Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Пересказ сказки С. Михалкова "Как друзья познаются" (с элементами драматизации). Сопоставление со сказкой "Очень важный поход" Шорыгиной Т. А.

14
0
Материал опубликован 19 August в группе

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе

Пересказ сказки С. Михалкова «Как друзья познаются» (с элементами драматизации). Сопоставление со сказкой «Очень важный поход» Шорыгиной Т. А.


Автор: Шуткова Т. М., воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «детский сад №33» г. Нижний Новгород


Цель: способствовать умению выявлять главную мысль произведения, формировать представления о различных человеческих качествах.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать монологическую и диалогическую

формы речи, продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизации (эмоциональность, выразительность), расширить знания о смысле пословиц, раскрыть значение пословиц о дружбе, показать связь значения пословицы с определённой ситуацией.

Развивающие: развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, воспринимать на слух художественное произведение, при чтении по ролям, продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Воспитательные: воспитывать положительные качества личности, чувство взаимопомощи, ценить и беречь дружбу.

Оборудование: Демонстрационный материал «Пословицы и поговорки» Шорыгина Т.А.; иллюстрации к сказке С. Михалкова «Как друзья познаются», маски героев: Лисы, Кабана, Бобра.

Предварительная работа: беседа о бобрах, рассматривание демонстрационного материала «Растения и обитатели пресноводных водоёмов», игра в лото «Природа Нижегородского Заволжья», чтение сказки «Очень важный поход» Шорыгиной Т.А., рассказов из книги Гуриной И. В. «На реке»; разбор и разучивание пословиц и поговорок о дружбе; разучивание пальчиковой игры по русской народной потешке «Купался бобёр» (Картотека тематических пальчиковых игр «Здравствуй, пальчик! Как живёшь?» Составитель Л. Н. Калмыкова); просмотр видеосюжетов по сказке С. Михалкова «Как друзья познаются».

Интернет – ресурсы:

https://skazki.rustih.ru/sergej-mixalkov-kak-druzya-poznayutsya/ текст сказки https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-skazochniki/skazki-mihalkova/druzja-v-pohode-mihalkov-s/ иллюстрации к сказке

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2022/04/25/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe-po

https://yandex.ru/video/preview/17924231187698267018 аудиосказка

https://yandex.ru/video/preview/5126305707691055413 драматизация сказки детьми старшей группы

https://kladraz.ru/blogs/blog26870/zagadki-pro-bobra-dlja-detei-6-7-8-let.html загадки о бобрах

Ход НОД

1.Организационный момент. Загадка: 

На реке – деревья грудой,

Кто – то здесь возвёл запруду.

Что за зверь трудился здесь?

Ты подумай и ответь.

В дому какого зверя

Под водою двери?

Педагог: догадались, кто это? (Ответы детей.)

Верно, это бобр. Мы с вами рассматривали картинки, вы слушали рассказ об этом животном, о его внешнем виде, образе жизни, повадках. Каких ещё обитателей леса, водоёмов вы знаете? (Ответы детей.)

Молодцы! Очень часто писатели в сказках пишут о животных, а подразумевают под ними людей, их поведение, характер, поступки, действия. Вспомните, пожалуйста, сказку «Очень важный поход», которую я вам недавно рассказывала.  


2. Беседа по сказке «Очень важный поход» (с рассматриванием картинки к сказке).

t1755585426aa.jpg

Вопросы: - О ком рассказывается в сказке?

- Как вы думаете, почему сказка называется «Очень важный поход»?

- Где подружились лисёнок Фокс и медвежонок Микки?

- Куда друзья решили отправиться?

- Что случилось с медвежонком, когда он шёл по бревну, чтобы попасть на сухой островок?

- Как помог лисёнок медвежонку, когда тот сорвался с бревна?

- Чем закончилась сказка?

3. Педагог: давайте немного отдохнём и вспомним игру с пальчиками «Купался бобёр».

На реченьке – речке                                              (Волнообразные плавные движения расслабленными кистями обеих рук – «течение реки»)

Купался бобёр, (Поглаживание то правой ладони, то левой – «купание»)

Купался, купался, не выкупался.

На горку взошёл,                                                 (Сложить ладони, соединив пальцы – «гора»)

Весь вымазался.  (Пальцы расслабить, постукивать кончиками пальцев по телу.)

Под горку сошёл,                                                      («Гора»)

Отряхивался.                                                             (Отряхнуться.)


4. Рассказывание сказки С. Михалкова «Как друзья познаются».

