Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Пересказ сказки С. Михалкова "Как друзья познаются" (с элементами драматизации). Сопоставление со сказкой "Очень важный поход" Шорыгиной Т. А.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе
Пересказ сказки С. Михалкова «Как друзья познаются» (с элементами драматизации). Сопоставление со сказкой «Очень важный поход» Шорыгиной Т. А.
Автор: Шуткова Т. М., воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «детский сад №33» г. Нижний Новгород
Цель: способствовать умению выявлять главную мысль произведения, формировать представления о различных человеческих качествах.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать монологическую и диалогическую
формы речи, продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизации (эмоциональность, выразительность), расширить знания о смысле пословиц, раскрыть значение пословиц о дружбе, показать связь значения пословицы с определённой ситуацией.
Развивающие: развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, воспринимать на слух художественное произведение, при чтении по ролям, продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Воспитательные: воспитывать положительные качества личности, чувство взаимопомощи, ценить и беречь дружбу.
Оборудование: Демонстрационный материал «Пословицы и поговорки» Шорыгина Т.А.; иллюстрации к сказке С. Михалкова «Как друзья познаются», маски героев: Лисы, Кабана, Бобра.
Предварительная работа: беседа о бобрах, рассматривание демонстрационного материала «Растения и обитатели пресноводных водоёмов», игра в лото «Природа Нижегородского Заволжья», чтение сказки «Очень важный поход» Шорыгиной Т.А., рассказов из книги Гуриной И. В. «На реке»; разбор и разучивание пословиц и поговорок о дружбе; разучивание пальчиковой игры по русской народной потешке «Купался бобёр» (Картотека тематических пальчиковых игр «Здравствуй, пальчик! Как живёшь?» Составитель Л. Н. Калмыкова); просмотр видеосюжетов по сказке С. Михалкова «Как друзья познаются».
Интернет – ресурсы:
https://skazki.rustih.ru/sergej-mixalkov-kak-druzya-poznayutsya/ текст сказки https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-skazochniki/skazki-mihalkova/druzja-v-pohode-mihalkov-s/ иллюстрации к сказке
https://yandex.ru/video/preview/17924231187698267018 аудиосказка
https://yandex.ru/video/preview/5126305707691055413 драматизация сказки детьми старшей группы
https://kladraz.ru/blogs/blog26870/zagadki-pro-bobra-dlja-detei-6-7-8-let.html загадки о бобрах
Ход НОД
1.Организационный момент. Загадка:
На реке – деревья грудой,
Кто – то здесь возвёл запруду.
Что за зверь трудился здесь?
Ты подумай и ответь.
В дому какого зверя
Под водою двери?
Педагог: догадались, кто это? (Ответы детей.)
Верно, это бобр. Мы с вами рассматривали картинки, вы слушали рассказ об этом животном, о его внешнем виде, образе жизни, повадках. Каких ещё обитателей леса, водоёмов вы знаете? (Ответы детей.)
Молодцы! Очень часто писатели в сказках пишут о животных, а подразумевают под ними людей, их поведение, характер, поступки, действия. Вспомните, пожалуйста, сказку «Очень важный поход», которую я вам недавно рассказывала.
2. Беседа по сказке «Очень важный поход» (с рассматриванием картинки к сказке).
Вопросы: - О ком рассказывается в сказке?
- Как вы думаете, почему сказка называется «Очень важный поход»?
- Где подружились лисёнок Фокс и медвежонок Микки?
- Куда друзья решили отправиться?
- Что случилось с медвежонком, когда он шёл по бревну, чтобы попасть на сухой островок?
- Как помог лисёнок медвежонку, когда тот сорвался с бревна?
- Чем закончилась сказка?
3. Педагог: давайте немного отдохнём и вспомним игру с пальчиками «Купался бобёр».
На реченьке – речке (Волнообразные плавные движения расслабленными кистями обеих рук – «течение реки»)
Купался бобёр, (Поглаживание то правой ладони, то левой – «купание»)
Купался, купался, не выкупался.
На горку взошёл, (Сложить ладони, соединив пальцы – «гора»)
Весь вымазался. (Пальцы расслабить, постукивать кончиками пальцев по телу.)
Под горку сошёл, («Гора»)
Отряхивался. (Отряхнуться.)
4. Рассказывание сказки С. Михалкова «Как друзья познаются».
Педагог: сейчас я вам прочитаю маленькую сказку, которая по сюжету похожа на сказку «Очень важный поход». Вы внимательно послушайте, а потом скажите, что общего в этих сказках и чем они отличаются.
Вопросы: - куда сговорились пойти Лиса, Кабан и Бобр?
- Что произошло с ними по пути?
- О чём просили Кабан и Лиса Бобра?
- Что случилось с Бобром?
- Пришли ли на помощь Бобру приятели?
- Какие они? А какой Бобр? (Предполагаемые ответы детей: Бобр – спокойный, честный, умный. Лиса и кабан – суетливые, трусливые, эгоисты – думали лишь о себе.)
- Почему Бобр дальше не захотел путешествовать с Лисой и Кабаном?
(Предполагаемые ответы детей: Бобр понял, что в трудную минуту они не помогут, как уже не помогли ему, на них надеяться нельзя.)
- В чём заключается главная мысль сказки? (Предполагаемый ответ детей: если в трудной ситуации друг не помог, значит, это ненастоящий, плохой друг. Друзья познаются в беде, Бобр попал в беду- упал в воду. А Лиса и Кабан ему не помогли, значит, они не настоящие друзья.)
- Чем же схожа эта сказка со сказкой «Очень важный поход»? А чем отличается? (Предполагаемые ответы детей: В обеих сказках звери пошли в поход и один из них сорвался в воду. Различие в том, что звери поступили по-разному: в сказке «Очень важный поход» Лисёнок помог Медвежонку, сразу бросился на помощь. Вытащил его из реки. А в сказке «Как друзья познаются» Бобру пришлось самому выбираться из воды, никто на помощь не пришёл.)
- Чему учат обе сказки? (предполагаемые ответы детей: Сказки учат не бросать товарища в трудную минуту, не доверять тем, кто не доказал свою дружбу.)
- Как вы понимаете поговорку «Друг познаётся в беде»? (Предполагаемый ответ детей: настоящий друг поможет в трудную минуту).
- Когда вам на помощь приходил друг? Помогали ли вы сами другу в беде?
Педагог: пока в жизни человека всё складывается хорошо, вокруг него много друзей или, лучше сказать, приятелей. Но когда человек оказывается в беде, сталкивается с трудностями, с ним остаются только самые преданные и первые товарищи. Их обычно не много – один – два. Но именно они помогают справиться с несчастьем, потому что вы по – настоящему дороги им и они готовы пойти ради вас на многое.
Вот так друзья и познаются – в беде, в сложных ситуациях. Кто – то не выдерживает испытаний.
Тому же учит и другая пословица «Назвался другом – помогай в беде». Если вы стали чьим-то другом, будьте добры и внимательны к этому человеку.
Я назвала вам поговорку и пословицу, а помните ли вы другие пословицы и поговорки о дружбе? (Предполагаемые ответы детей: Дорога помощь вовремя;
Старый друг лучше новых двух;
Нет друга – ищи. А нашёл – береги;
Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
Друг верный, в деле проверенный.
Для друга всё не туго.
Дружбу водишь, так себя не щади.)
5. Физкультминутка «Друзья»
Мы шагаем дружно в ногу (Шагают на месте)
Я твой друг, и ты мой друг.
Только дайте мне дорогу, (Руку ко лбу, всматриваются. Обводят поочередно то правой, то левой рукой перед собой.)
Обойдём мы всё вокруг. (Шагают на месте)
Дружим с лесом, полем, лугом.
Крепко дружим мы друг с другом. (Пожимают руки друг другу)
6. Повторное рассказывание воспитателем сказки с установкой на пересказ и показом иллюстраций к сказке.
7. Пересказ сказки с опорой на иллюстрации (6 -7 человек).
8. Драматизация сказки (2–3 раза).
9. Итог.
Педагог: Мы сегодня вспомнили сказку «Очень важный поход» и узнали новую «Как друзья познаются».
- Кого же из зверей в этих сказках можно назвать настоящим другом? (Ответы детей.)
- А кто такой «друг»? (Предполагаемый ответ детей: это тот, с кем интересно, кто поможет, защитит, поделится игрушкой. И ты сделаешь для друга то же самое.)
Верно говорится: «Друг познаётся в беде». Запомните поговорку, чтобы эта народная мудрость помогала каждому из вас быть самым настоящим другом и иметь такого же рядом.