Конспект урока физики по теме «Масса тела. Единицы массы» (7 класс)
Урок по физике в 7 классе на тему
«Масса тела. Единицы массы»
Учитель Плиева Лариса Ахсарбековна
Предмет физика
Класс 7
Тема урока Масса тела. Единицы массы.
Тип урока изучение и закрепление нового материала
Форма урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная, экспериментальная.
Методы обучения: эвристическая беседа, фронтальная, групповая, практическая
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, презентация, мобильный класс
Цель урока - изучение физической величины по обобщенному плану, расширение кругозора учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
Формирование понятия «Массы» по обобщенному плану
Обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся
Заложить основы для дальнейшего изучения темы «Плотность»
В процессе урока показать социальную значимость изучаемого материала
Формировать у учащихся интерес к своему предмету;
Развивающие:
Продолжить формирование научно-диалектического мировоззрения
Воспитывать трудолюбие, взаимопонимание между учеником и учителем, трудолюбие
Воспитательные:
Развивать логическое мышление, вычислительные навыки, память
Развивать умение излагать полученную информацию
Развивать умение переключать внимание при смене рода деятельности.
Результаты УУД:
- личностные:
- способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию;
- научиться оценивать адекватно понимание изучаемого материала, овладеть основными навыками нахождения изучаемого явления в обыденной жизни;
-формировать целостность мировоззрения, готовность к саморазвитию и самообразованию.
-познавательные:
-научиться определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.
- регулятивные:
-научиться организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
-самостоятельно формулировать познавательную задачу;
-осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; выполнять различные учебные действия.
- коммуникативные:
-научиться организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в парах;
-формулировать, аргументировать, и отстаивать своё мнение.
- осознанно использовать речевые средства для представления результата.
-метапредметные:
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;
-работать с текстом учебника; выделять главное;
-систематизировать и обобщать полученные сведения о массе;
-предметные:
-понимать смысл изучаемого материала;
-устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы;
-различать инерцию и инертность тела
- уметь описывать и объяснять физические явления на основе эксперимента;
- делать выводы на основе эксперимента;
- использовать приобретённые знания в повседневной жизни.
Технологическая карта
Тип урока: изучение и закрепление нового материала | ||||||||||||||
Задачи: обеспечить усвоение знаний о понятии «масса тела»; формировать умение применять знания о понятии массы тела для решения заданий. | ||||||||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||||||
Предметные: научиться устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы; различать инерцию и инертность тела | Метапредметные: познавательные - работать с текстом учебника; выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе; регулятивные – самостоятельно формулировать познавательную задачу; осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; коммуникативные – формулировать, аргументировать, и отстаивать своё мнение. | Личностные: формирование целостного мировоззрения, готовности к саморазвитию и самообразованию. | ||||||||||||
Образовательные ресурсы: учебник, задачник, рабочая тетрадь. | ||||||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||||||
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||
I.Организационный момент | Приветствие: Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. - Мне очень нравится, как вы относитесь к урокам физики! -Что бы вы поменяли в организации наших уроков? -Почему у нас на уроках не принято проявлять неуважение друг к другу? | Настраиваются на учебную деятельность. Отвечают на вопросы: -Где я? -Зачем я здесь? -Что мне нужно делать? | Формировать навыки самоорганизации | |||||||||||
II. Проверка домашнего задания. | Организовывает самопроверку домашнего задания. Организует решение трудных заданий (заданий повышенного уровня). Задание. Мяч, спокойно лежащий на столике вагона при равномерном движении поезда покатился: а) вперед по направлению движения поезда; б) назад по направлению движения; в) вбок. На какое изменение в движении поезда указывает каждый из перечисленных случаев? | Заполняют таблицу:
Осуществляют решение трудных заданий (заданий повышенного уровня). Ответы: а) поезд начал уменьшать скорость; б)увеличивать скорость; в)сделал поворот. | Уметь проводить объективную самопроверку | |||||||||||
III. Актуализация знаний из жизненного опыта учащихся. Постановка учебной задачи. | Предлагает найти учащимся ассоциации с понятием «масса тела». Анализирует вместе с классом полученные слова и словосочетания. Обосновывает важность расширения знаний в этом направлении. Задаёт вопрос запуска учебной задачи: -Достаточно ли у вас знаний о понятии «масса тела»? Формирует учебную задачу: -Изучить понятие «массы тела». | Составляют ассоциативный ряд. - Вес, тяжесть, сила, весы, вещество и т.д. Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развивать навыки целеполагания. | |||||||||||
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задачи урока. | Сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. -Что от вас ожидается сегодня на уроке? -Что необходимо понимать? -Чему нужно научиться? -Какие цели и задачи урока вы бы предложили? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: -усвоить суть понятия «массы тела»; -научиться применять знания о понятии массы тела для решения заданий? | Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу. | |||||||||||
V. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: -При каких условиях урок будет для меня полезен? -Что меня заинтересовало в теме урока? -На какой вопрос я имею желание получить ответ на уроке? -Какую личную цель я ставлю на этом уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации. | |||||||||||
VI. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала. | Организовывает обсуждение проблемной ситуации. Проблемная ситуация. После выстрела из лука скорость стрелы гораздо больше скорости, которую приобретает тетива лука после взаимодействия. -Почему так происходит? Основным результатом действия силы на тело является изменение его скорости или формы. В то же время изменение зависит от свойства тела, к которому приложена сила. Опыты с двумя одинаковыми тележками показывают, что скорости обоих тележек при взаимодействии изменяются одинаково. Если на одну тележек положить дополнительный груз, то результат взаимодействия окажется иным: скорость тележки с грузом изменится меньше, чем скорость тележки без груза. Результаты опытов позволяют сделать вывод, что тележка с грузом более инертна, чем без груза. Инертность-это свойство тела, которое проявляется в том, что под действием определенной силы скорость его изменяется постепенно, на протяжении определенного времени. Масса-это физическая величина, которая является мерой инертности. Основная единица массы – килограмм (кг). Производные единицы массы - грамм, центнер, тонна. Чем больше масса тела, тем медленнее изменяется его скорость под действием определенной силы. | Принимают участие в обсуждении проблемной ситуации. Предлагают свои идеи и предложения. Записываю в рабочую тетрадь определения. | Выражать свои мысли в соответствии с задачей. | |||||||||||
VII.Закрепление изученного материала. | Организовывает беседу по вопросам: -Что такое инертность? -Что такое масса тела? -Какие единицы измерения массы тела вам известны? | Отвечают на вопросы. -Инертность – это свойство тела по-разному менять свою скорость при взаимодействии. -Масса – это физическая величина, которая является мерой инертности массы тела. -За единицу массы в СИ принят килограмм (1 кг). Осуществляют самоанализ своих знаний по теме урока | Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | |||||||||||
VIII. Решение заданий. | Организовывает самостоятельную работу. Задание 1. При столкновении двух шаров их скорость изменилась на 60 см/с и 20 см/с. Масса более легкого шара 500 г. Какова масса другого? Задание 2. Шар, движущийся горизонтально со скоростью 0,5 м/с, налетел на такой же покоящийся шар. В результате столкновения первый шар остановился. С какой скоростью начал двигаться второй шар после столкновения? Задание 3. Два стальных шара в результате столкновения остановились. Масса большего шара 1,5 кг. Какова масса меньшего шара, если до столкновения скорости шаров были 2 м/с и 5 м/с? Задание 4. Мальчик массой 50 кг прыгнул с неподвижного плота на берег со скоростью 1,5 м/с. Какую скорость при этом приобрел плот, если его масса 1 т? Задание 5. Пустая тележка массой 2 кг, двигаясь со скоростью 2 м/с, столкнулась с покоящейся груженной тележкой. Вследствие столкновения пустая тележка остановилась, а груженная начала двигаться со скоростью 0,4 м/с. Определите массу груженной тележки. | Самостоятельно решают задания. Ответы. ϑ1 = 60 см/с = 0,6 м/с ϑ2 = 20 см/с = 0,2 м/с m1 = 500 г = 0,5 кг m2 = 3 · m1 m2 = 3 · 0,5 кг = 1,5 кг. ϑ1 = 0,5 м/с m1 = m2 ϑ1 = ϑ2 ϑ2 = 0,5 м/с. m1 = 1,5 кг ϑ1 = 2 м/с ϑ2 = 5 м/с
2 = m1 = 50 кг ϑ1 = 1,5 м/с m2 = 1 т = 1000 кг
m1 = 2 кг ϑ1 = 2 м/с ϑ2 = 0,4 м/с
| Развивать умение самостоятельно принимать решение. | |||||||||||
IX.Подведение итогов урока. Рефлексия. | Организация подведение итогов урока учащимися. Побуждает учащихся к размышлению над вопросами: -Можно ли сказать, что я понимаю, что такое масса тела? -Чему я научился на уроке? За что я могу поблагодарить учителя? -Хотел бы я больше решать задач по физике? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Отслеживать цель учебной деятельности. | |||||||||||
X. Домашнее задание. | §§20,21, упр. 6 (1,3), №№ 208, 209, 210. Помогает учащимся выбрать задания из учебника, задачника, рабочей тетради. Обращает внимание на возможности и способности учащихся. | Выбирают задания, которые будут выполнять дома. Записывают домашнее задание. | Формировать навыки самоорганизации. |