Педагог: сейчас я вам прочитаю маленькую сказку, которая по сюжету похожа на сказку «Очень важный поход». Вы внимательно послушайте, а потом скажите, что общего в этих сказках и чем они отличаются.

Вопросы: - куда сговорились пойти Лиса, Кабан и Бобр?

- Что произошло с ними по пути?

- О чём просили Кабан и Лиса Бобра?

- Что случилось с Бобром?

- Пришли ли на помощь Бобру приятели?

- Какие они? А какой Бобр? (Предполагаемые ответы детей: Бобр – спокойный, честный, умный. Лиса и кабан – суетливые, трусливые, эгоисты – думали лишь о себе.)

- Почему Бобр дальше не захотел путешествовать с Лисой и Кабаном?

(Предполагаемые ответы детей: Бобр понял, что в трудную минуту они не помогут, как уже не помогли ему, на них надеяться нельзя.)

- В чём заключается главная мысль сказки? (Предполагаемый ответ детей: если в трудной ситуации друг не помог, значит, это ненастоящий, плохой друг. Друзья познаются в беде, Бобр попал в беду- упал в воду. А Лиса и Кабан ему не помогли, значит, они не настоящие друзья.)

- Чем же схожа эта сказка со сказкой «Очень важный поход»? А чем отличается? (Предполагаемые ответы детей: В обеих сказках звери пошли в поход и один из них сорвался в воду. Различие в том, что звери поступили по-разному: в сказке «Очень важный поход» Лисёнок помог Медвежонку, сразу бросился на помощь. Вытащил его из реки. А в сказке «Как друзья познаются» Бобру пришлось самому выбираться из воды, никто на помощь не пришёл.)

- Чему учат обе сказки? (предполагаемые ответы детей: Сказки учат не бросать товарища в трудную минуту, не доверять тем, кто не доказал свою дружбу.)

- Как вы понимаете поговорку «Друг познаётся в беде»? (Предполагаемый ответ детей: настоящий друг поможет в трудную минуту).

- Когда вам на помощь приходил друг? Помогали ли вы сами другу в беде?

Педагог: пока в жизни человека всё складывается хорошо, вокруг него много друзей или, лучше сказать, приятелей. Но когда человек оказывается в беде, сталкивается с трудностями, с ним остаются только самые преданные и первые товарищи. Их обычно не много – один – два. Но именно они помогают справиться с несчастьем, потому что вы по – настоящему дороги им и они готовы пойти ради вас на многое.

Вот так друзья и познаются – в беде, в сложных ситуациях. Кто – то не выдерживает испытаний.

Тому же учит и другая пословица «Назвался другом – помогай в беде». Если вы стали чьим-то другом, будьте добры и внимательны к этому человеку.

Я назвала вам поговорку и пословицу, а помните ли вы другие пословицы и поговорки о дружбе? (Предполагаемые ответы детей: Дорога помощь вовремя;

Старый друг лучше новых двух;

Нет друга – ищи. А нашёл – береги;

Не имей сто рублей, а имей сто друзей;

Друг верный, в деле проверенный.

Для друга всё не туго.

Дружбу водишь, так себя не щади.)


5. Физкультминутка «Друзья»

Мы шагаем дружно в ногу                                                (Шагают на месте)

Я твой друг, и ты мой друг.

Только дайте мне дорогу,               (Руку ко лбу, всматриваются. Обводят поочередно то правой, то левой рукой перед собой.)

Обойдём мы всё вокруг.                                                    (Шагают на месте)

Дружим с лесом, полем, лугом.

Крепко дружим мы друг с другом.                    (Пожимают руки друг другу)


6. Повторное рассказывание воспитателем сказки с установкой на пересказ и показом иллюстраций к сказке.


t1755585426ab.jpg

7. Пересказ сказки с опорой на иллюстрации (6 -7 человек).

8. Драматизация сказки (2–3 раза).

9. Итог.

Педагог: Мы сегодня вспомнили сказку «Очень важный поход» и узнали новую «Как друзья познаются».

- Кого же из зверей в этих сказках можно назвать настоящим другом? (Ответы детей.)

- А кто такой «друг»? (Предполагаемый ответ детей: это тот, с кем интересно, кто поможет, защитит, поделится игрушкой. И ты сделаешь для друга то же самое.)

Верно говорится: «Друг познаётся в беде». Запомните поговорку, чтобы эта народная мудрость помогала каждому из вас быть самым настоящим другом и иметь такого же рядом.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации