681456944bj.jpg 3 t1681456944bk.jpg



4t1681456944bl.jpg 5t1681456944bm.gif6 t1681456944bn.jpg



7 t1681456944bo.jpg










t1681456944bp.jpg


t1681456944bq.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации