Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» на тему «Посуда»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
____________________________________________________________________________
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
города Балашова Саратовской области
412306, Саратовская обл.,
г.Балашов, ул.Марины Расковой,32
Тел.: 8-845-45-5-42-72
Эл.почта: nadya.nadezhda.1953@mail.ru
412306, Саратовская область,
г. Балашов, ул. Марины Расковой, д. 32
Телефон: (884545) 9-36-24
Эл.почта: nadya.nadezhda.1953@mail.ru
Конспект
непрерывной образовательной деятельности (НОД)
по ОО «Речевое развитие»
с детьми средней группы (4 - 5 лет)
Тема: «Посуда»
Разработала и провела: воспитатель
I квалификационной категории
Кривоспицкая Ольга Васильевна
2021г.
Цель: формирование представлений у детей о предметном мире (о посуде).
Задачи.
Образовательные:
- активизировать употребление в речи названий предметов, материалов, из которых они изготовлены;
- упражнять в подборе слов – антонимов;
- обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Посуда».
Развивающие:
- развивать внимание, логическое мышление, память;
- развивать умение самостоятельно классифицировать посуду.
Воспитательные:
- приобщение детей к художественной литературе;
- воспитывать аккуратность и бережное отношение к посуде.
Предварительная работа: чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», рассматривание иллюстраций к сказкам и картин по лексической теме посуда «Посуда».
Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация, карточки - пазлы на тему «посуда», атрибуты посуды, мяч, дерево, сундук, диск, книжки-раскраски.
Методы и приёмы:
Наглядные: использование ТСО, показ предметов посуды на слайдах.
Словесные: беседа и вопросы к детям, создание проблемной ситуации, художественное слово, объяснение (в ходе игры с мячом и составления целой картинки из пазлов).
Практические: планирование выполнения задания, поощрение.
Активизация словаря по теме «Посуда»: кухонная, чайная, столовая, глиняная, фарфоровая, металлическая, деревянная, пластмассовая.
Дети вместе с воспитателем входят в группу. Звучит музыка «В гостях у сказки…». Дети встают в полукруг.
Воспитатель с детьми заходят в группу и здороваются с гостями.
Ход НОД
В: Ребята, слышите, какая красивая музыка звучит! А знаете, что эта за музыка?
В: Правильно, это музыка «В гостях у сказки…» и сегодня сказки к нам придут в гости. А ведь где сказки, там всегда волшебство.
В: все мы за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Давайте закроем глаза, и может быть, в нашей группе произойдет какое-то чудо (дети закрывают глаза). Если сказка в дверь стучится, ты скорей её впусти, потому что сказка-птица чуть спугнёшь и не найти. В: Посмотрите, ребята, что это?
Д: дерево.
В: какое красивое дерево. Но оно не простое, а волшебное.
«Как у наших у ворот чудо дерево растёт!
Чудо-чудо-чудо-чудо расчудесное!
Не листочки на нём, не цветочки на нём...» А что же на нём растёт?
Д: какие-то предметы!
В: Да, точно, предметы. А что это за предметы? Назовите их?
Дети: мыло, градусник и т.д.
В: правильно, ребят это самые обычные предметы, но они здесь появились благодаря сказкам, а каким мы сейчас узнаем. Давайте с вами вспомним сказки, в которых говорится об этих предметах. (Дети выбирают предметы по очереди)
Д: Мыло.
В: Из какой сказки?
Д: Мойдодыр.
В: правильно. А может кто- ни будь вспомнит строчки, где говорится об этом предмете? Д: (Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса
И юлило, и мылило,
И кусалось, как оса.)
В: совершенно верно.
(Снимаем картинку и появляется книга Мойдодыр.)
Д: Градусник
В: Из какой сказки?
Д: Айболит.
В: правильно. Вспомните строчки, где говорится об этом предмете?
Д: (И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку дает шоколадку,
И ставит и ставит им градусники).
В: молодцы.
(Снимаем картинку и появляется книга Айболит)
В:Может кто-то догадался без подсказки, из какой сказки этот предмет? (монета)
Д: Муха-Цокотуха.
В: правильно. А строчки из сказки кто-нибудь помнит?
Д: (Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла).
В: совершенно верно.
Снимаем картинку и появляется книга Муха-Цокотуха)
В: Ребята, а вы знаете, кто написал эти сказки?
Д: К.И.Чуковский.(портрет К.И.Чуковского)
В: Ребята, а для кого писал сказки К.И.Чуковский?
Д: Для детей.
В: Значит, он детский писатель, сказочник. Его книги очень любят не только дети, но и взрослые. Корней Иванович очень любил детей, всегда с большим интересом общался с ними, много наблюдал за ними, и ему очень хотелось, чтобы дети росли добрыми, отзывчивыми, аккуратно и бережно относились ко всему, что окружает, были честными и трудолюбивыми.
В: А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть сказку. Хотите?
