НОД по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие»
Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие "Космическое путешествие" в старшей группе
Цель: создание условий для познавательной деятельности и формирования представления детей о строении Солнечной системы.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей о космосе, Солнечной системе, планетах;
2.Закреплять и систематизировать знания детей о строении звезд, о классификации (расположении) планет солнечной системы;
3. Дать новое понятие - ОРБИТА космического тела.
Развивающие:
1.Развивать мыслительную деятельность( сравнения, умозаключения) ;
2.Совершенствовать виды речевого общения;
3.Способствовать развитию самостоятельности и инициативности в различных видах деятельности( общение, игра, творчество).
Воспитательные:
1.Воспитывать уважительное отношение к профессии астронома, космонавта;
2.Вызвать чувство гордости за страну, первой покорившей космос;
3.Воспитывать взаимоуважение к друг другу.
Предварительная работа: беседы о космосе, чтение книг о космосе, разучивание стихов, знакомство с планетами Солнечной системы, игры познавательного характера, чтение энциклопедий, оформление выставки "Космические дали",изготовление шлемов для детей.
Оборудование: ПК, экран, слайды звездного неба, Солнечной системы, планет, листы бумаги, звезда (пазлы), коробочка с 9 дисками с цифрами, карта с орбитами , кубики Зайцева.
Форма работы: подгрупповая
Ход НОД.
( Дети входят в группу под "космическую "музыку группы "Спейс").
Воспитатель: Ребята, послушайте, какая необычная музыка звучит. Посмотрите, у нас гости. Поприветствуем друг друга.
"Добрый день" мы скажем дружно,
Улыбнуться миру нужно,
Чтобы каждый ощутил
Радость, свет и много сил.
Воспитатель: Смотрите, какая -то коробка, чья она, вы не знаете? (ответы). А можно трогать чужие вещи? (дети: нет) . Вот к коробке приложена записка. Давайте прочитаем. Вдруг у нее есть хозяин.
Ребенок читает с воспитателем : " ДЛЯ САМЫХ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ. Откройте и все поймете!"
Воспитатель: -Ребята , здесь какие- то диски. Что это значит? Зачем они здесь? (предположения детей) Какие они?
Дети: Они круглой формы ,разные по величине, светятся и т.д.
Воспитатель: Прямо, какая- то загадка. Что они нам могут напомнить? Всего девять .С чем мы можем их сравнить? (рассуждения детей).
Воспитатель: А здесь письмо. Узнаем от кого? (да) . "Здравствуйте. Пишет вам Звездочет. Если вы держите в руках коробку, значит есть надежда на вашу помощь. Помогите разобраться и все расставить на места . Когда я проводил очередные наблюдения за звездами в космическом пространстве после магнитной бури, заметил , что некоторые планеты Солнечной системы сместились с орбиты и поменялись местами. Наши приборы вышли из строя. Я не могу правильно составить карту Солнечной системы. Нужно все вернуть на прежнее место. Космические диски будут вам полезны. На них есть определенные задания. Необходимо сложить ключевое слово - пароль из кубиков. Если они встанут на свои орбиты- заработает система управления и все восстановится. Только как все это сделать? ..."
Воспитатель. Ребята, что можно сделать для Звездочета? Как ему помочь?
Дети( ответы)
Воспитатель:- Чтобы помочь Звездочету, надо отправиться в полет. Согласны? .Кем мы с вами будем? (дети: космонавтами) Да, мы станем космонавтами . А кто был первым космонавтом, облетевшим мир вокруг Земли. Кто же он?
Дети: Юрий Гагарин.(Фото). Да, именно Ю.А.Гагарин 12 апреля 1961 года совершил первый полет в открытый космос на корабле"Восток-1". Из космоса нашу планету он увидел красивой, голубой, защищенной слоем воздуха. А это цвет чего? ( ответ -воды) Цвет жизни.
Воспитатель: Ребята, какими качествами должны обладать космонавты?
Дети: Смелыми, умными, спортивными, отважными и т.п.
Воспитатель: Что ж, на дворе зима, надо одеться потеплее, шарф не забыть , шапку. А как вы будете собираться в космическое путешествие? (ответы детей).
