Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Как птицы весну встречают»

9
0
Материал опубликован 6 April 2017 в группе

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Как птицы весну встречают»

Цель: Расширить знания детей о птицах.

Задачи.

Закрепить знания о разнообразии птиц.

Учить детей делить птиц на перелетных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания.

Познакомить детей с птицами, которые возвращаются к нам первыми и последними.

Развивать интерес к жизни пернатых друзей человека.

Воспитывать любовь к живой природе, умение заботится о птицах.

Ход.

1 часть.

Воспитатель выставляет графическую модель: Кому посвящена наша встреча, догадались?

Дети рассматривают модель, приходят к выводу, что разговор пойдет о птицах.

Перед детьми птичье разнообразие.

Каких птиц только нет на свете! - говорит воспитатель, а в какое время года птиц бывает больше?

Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края?

А тех, которые остаются с нами?

Назовите, каких зимующих птиц вы знаете?

Почему многие птицы улетают? Может они боятся морозов?

Давайте порассуждаем. Чем в основном питаются птицы? (Ответы детей) А что происходит с насекомыми осенью? (Ответы детей) Одни насекомые прячутся, другие погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, (Ответы детей) им зимой нечем прокормиться.

Воспитатель:

Сегодня мы поговорим с вами о перелетных птицах, а о каких отгадайте загадку:

На сучке дворец

Во дворце певец,

А зовут его …(скворец).

Наш первый гость – скворец.

В народе говорят: «Увидал скворца, знай весна у крыльца». И, правда, скворцы появляются первыми, их можно увидеть уже в конце марта.

Послушайте письмо, которое прислал нам дед Всезнай (отрывок из книги А. Плешакова «Зеленые страницы»): скворцы – певцы-пародисты. Они запоминают и умеют точно копировать голоса многих птиц: дрозда, иволги, зяблика, галки, тетерева. Из этих голосов и слагается песня скворца. Скворец включает в свою песню и другие подслушанные им звуки: скрип колеса, кваканье лягушки, то ржанье жеребенка. А один пернатый певец научился подражать стуку пишущей машинки. Гнездятся скворцы не только в скворечниках.

Они выводят птенцов в дуплах деревьев, в норах береговых ласточек, в нишах под крышами домов. Яйца скворцов голубые, их бывает пять или шесть.

Появляющиеся из них птенцы имеют огромные рты желтого цвета. Вот раскрыли птенцы рты – и будто звезды зажглись. Питаются скворцы в основном насекомыми, которых они предпочитают собирать на земле, ими кормят они и птенцов. Родители прилетают к гнезду до 35 раз в час, то есть примерно каждые 2 минуты.

Игра на внимание и ориентировку в пространстве «Ты да я, мы - друзья». А теперь, давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах по следующему плану:

Как выглядят скворцы?

Как устраивают свои гнезда?

Как заботятся о птенцах?

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: Послушайте голоса весеннего леса (грамзапись). Здесь слышится голос нашего второго гостя.

Соловей.

Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей,

Так, что ахнем мы: «Ведь это
Голосистый …». (Соловей)
 А. Кухтина

Как красиво поют птицы, особенно соловей. Недаром говорят, что в лесу он первая скрипка, самая трепетная, самая звонкая и самая нежная.

Послушайте его пение ещё раз. А теперь послушайте рассказ М. Богданова про соловья.

«Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щелканье соловья. Соловей – одна из самых распространенных у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый. Большие темные глаза придают прелесть соловушке. Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в теплые края. Весной соловьи прилетают на Родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи - родители принимаются вить гнезда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или около других кустарников. В глухих, старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются по опушкам деревьев, берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников. Охотно живут они в садовых кустах, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьев выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудесные песни. Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнезда, и соловьи перестают петь. Всю остальную часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют. Во всем мире нет никакой певчей птички, которая пела бы лучше соловья!»

Физкультминутка «Птички».
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

Проводится игра «Справочное бюро»

Воспитатель объясняет, что работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на вопросы. На обсуждении вопросов отводится около минуты. Спрашивающие дети должны оценить правильность ответов

Примерные вопросы для игры:

Какие птицы здесь живут (Изображение озера, луга, леса, кустарника)?

Чье это гнездо (Изображения гнезд птиц, о которых рассказывалось на занятии и в свободное время)?

Кто так поёт (Грамзапись соловья, кукушки, дятла)?

Когда соловьи возвращаются в родные места? Почему?

Прочему соловьи любят кустарники?

Когда они выводят птенцов?

Чем пение соловья отличается от пения других птиц?

Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам зимой?

Как надо охранять птиц?

Итог. В конце игры работники бюро и самые активные дети награждаются значками «Друг птиц».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.