Д: Да.
В: Присаживайтесь и внимание на экран.
(на экране появляется бабушка Федора из сказки К. Чуковского просит ребят помочь ей разобраться с посудой. – Как вернулась посуда ко мне в дом, теперь я в толк не возьму, зачем мне ее столько много, для чего она нужна? Может, вы мне поможете разобраться с ней?)
В: Ребята, а из какой сказки эта бабушка?
Д: из сказки «Федорино горе».
В: Ребята, бабушка Федора просит о помощи. Давайте поможем бабушке разобраться с посудой, а потом посмотрим сказку?
Д: да, поможем
В: Ребята, а какую вы знаете посуду?
(ответы детей: тарелку, ложку и т.д.)
В: Правильно, но по своему назначению посуда бывает разной, посмотрите на экран. (слайд - чайная, столовая, кухонная посуда). Педагог по каждой картинке спрашивает у детей, что изображено и задает соответствующие вопросы.
Для чего нужна кухонная посуда?
Д: Кухонная посуда нужна для того, чтобы готовить в ней еду.
В: Правильно. Для чего нужна чайная посуда?
Д: Чайная посуда нужна для того, чтобы пить из нее чай.
В: Совершенно верно. А для чего нужна столовая посуда?
Д: Столовая посуда нужна для того, чтобы кушать из нее.
Хорошо. А давайте в нашем кухонном уголке наведем порядок, разберем посуду по назначению (чайная, столовая, кухонная)
(воспитатель зовет детей в кухонных уголок и предлагает разобрать посуду по ёё назначению. На один поднос дети ставят чайную посуду, столик сервируют столовой посудой, а на плиту расставляют кухонную и закрепляет название групп посуды).
В: Ребят, а теперь скажите, как надо ухаживать за посудой?
Д: Посуду моют, чистят вытирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть.
В: Совершенно верно. Люди бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться и пропадет труд человека, который ее делал.
В: А теперь я предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот». Петя, принеси, пожалуйста, мяч для игры.
(педагог говорит слово и бросает мяч одному из детей. Ребёнок должен поймать мяч, сказать слово с противоположным значением и вернуть мяч).
Глубокая-мелкая,
чистая-грязная,
сухая-сырая,
твердая-мягкая,
широкая-узкая,
горячая-холодная,
сладкая-соленая,
тяжелая- легкая,
светлая-темная,
полная-пустая.
В: Молодцы. Ребята, как вы думаете, что было, если бы не было посуды? (Ответы детей)
В: А сейчас послушайте стихотворение, Которое я вам прочитаю, оно называется
«Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
К счастью помогает всюду
Нам различная посуда.
В: Ребята, обратите внимание, у вас на столах приготовлены конверты с заданием, для этого вам необходимо поделиться по парам.(дети собирают пазлы, а затем педагог подходит к паре детей и уточняет, что у них получилось и из чего это сделано. Ответы детей выводятся на экран и педагог и поясняет из чего сделан данный предмет).
В: Что у вас получилось? Из чего это сделано?
Д: ложка, тарелка, ваза, стакан, контейнер, терка.
В: Внимание на экран.
(на экране появляется деревянная ложка. Дети называют- ложка из дерева-деревянная и т.д.)
Ложка из дерева – деревянная
Чашка из фарфора – фарфоровая.
Ваза из хрусталя – хрустальная
Терка из металла – металлическая
Стакан из стекла – стеклянный
Контейнер из пластмассы – пластмассовая
В: Молодцы. По-моему мы с вами все рассказали о посуде и думаю, что Федора поняла для чего она нужна.
Федора: Спасибо вам ребята за помощь. Теперь я поняла, что каждая посуда нужна для своего дела. Буду беречь и ухаживать за ней. А вы ребята, загляните в волшебную шкатулочку, там для вас сюрприз.
В: Интересно, какой для нас сюрприз приготовила бабушка Федора, позвольте мне взять шкатулку. Ребят, но мы то с вами знаем, что эту шкатулочку приготовила для нас бабушка Федора. А вообще брать незнакомые предметы без взрослого можно?
Д: Нет.
В: А почему?
Д: Они могут оказаться опасными для жизни.
В: А что нужно сделать?
Д: Нужно сказать об этом взрослому.
В: Давайте посмотрим… (открывает шкатулочку, а там раскраски). Какие красивые раскраски подарила нам бабушка Федора. Давайте скажем «Спасибо».
В: А вот скажите, Федора Егоровна запомнила, какая бывает посуда, а вы ребята?
Д: Кухонная, столовая, чайная.
В: Молодцы, но а вы поняли как нужно обращаться с посудой, чтобы не получилось как у бабушке Федоры?
Д: беречь, мыть и……
В:Ребята, а кто автор этой сказки?
Д: Корней Иванович Чуковский
В: Молодцы!!! Я предлагаю вам пойти посмотреть сказку и раскрасить книжки.