Задание 1.ДИСК №1 " Что возьмешь с собой в полет начинающий пилот"...
Воспитатель: Нам нужно правильно собрать вещи, необходимые в космосе. Будьте внимательны.
Дети(выполнение задания).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием и получаете два кубика. Вы правы, чтобы отправиться в космическое путешествие, необходим скафандр. У нас с вами есть личные шлемы. Мы наденем их с вами и пройдем на корабль.
Воспитатель: Внимание! Одеть скафандры, занять места в космической ракете. Ребята, на какой планете мы с вами живем? (дети: Земля). Значит, мы с вами кто? ( ответы- люди, дети, земляне).
Как назовем наш корабль( название) К полету готовы? Начинаем отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск).
Физкультминутка"Ракета"
Летим в ракете высоко,
Полет ракеты за горизонт.
Дышим ровно , глубоко
Встречаем на пути своем
Кометы с радужным хвостом.
Летят метеориты вслед,
От них порой немало бед.
Но нам не страшно ничего,
Мы - "Один за всех, все - за одного!"
(Голос за кадром): Внимание! Вас приветствует бортовой компьютер!
Для продолжения полета чуть прибавим обороты ,
Наш космический корабль пусть летит вперед , но что это?
Есть еще задание- второе испытание.
Задание 2 .ДИСК №2 "Отгадайте загадки, отгадкой которой служит продолжение следующей"
Попробуем их разгадать, ребята. Вы готовы? Начнем.
1. Чтобы глаз вооружить 2. Телескопом сотни лет
И со звездами дружить, Изучают жизнь планет.
Млечный путь увидеть чтоб Нам расскажет обо всем
Нужен мощный…(телескоп) Умный дядя...(астроном)
33Астроном -он звездочет, 4. До луны не может птица
Знает все наперечет! Долететь и прилуниться.
Только лучше звезд видна Но зато умеет это
В небе полная …(луна) Делать быстрая…(ракета)
5.У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски … (космонавт).
Воспитатель: Быстро вы отгадали загадки. Мы продолжаем наш полет по своей космической орбите. Еще 2 кубика космических у нас в руках.
Сверкают звезды красивые,
Мчится комета с хвостом красно- синяя.
А вот планеты по кругу кружатся.
Лишь по своей орбите движутся.
Воспитатель: Ребята, запомните, пожалуйста. У любого космического тела, будь то планета, спутник, которое совершает свой путь вокруг Солнца, есть ОРБИТА. Наш космический корабль тоже будет находиться на своей орбите, чтобы не сойти с траектории движения. Повторим вместе- ОРБИТА. Каждая планета движется по своей орбите. Она имеет в космическом пространстве свое местоположение. Некоторые планеты состоят из горных пород, некоторые – из газа, и только на одной есть кислород, а значит , жизнь. Это наша Земля .Нам с вами нужно проверить правильность расположения планет в Солнечной системе, составить карту и выслать Звездочету. Но прежде нужно выполнить следующее задание.
Задание 3 ДИСК № 3."Космический словарь " .
Воспитатель: Необходимо назвать как можно больше слов , связанных с космосом. Вы мне поможете? (ответы детей) . Я передаю вам шлем, вы называете слово (ракета, спутник, инопланетяне, скафандр, планета, луна, метеор, комета, космонавт, астероид, вселенная ,телескоп ,звезда, солнце )
Воспитатель :Спасибо, много вы вспомнили космических слов. Молодцы! Корабль движется дальше по своей орбите. У нас 2 заветных кубика.
Физкультминутка
Летим в ракете высоко,
Но нам не страшно ничего.
Ведь наш девиз таков:
Один за всех и все за одного.
Звучит песня "Звездопад" муз. А.Пахмутовой - сл.Добронравого
Воспитатель: -Ребята, вот и прошел звездопад. Звезд разных величин здесь видимо невидимо. Звезды- это большие космические объекты, вокруг них образуются целые системы, как например наша Солнечная система.
Есть звезды-карлики, а есть звезды-гиганты.
Метеориты, кометы различные пролетели,
Планеты солнечной системы чуть они задели .
