Конспект НОД по математическому развитию по теме «Масса»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Вишенка»
Тема: «Что такое масса?»
Подготовила
Воспитатель: Васильева Камшат Жумартовна
г. Саратов, 2018
Дата: 28.11.2018
Тема: Что такое масса.
Цель: развитие познавательного интереса посредством эксперимента с весами, знакомство с величиной измерения массой.
Образовательные задачи:
Развивать у детей умение задавать вопросы.
Формировать представление об измерении массы предметов с помощью весов.
Развивающие задачи:
Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Формировать способность самостоятельно оценивать результат собственной деятельности.
Демонстрационный и раздаточный материалы: Два одинаковых пакета: в одном – вата, в другом – в другом – крупа, чашечные весы, электронные весы, самодельные весы, весы на подвесе, спички, крупа для игры в «Мой питомец», карточки разного цвета для обозначения массы (с одной стороны цвет, с другой стороны – цифра от1 до 10,пачка соли, таблица с разными цветами, карточки с заданиями «Больше-Меньше»,яйца от киндер-сюрприза.
Ход НОД
Вступительное слово воспитателя.
- Сегодня к вам в гости пришли Почемучка и Всезнайка. Вы уже с ними знакомы, и знаете, что Почемучка постоянно вопросы задает, а Всезнайка – все знает. Друзья, предлагаю вам сегодня побывать в роли научных работников и исследователей, которые будут изучать очень интересную тему.
2. Подготовка к освоению нового материала.
Помогите Почемучке, он не знает, какое число больше, а какое меньше. Поставьте знаки «Больше», «Меньше» в заданиях, которые у вас на карточках. (дети выполняют самостоятельно, объясняют свое решение устно.)
Объяснение и обсуждение темы НОДа
У Почемучки новая проблема. Он ходил в магазин и купил крупу, чтобы приготовить кашу и вату, чтобы окна утеплить. Упакованы они одинаково, и он хочет, не раскрывая пакеты, определить, что есть что. Поможем ему?
Воспитатель. Одинаковые ли пакеты?
По размеру пакеты одинаковые, но есть свойства предметов, которые мы не можем увидеть. Возьмите пакеты: один в правую руку, другой — в левую. (Дать подержать всем детям.) Что можете теперь сказать? (Один пакет тяжелее другого.)
Воспитатель. Когда мы говорим «легче» или «тяжелее», то имеем в виду свойство предметов, которое называется «масса». Какой прибор поможет нам сравнить предметы по массе? (Весы.)
Ставим пакеты на чашечные весы. Какой пакет тяжелее? (С крупой, он находится на нижней чашке весов.) Какой пакет легче? (С ватой, он находится на верхней чашке весов.) Как уравнять вес пакетов? (Можно добавить ваты или убавить крупы.)
Уравниваем пакеты двумя способами. Как вы узнали, что вес пакетов одинаковый? (Чашки весов на одном уровне.)
Итак, мы узнали на этом опыте, благодаря задаче Почемучки, что такое масса. Давайте озвучим определение слово «Масса», как вы это понимаете. Если не знаете, то будем обращаться к Всезнайке.(Масса – это величина, с помощью которой обозначают тяжесть предмета).
С помощью какого инструмента определяют массу?
Обзор весов.
- Перед вами разные виды весов. Когда то использовали только механические весы, сейчас, на замену им пришли электронные весы, которые сверхчувствительны к любой массе.
Разминка
Ребята, давайте немного отдохнем.
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Закрепление
Воспитатель: А теперь, Всезнаайка вам предлагает игру «Мой питомец». У вас, у каждого свое животное (кому что досталось), перед вами большая чашка крупы (у каждого стола – своя чашка). Ваша задача, определить, какое вам животное попалось по массе. Чем он тяжелее, тем тяжелее его еда. Каждый должен отсыпать себе столько гречки, сколько бы соответствовало массе своего животного и обозначить свою чашку карточкой соответствующего цвета. Цвета распределяются от белого к черному и каждый цвет означает определенное число от 1 до 10. (на доске - таблица распределения цветов)
Белый | Коричневый | Красный | Оранжевый | Желтый | Зеленый | Голубой | Синий | фиолетовый | черный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
(ребята должны распределить крупу из общей чашки так, чтобы у кого то было больше, у кого то меньше). Если у вас затруднения, подходите к Всезнайке, у него есть подсказки.( у Всезнайки лежат карточки разного цвета, на обратной стороне изображение животного).
Контроль выполнения заданий детьми, оценка деятельности.
Кто знает, с помощью каких единиц измерения обозначают массу? (грамм, килограмм, тонна).
Возьмите одну спичинку, она весит всего 1 грамм. А теперь подержите пачку соли. Она весит 1 кг. Есть разница? Что из них больше?
Как вы думаете, с помощью тонны кого или что измеряют?
Рефлексия, подведение итога.
-Ребята, данное занятие было полезным? Вы узнали что-то новое? Что понравилось? Что не понравилось? Ваши пожелания.
Я предлагаю выразить свою мысль о пользе или бесполезности данного занятия с помощью весов: у вас у каждого есть яйцо от киндера, их принесли наши гости, если занятие было полезным, то яйцо кладем в чашу с красным цветом, если нет, то с синим.
Оценка воспитателем работы детей.
Благодарю ребята вас за вашу активность и ответы. Попрощаемся с нашими гостьями: со Всезнайкой и Почемучкой. До новых встреч!