Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Зимовье лесных зверей»
Цель: Познакомить детей с жизнью диких животных зимой. Сформулировать умение выделить и охарактеризовать особенность и внешнего облика животных, образа их жизни. Заложить основы экологического восприятия. Воспитывать бережное отношение детей к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что окружает.
Оборудование:
Кукольный театр с персонажами: старичок-лесовичок, лесные звери (игрушки). Музыкальное оформление: А. Свиридов «Тройка».
Слайдовая презентация: Лесные животные.
Ход НОД.
Звучит «Тройка Свиридова. На музыкальном фоне воспитатель читает стихи о зиме А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева о зимней природе, о лесе и приглашает детей на прогулку в зимний лес на лесную поляну.
На поляне детей встречает старичок-лесовичок, загадывает дошкольникам загадки о животных:
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой (Медведь).
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт (Лиса).
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной (Ёж).
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ...
(Волк)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…Белочка.
Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный … (Рысь)
Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это? Зайчишка)
У какой кисочки
На ушах кисточки?
(Рысь)
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его — …(Медведь)
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
(Медведь)
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть (Волк).
После каждого ответа появляется изображение зверя на экране.
Физкульминутка. «Прогулка в зимнем лесу»
Кукольный театр. Лесные звери – куклы встречают детей и рассказывают о том, как они зимуют.
Белка: Я белка - веселый зверек, по деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать, скакать!
Всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи…
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать?
Трудно белке зимовать..
Когда долгая зима, когда снежная она,
Когда сильные морозы.
К людям я тогда скачу, помощи у них ищу.
Ёж: Зимой я крепко сплю, Зарывшись в теплую нору.
Готовил с осени запас: грибы, ягоды припас.
Трудился – не ленился!
Меня вот разбудили и к вам, ребята, пригласили.
Чтоб о себе все рассказал.
Сюда б медведя я позвал,
Но он в берлоге спит и его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил
Много ел и много пил.
Нам с медведем зимой одна работа-
Крепко спать и весны ждать!
Я, заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме , ребята, побелел шубку новую надел.
Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,
Не увидит, не узнает зверь меня лесной!
Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь.
Очень трудно зимой бывает,
Когда сильный мороз и еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей.
Что под снегом заяц найдет, все ему в прок пойдет.
Вы ж зайчат не обижайте,
Вы им лучше помогайте.
Где еды приберегите, не пугайте, не гоните!
Лиса: Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь.
Хвост красивый какой – мне он нравится самой!
Живу в норе, там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!
Об этом, наверное мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день,
А еды нет совсем.
Старичок – лесовичок рассказывает про волка:
А ещё есть зверь лесной, он, ребята, очень злой.
Вы с ним даже не встречались!
Вы б его испугались.
Угадайте? Это волк!
Я вам расскажу, как зимует он в лесу.
Волк зимой очень злой.
В одиночку не ходит, волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные и злые.
Воют сильно по ночам, даже страшно зверям!
Лучше им не попадаться , надо их остерегаться.
Но и волку трудно зимой..
Еды не хватает, и он голодает.
Физминутка «Мы к лесной лужайке вышли»
Мы к лесной лужайке вышли, (ходьба на месте)
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, (прыжки на месте)
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал - (хлопки в ладоши)
Не споткнулся, не упал.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» или «Накормим зверей и птиц»
В мешке лежат орехи, зерно, сыр, морковка и т. д. Дети достают пищу, угадывают, для кого она предназначена и угощают зверей (игрушки).
После игры воспитатель знакомит детей с пословицами о природе.
Кто природу губит, тот свой край не любит.
Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить!
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша зимняя прогулка, о зимовье каких лесных зверей мы сегодня узнали? Как живется им зимой в лесу? Как мы должны относиться к окружающей природе и к диким животным?
Дети покидают зимнюю поляну и прощаются с ее обитателями.