Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Чудо–лукошко»

5
0
Материал опубликован 31 March 2016

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Чудо–лукошко»

Цель: закрепить счет в пределах 10, учить составлять десяток из двух меньших чисел, выделять множество, совершенствовать интеллект, развивать мелкую моторику рук.

Материал: «Чудо-лес» (картина на стене), в нем: ворон Метр, муравей Мурашек, малыш Гео, паук Юк, цифрята, чудо-облака, чудо-лукошки, колода цифрят (от 0 до 9), ковролинчики, набор цветных ниточек (на занятии используются игры В. В. Воскобовича)

Содержание:

Воспитатель обращает внимание детей на ковролин:

- Что это за волшебные цветные облака? (Дни недели)

- Сколько дней в неделе? (7)

- Назовите их (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).

- Разложите дни недели по порядку.

- Назовите дни недели по цветам (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

- Сегодня у нас второй день недели. Назовите его и покажите на ковралине, какого он цвета.

- Мы совсем забыли, ведь сегодня Малыш Гео приглашает нас на прогулку в свой удивительный Фиолетовый лес. Мы не раз уже гуляли по сказочному лесу, играли с его обитателями. Вот и сегодня (показывает на лес) кого мы встретили в волшебном лесу? (муравья Мурашка, паучка Юка, знаменитого ворона Метра).

Тут Малыш Гео указал нам на лесную полянку: там под каждым кустом спрятались его друзья, зверята-цифрята. Гео попросил нас найти его друзей, назвать их и сказать, на какую цифру они похожи?

(Дети называют цифры от 0 до 9, не устанавливая их по порядку).

На память цифрята дарят каждому из вас свои портреты. Они ожидают вас на столах, оглянитесь и посмотрите. (Воспитатель незаметно достает корзину с игрой «Чудо-лукошко». )

Пока мы называли зверят-цифрят, Гео нашел под кустиком лукошки с грибами. Это подарки для вас от цифрят. Лукошки эти не простые, а с секретом. Присядем за столы, поиграем с лукошками и разгадаем их секрет.

- Почему это лукошко называется «Чудо-лукошком»? (его можно разобрать)

Воспитатель с детьми разбирают лукошко, удалив для этого «пимпочку», и раскладывают их удобно на столе.

- Вот в чем секрет, это не просто лукошко, а настоящая матрешка: первое лукошко, второе лукошко и донышко.

Оба лукошка полны грибов. Условимся: лукошко слева-первое, справа-второе.

Задания для работы с лукошками:

- Сосчитать грибы в первом лукошке (10).

- Сосчитать грибы во втором лукошке (10).

- Сравнить количество грибов в первом и втором лукошках (поровну, по10).

Из первого лукошка достать один грибок. Сколько осталось грибков в лукошке? (9).

- Сравните теперь лукошки: первое со вторым. (в первом лукошке на 1 грибок меньше, чем во втором).

- Теперь второе с первым. (во втором лукошке грибов больше, чем в первом, на 1)

- Что надо сделать, чтобы уравнять количество грибов в первом и втором лукошках? (добавить в первое лукошко 1 гриб-будет поровну, по10; убрать из второго лукошка 1 гриб-будет поровну, по 9).

В лукошках по 9 грибов. Положите на свободное место в первом лукошке гриб из второго.

- Сколько грибов в корзине было одного цвета? (9)

- Положите по обе стороны корзины портреты девятки и единицы.

- Сколько стало всего грибов в первом лукошке? (10).

- Заменим еще один грибок в первом лукошке на грибок из второго. Сколько получилось грибов одного цвета, тех, которые были? (8). Положите портрет восьмерки.

- Сколько другого цвета? (2). Положите портрет двойки.

- Уберем еще один грибок из первого лукошка и заменим его на другоц грибок.

- Сколько осталось грибов одного цвета? (7).

- Сколько грибов прибавили из другого лукошка? (3).

- И вновь поменяем грибок. Сколько стало грибов одного цвета? (6).

- А сколько грибов добавили из другого лукошка? (4).

- В последний раз достанем грибочек из первой корзины и заменим его на грибок другого цвета. Сколько получилось грибов? (5 и 5). Но в колоде нет двух пятерок, т. е. собака-пятерка в колоде одна. Поэтому мы не можем положить два портрета, как делали прежде. Давайте попробуем просто выложить число 10. Какие для этого потребуются цифры? (Единица Ёжик и ноль Магнолик).

Заполните и второе лукошко грибами из первого.

Лукошко заполнилось грибами двух цветов. По сколько грибов одного цвета в ваших лукошках? (по5).

Возьмите донышко. На что похоже? (на пирог, облако, цветок).

А я думаю, что облако похоже на лукошко. Посмотрите и скажите, есть ли здесь грибы? (да, есть, только их не видно, одни шляпки торчат).

Грибы есть, корзина полна, только маг и волшебник Нолик-Магнолик накрыл их своей шляпой и мы их не видим. И назвал Нолик-Магнолик свое лукошко «дцать».

- Если лукошко полно, то сколько в нем сейчас грибов? (10).

- Положите еще один грибок на лукошко «дцать» прямо сверху. Скажем вместе, как лежат грибы: «Один на дцать». Сколько получилось грибов? (11).

- А теперь положите еще грибок. Сколько получилось? Читаем вместе число: «Две на дцать». Какое число слышите? (12).

- Положите еще, Получилось «Три на дцать» (13).

- (14).

- (15).

Спасибо Нолику-Магнолику за такие лукошки с секретом. Давайте сложим их в большую корзину, встанем и поиграем с пальчиками.

Дети играют в игру «Жили-были зайчики».

Мы уже знаем, какой сегодня день недели. Назовите его. А какой месяц? (ноябрь). А какое время года? (осень).

- Какое время года было перед осенью? (лето). Оно принесло нам много радости, света, тепла. Но прошло оно очень быстро. И даже здесь, в Фиолетовом лесу, чувствуется осенняя прохлада. И солнышко часто прячется за косматые тучи.

«Промелькнуло быстро лето,

Пробежало по цветам,

За морями бродит где-то

И без нас скучает там.

В двери к нам стучится осень,

А за осенью – зима.

Мы ее не ждем, не просим,

А она идет сама».

Я предлагаю вам вспомнить и нарисовать картины лета из цветных ниточек на своих ковролинах.

Вы создали такие замечательные картины, что над нашим Фиолетовым лесом вновь по-летнему засверкало солнышко. Споем песнюприглашение в наш волшебный лес.

Дети исполняют песню «В нашем волшебном лесу».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации