Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (пластилинография) «Символ солнца и добра», подготовительная группа
МДБОУ «Юбилейный детский сад «Колокольчик»
Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (пластилинография)
«Символ солнца и добра»
(Подготовительная группа)
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Тымбаева Зоя Николаевна
2017 г.
Цель: развитие творческой инициативы и самостоятельности у детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Обучающие: продолжать изучать христианские традиции (праздник Пасхи); познакомить с символом праздника Пасхи - святым яичком, искусством миниатюрной росписи на поверхности яйца; уточнить представления об элементах декоративной росписи яйца, их символике; обучать декоративному оформлению пасхальных яиц в технике пластилиновой живописи.
2. Развивающие: развивать фантазию, наблюдательность, воображение, самостоятельность, речь и мелкую моторику; развивать творческий и познавательный потенциал ребенка, развивать словарный запас дошкольников,
3. Воспитательные: воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественно-эстетическое творчество», Чтение художественной литературы».
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая,
Активизация словаря: крашенки, писанки.
Оборудование: Музыкальное сопровождение, голубая лента, картинки с расписными яйцами, пасхальными куличами, схема с элементами орнамента, вырезанные из цветного картона шаблоны яиц, простой карандаш, пластилин и стеки, доски для лепки, мягкая тряпочка.
Предварительная работа: Рассматривание писанок или их высокохудожественных изображений, разучивание русских народных подвижных игр, чтение стихов, беседа о Пасхе, пасхальных традициях.
Планируемые результаты: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игровой, коммуникативной и познавательно-исследовательской; активно взаимодействует со сверстниками и взрослым; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями; владеет устной речью, ребенок владеет навыками пластилинографии проявляет фантазию.
Ход НОД:
Под аудиозапись «Колокольный перезвон» воспитатель читает стихотворение А.Плещеева «Христос Воскрес!».
Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос Воскрес!
Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос Воскрес!
Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля…
Весна идет полна чудес!
Христос Воскрес!
Христос воскрес!
Воспитатель. - Светлое Христово Воскресенье наименовано Пасхой и считается самым главным праздником христианской церкви. Как и всякий большой праздник Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На пасху повсюду разрешается звонить в колокола. Считается, что колокольный звон отпугивает «нечистую силу». Поэтому повсюду звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное праздничное настроение. Еще с пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца, и должно было помочь быстрому пробуждению и рассвету природы. Давайте и мы поводим хоровод «Заря-заряница».
Дети идут по кругу, взявшись за руки. «Заря» двигается по кругу в другом направлении, держа в руках синюю ленту. Участники поют:
Заря-заряница, Солнцева сестрица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
На последних словах «Заря» останавливается и вытягивает ленту над сцепленными руками двух рядом стоящих детей, "разделяя" их, но не отпуская ленту. Они расцепляются и разворачиваются спиной друг к другу, чуть выйдя за периметр круга. Участники хором командуют:
«Раз-два, не воронь, беги как огонь!»
Оба участника должны бежать в разные стороны по внешней стороне круга. Кто первый добежит до своего места и выхватит ленту, тот становится новой «Зарей».
Воспитатель. - На пасху готовят специальную еду. Кто знает, что это за еда. (Ответы детей). Она включает в себя кулич, пасху из творога и крашенные яйца. Главный символ праздника – окрашенные яйца – символ солнца и добра. Каждая хозяйка стремилась наварить побольше яиц и обязательно их окрасить. А почему яйца раньше красили в красный цвет? (Ответы детей.)
Воспитатель. Яйцо символизирует возрождение, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение кровью Иисуса Христа. Скажите, что делают крашенными яичками на Пасху? (Ответы Детей
Воспитатель. Все поздравляют друг друга, целуют, говорят: «Христос воскрес», слышат в ответ: «Воистину воскрес!» и обмениваются красными яйцами. Этот обычай очень давний – Христос дал нам жизнь, а яйцо – это знак жизни. Да…, много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых радостных – расписывать яйца.. Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в красный цвет, а затем стали красить в разные - желтый, синий, зеленый цвета. И назывались эти яйца…(крашенки). А потом крашенные яйца стали расписывать узорами. И назывались эти яйца... (писанки).
Воспитатель. Писанки – одна из наиболее ярких страниц славянского декоративного искусства. Это мастерство миниатюрной росписи на поверхности яйца настоящего или деревянного, или металлического. (Воспитатель показывает таблицу с декоративными элементами). Здесь вы видите элементы, которые чаще всего встречаются на писанках – это особый язык декоративного искусства, который говорит о мире не словами, а символами.
Солнечные знаки: круг с прямым и волнистыми линиями, круг с точками.
Растительные мотивы: листья, цветы, ветки, деревья.
Животные: изображение птиц, животных, рыб.
Воздушные элементы: снежинки, дождинки, радуга.
Геометрические: прямые, волнистые, зигзагообразные линии, которые символизируют движение.
Бесконечности: напоминают восмерочку, завиточки символизируют бесконечность жизни, возрождение природы.
В узорах иногда вплетались пасхальные стишки, в народе они назывались «писаным словом». Выводили мастерицы на яйце слова: «Кого люблю, тому дарю», «Яичко мало, да велика ласка».
Физкультминутка «Куры по двору гуляют»
Куры по двору гуляют, зерна, крошки собирают. (Наклоняют голову мелкими движениями – «клюют зернышки»)
Вот хохлатая наседка погулять выводит деток. (Руки на поясе, ходьба с высоко поднятыми ногами, локти вперед – назад)
Разбежались все ребятки, желтоносые цыплятки. (Ходьба переходит в бег, руки распрямляют, хлопают по бокам, как «крыльями»)
Мама квохчет: «Вы куда? Все скорей сюда, сюда!» (Останавливаются, хлопают «крылышками»)
Шустрые бегут комочки под крыло к мамаше - квочке. (Руки на поясе, подпрыгивают на месте).
Воспитатель. Ну, а теперь самое время сесть и поучиться мастерству росписи яиц. Все хитрости росписи вы уже знаете, у вас есть подсказка-схема. В своей работе вы можете использовать все цвета и мешать несколько цветов. Вы сами по желанию берете силуэты цветного яичка –крашенки. На них можно нанести – линии простыми карандашами. Линии наносим сверху вниз, слева направо, с наклоном.. Декоративные элементы размешайте внутри участков, по линиям или на пересечении. Декоративные элементы берем из таблиц. Начинайте расписывать крашенки. (Под музыкальное произведения Моцарта «Пастораль», «Акварель» дети работают в технике пластилиновой живописи, используя цветной пластилин и различные стеки).
Воспитатель. Вот и окончена работа, позабыты все заботы.
И яичко покатилось, к Великому празднику Пасхи принарядилось.
Молодцы, ребята, вы потрудились на славу. Сегодня научились замечательному мастерству росписи яиц, в технике пластилиновой живописи, узнали о маленьких хитростях, которые помогли вам превратить простую форму яйца в замечательные произведения искусств. Ваша писанка будет чудесным подарком вашему близкому и дорогому человеку.
Спасибо за занятие.