Конспект НОД по ОО «Развитие речи» на тему: «Как Незнайка катался на газированном автомобиле»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Ручеек» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект НОД по «Развитие речи» подготовительной к школе группы
на тему:
«Как Незнайка катался на газированном автомобиле»
Цель: Познакомить детей с рассказом «Как Незнайка катался на газированном автомобиле» (Н.Н.Носова)
Задачи: Учить детей внимательно слушать, понимать смысл прочитанного, учить отвечать на вопросы. Развивать память, слуховое внимание. Воспитывать любовь к художественной литературе.
Материал и оборудование: Книга Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; иллюстрации к рассказу «Как Незнайка катался на газированном автомобиле», картинки для проведения игрового упражнения «Назови коротко».
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Воспитатель собирает детей в круг
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся."
Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте.
2. Сюрпризный момент
Раздается сигнал автомобиля. воспитатель показывает детям книгу.
Воспитатель: Ребята посмотрите какая у меня красивая книга есть! Как вы думаете про что она? (показывает обложку и даёт рассмотреть ребятам) Задам вам загадку, отгадайте ее, и узнаете про кого она.
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Все в Цветочном городишке
Знают этого мальчишку.
Коротышку и зазнайку, Беззаботного … (Незнайку)
Дети: Незнайку.
Воспитатель: Молодцы ребята! Написал эту книжку Советский детский писатель Николай Носов. В этой книге много рассказов. Сегодня я вам прочитаю один. Вы готовы? Присаживайтесь поудобнее и слушаем внимательно.
3. Чтение рассказа
Воспитатель: Рассказ называется «Как Незнайка катался на газированном автомобиле» (Воспитатель читает рассказ)
Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга, только Винтик был чуточку повыше, а Шпунтик чуточку пониже ростом. Оба ходили в кожаных куртках. Из карманов их курток вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты. Если бы куртки были не кожаные, то карманы давно оторвались бы. Шапки у них были тоже кожаные, с очками-консервами. Эти очки они надевали во время работы, чтобы не запорошить глаза.
Винтик и Шпунтик по целым дням сидели у себя в мастерской и чинили примусы, кастрюли, чайники, сковородки, а когда нечего было чинить, делали трехколесные велосипеды и самокаты для коротышек.
Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить. Целый месяц они пилили, строгали, клепали, паяли и никому ничего не показывали, а когда месяц прошел, то оказалось, что они сделали автомобиль.
Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом. Посреди машины было устроено сиденье для водителя, а перед ним помещался бак с газированной водой. Газ из бака проходил по трубке в медный цилиндр и толкал железный поршень. Железный поршень под напором газа ходил то туда, то сюда и вертел колеса. Вверху над сиденьем была приделана банка с сиропом. Сироп по трубке протекал в бак и служил для смазки механизма.
Такие газированные автомобили были очень распространены среди коротышек. Но в автомобиле, который соорудили Винтик и Шпунтик, имелось одно очень важное усовершенствование: сбоку к баку была приделана гибкая резиновая трубка с краником, для того чтобы можно было попить газированной воды на ходу, не останавливая машины.
Торопыжка научился управлять этим автомобилем, и, если кому-нибудь хотелось покататься, Торопыжка катал и никому не отказывал.
Больше всех любил кататься на автомобиле Сиропчик, так как во время поездки он мог пить сколько угодно газированной воды с сиропом.
Незнайка тоже любил кататься на автомобиле, и Торопыжка часто его катал. Но Незнайке захотелось самому научиться управлять автомобилем, и он стал просить Торопыжку:
— Дай мне поездить на автомобиле. Я тоже хочу научиться управлять.
— Ты не сумеешь, сказал Торопыжка. — Это ведь машина. Тут понимать надо.
— Чего тут еще понимать! — ответил Незнайка. — Я видел, как ты управляешь. Дергай за ручки да верти руль. Все просто.
— Это только кажется, что просто, а на самом деле трудно. Ты и сам убьешься, и автомобиль разобьешь.
— Ну ладно, Торопыжка! — обиделся Незнайка. — Попросишь ты у меня что-нибудь, я тоже тебе не дам.
Однажды, когда Торопыжки не было дома, Незнайка забрался в автомобиль, который стоял во дворе, и стал дергать за рычаги и нажимать педали. Сначала у него ничего не получалось, потом вдруг машина зафыркала и поехала. Коротышки увидели это в окно и выбежали из дома.
— Что ты делаешь? — закричали они. — Убьешься!
— Не убьюсь, — ответил Незнайка и тут же наехал на собачью будку, которая стояла посреди двора.
Трах- трах! Будка рассыпалась в щепки. Хорошо еще, что Булька успел выскочить, а то Незнайка и его раздавил бы.
— Вот видишь, что ты наделал! — закричал Знайка. — Остановись сейчас же!
Незнайка испугался, хотел остановить машину и потянул какой-то рычаг. Но машина, вместо того чтобы остановиться, поехала еще быстрей. На дороге попалась беседка. Трах-тарарах! Беседка рассыпалась на кусочки. Незнайку с ног до головы забросало щепками. Одной доской его зацепило по спине, другой треснуло по затылку.
Незнайка ухватился за руль и давай поворачивать. Автомобиль носится по двору, а Незнайка кричит во все горло:
— Братцы, откройте скорее ворота, а то я тут все во дворе переломаю!
Коротышки открыли ворота, Незнайка выхал со двора и помчался по улице. Услышав шум, со всех дворов выбегали коротышки.
Берегись! — кричал им Незнайка и мчался вперед. Знайка, Авоська, Винтик, доктор Пилюлькин и другие коротышки бежали за ним. Но где там! Они не могли его догнать.
Незнайка колесил по всему городу и не знал, как остановить машину.
Наконец машина подъехала к реке, свалилась с обрыва и кубарем покатилась вниз. Незнайка вывалился из нее и остался лежать на берегу, а газированный автомобиль упал в воду и утонул.
Знайка, Авоська, Винтик и доктор Пилюлькин схватили Незнайку и понесли домой. Все думали, что он уже мертвый.
Дома его положили на кровать, и только тут Незнайка открыл глаза. Он поглядел по сторонам и спросил:
— Братцы, я еще живой?
— Живой, живой, — ответил доктор Пилюлькин. — Только, пожалуйста, лежи спокойно, мне тебя осмотреть надо.
Он раздел Незнайку и стал осматривать. Потом сказал:
— Удивительно! Все кости целы, только ушибы есть да заноз несколько.
Дети внимательно слушают.
4. Ответы на вопросы.
Воспитатель: Ну что, дети, вам понравился рассказ?
Дети: Ответы
Воспитатель: Кто такой Винтик и Шпунтик? Кем они были?
Дети: Это мастера.
Воспитатель: Какими они были? (Можно задать дополнительный вопрос если дети затрудняются с ответом) Они были похожи друг на друга?
Дети: Да.
Воспитатель: Чем отличались Винтик от Шпунтик?
Дети: Винтик был чуточку повыше, а Шпунтик чуточку пониже ростом.
Воспитатель: В чём ходили Винтик и Шпунтик?
Дети: Оба ходили в кожаных куртках и кожаных шапках с очками. Очки помните как назывались? Консервы - это специальные очки чтобы защитить глаза! Чтобы не попало что то.
Воспитатель: Ребята вы помните, что это за материал - кожа?
Дети: Кожа — прочный, гибкий и долговечный материал. Производится множество сортов кожи с разнообразными свойствами: из неё делается прочная одежда, обувь, мебель, и даже книги.
Воспитатель: Для чего нужна была Винтику и Шпунтику прочная одежда?
Дети: Чтобы носить инструменты. (гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты).
Воспитатель: Где целые дни проводили наши друзья?
Дети: В мастерской.
Воспитатель: А потом что произошло?
Дети: Винтик и Шпунтик закрылись в мастерской и сделали автомобиль!
Воспитатель: Что было в этом автомобиле замечательного то чего нет в других автомобильчиках?
Дети: Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом.
Воспитатель: А ещё что?
Дети: Сбоку к баку была приделана гибкая резиновая трубка с краником, для того чтобы можно было попить газированной воды на ходу, не останавливая машины.
Воспитатель: Кто управлял машиной?
Дети: Торопыжка научился управлять этим автомобилем, и, если кому-нибудь хотелось покататься, Торопыжка катал и никому не отказывал.
Воспитатель: Кто больше всех любил кататься на этой машине и почему?
Дети: Сиропчик, так как во время поездки он мог пить сколько угодно газированной воды с сиропом.
Воспитатель: А ещё кто? Кто знает?
Дети: Незнайка!
Воспитатель: Правильно! Но он не только хотел покататься, но и хотел сам за руль сесть, не учась и не тренируясь! Правильно это!
Дети: Нет!
Воспитатель: И что из этого вышло?
Дети: Незнайка натворил много бед: сломал будку, хорошо что не задел собачку. Беседка рассыпалась на кусочки. Незнайка пострадал, но не сильно, а газированный автомобиль упал в воду и утонул.
Воспитатель: Незнайка правильно поступил?
Дети: Нет?
5. Физкультминутка
Воспитатель: Пришло время отдохнуть. Выходите ребята на веселую зарядку.
«Светофор»
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы сидеть. (Потягивания.)
В «Светофор» мы поиграем, (Ходьба на месте.)
Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками. Встряхивание ногами.)
Красный свет нам «Стой!» - кричит,
Ждать зеленого велит.
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперед. (Наклоны.)
Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)
Вот и желтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем, (Рывки руками перед грудью.)
Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.)
Вверх поднимем,
Вниз опустим,
Пролетим как самолет. (Прыжки.)
Вот зеленый загорелся,
Можно нам идти вперед.
Левой, правой,
Левой, правой, (Бег с высоким подниманием бедра.)
Смело мы идем вперед. (Ходьба на месте.)
Светофор — помощник славный
Уставать нам не дает.
6. Задание «Закончи предложени и придумай вопрос"
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну, а вы продолжайте:
1) Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень ... (хорошие мастера)
2) Из карманов их курток вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты. Если бы куртки были не кожаные, то карманы давно оторвались бы. Шапки у них были тоже кожаные, с очками-консервами. Эти очки они надевали во время работы, чтобы не … (запорошить глаза).
3) Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом. Посреди машины было устроено сиденье для водителя, а перед ним помещался бак с газированной водой. Газ из бака проходил по трубке в медный цилиндр и толкал железный поршень. Железный поршень под напором газа ходил то туда, то сюда и вертел колеса. Вверху над сиденьем была приделана банка с сиропом. Сироп по трубке протекал в бак и служил для … (смазки механизма)
4) Однажды, когда никого не было дома, Незнайка забрался в автомобиль, который стоял во дворе, и стал дергать … (за рычаги и нажимать педали).
5) Незнайка испугался, потянул какой-то рычаг. Но машина … (поехала еще быстрей).
Воспитатель: Молодцы ребята. задайте мне вопрос по почитанному рассказу, может кто что не понял, или слово какое то незнакомоке встретил? Каждый по одному вопросу.
Дети: Вопросы задают.
7. Игровое упражнение “Назови коротко” (Изображение на карточке)
Ребята Человекков в Солнечном городе называют коротышками. Предлагаю ваи и некоторые слова которые я вам покажу на карточках сделать короткими
Шапочка - шапка
Курточка - куртка
Винтик – винт
Инструментик - инструмент
Автомобильчик – автомобиль
Сиропчик – сироп
Краник – кран
Будочка- Будка
Речька – река
Рычажки - рычаг
Машинка - машина
Книжка - книга и т.д. (слово даём каждому ребёнку, у нас в группе 12 детей )
8. Пересказ рассказа по картинкам
1 Картинка
2 Картинка
3 Картинка
4 Картинка
5 Картинка
9. Итог
Воспитатель: Ребята, какой рассказ мы сегодня читали? Кто написал?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Что вам сегодня больше всего понравилось?
Ответы: детей.
Ребята, если вы хотите узнать побольше об автомобилях и о правилах поведения на дороге, предлагаю вам сразу несколько игр (предлагаю настольно - печатные игры «Дорожное движение», "Назови знак", "Дорожная азбука", "Летит, плывёт, едеет" а так же лепбук "Дорога". Дети свободно играют).