Вот следующее испытание. Нас ждет "Звездное "задание.
Задание 4.ДИСК №4"Все части найди - звезду соедини".Соберите пазлы в единую звезду(желтую).
Воспитатель: Молодцы, вы дружно работали и все сделали самостоятельно. 2 кубика у нас. Вы догадались, что у меня в руках?
Дети: Звезда, Солнце.
Воспитатель: Вы совершенно правы, у меня звезда по имени солнце . Итак, Солнце и вращающиеся вокруг него планеты составляют Солнечную систему. Она включает в себя все планеты и спутники, кометы и метеоры, космическую пыль и лёд .Что вы видите в центре Солнечной системы?
Дети: В середине, в центре Солнечной системы находиться Солнце.
Воспитатель: Наше Солнце - это звезда - огромный раскалённый шар. Этот шар излучает тепло и свет, который так необходим всему живому -людям, животным, растениям. У звезды Солнце есть своя семья, только это не сыновья и дочки, а планеты. Сколько вы знаете планет Солнечной системы? (ответ :9). Лишь на одной есть жизнь .Что это за планета? (дети: ЗЕМЛЯ) А почему? Дети: потому что здесь есть вода и воздух . Вспомним нашу известную считалочку, где установлен правильный порядок планет.
Жил на свете Звездочет.
Он планетам вел подсчет.
Меркурий -раз, Венера- два,
Три- Земля, Четыре- Марс.
Пять- Юпитер, Шесть- Сатурн,
Семь- Уран .Восьмой -Нептун,
А открытый Плутон карликовой планетой стал он.
Воспитатель: Все планеты разные по величине, имеют свои орбиты, пути движения вокруг Солнца .Многие исследователи посвятили свою жизнь изучению бескрайних космических пространств. Астрономы, космонавты, ученые пытаются раскрыть секреты Вселенной. И сегодня мы с вами поможем Звездочету создать карту планет солнечной системы.
Сегодня вместе с вами
Мы солнечную систему изучали.
Планет у Солнца восемь,
Запомнить их вас просим.
9 планета карликовая, холодом задета.
Воспитатель: У нас 9 дисков, присланных Звездочетом. Расставим их как планеты. Кто мне поможет? Ребенок: Меркурий – Венера – Земля – Марс – Юпитер – Сатурн – Уран – Нептун – Плутон.
Воспитатель: Ребята, по какой орбите от Солнца движется наша планета Земля.(дети -по третьей). Да, это единственная планета , где есть жизнь. Почему? Вместе расставим на орбитах кубики и диски для Звездочета .Он ждет от нас слово -пароль. На дисках есть номера, их надо поместить на карту туда, где должны быть расположены планеты на звездном небосклоне. А кубики надо расположить на диски по цифрам.
Физкультминутка. Начинаем по порядку
Расставлять планеты мы.
Пролетают по орбите
Разного размера они.
Вот построились все в ряд,
Ярко в небе ночном горят.
А на кубиках свои буквы алфавитные.
Цифры больше не шалят ,буквы слово говорят .
Воспитатель: Ребята, помогите прочитать пароль.(читают-"КОСМОДРОМ БАЙКОНУР"). Вот и заканчивается наш полет.
Возвращение на Землю нас ждет.
Что такое космодром?
Это для ракеты ...дом. !
Пристегнем скорей ремни,
Будем вмиг мы у Земли.
1,2,3 ракета к дому лети.
Воспитатель: Вот мы и дома. Спасибо всем за работу, за творчество и оптимизм. А сейчас я предлагаю изобразить на листах нашу дорогую планету ЗЕМЛЯ и подарить Звездочету.(Раздаются диски и украшаются детьми по желанию).
Пусть дышится всем легко,
Пусть будет всем тепло ,
ПУСТЬ КАЖДАЯ ПЛАНЕТА
СОЛНЦЕМ БУДЕТ СОГРЕТА...
ВСЕ исполняют песню под гитару"Маленький принц"- муз. М.Таривердиева, сл.Н Добронравова.
" Кто тебя выдумал, Звездная страна?
Снится мне издавна , снится мне она...
Грибанова Наиля Гадельжановна
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА