Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление описаний персонажей сказки "Теремок"»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Светлячок» города Вятские Поляны Кировской области
_____________________________________________________________________________
КОНСПЕКТ
НОД (непрерывной образовательной деятельности)
по развитию речи
Составление описаний персонажей сказки «Теремок»
(средняя группа)
Разработала: воспитатель высшей категории
Гиматдинова Эльмира Геннадьевна
2021 год
Тематическая неделя: «Книжкина неделя»
Цель: создать условия для развития монологической речи, , двигательной активности детей.
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные.
- формировать навык составления сложносочиненных предложений;
- активизировать словарь путем составления описания героев сказки;
- закрепить навык деления слов на слоги и определение кол-во слогов в слове;
- закрепить навык выделять звуки твердый и мягкий [л] в изолированных словах, определять место звука в слове.
2. Развивающие.
- развивать монологическую речь путем предоставления возможности детям выступить в роли рассказчика знакомой сказки «Теремок»;
-развивать умение слушать ответы сверстников;
- развивать фантазию, творчество, умение включаться в предлагаемую сказочную ситуацию.
3. Воспитательные.
- воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку;
- воспитывать внимательных слушателей.
Взаимодействие образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по сказкам, наблюдения за изменениями весной в природе.
Оборудование: игрушка - мышонок, настольный кукольный театр сказки «Теремок», ширма, телевизор, репродукция картины зимнего леса, репродукция картины к сказке «Теремок».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
(Вход в группу, педагог приглашает всех подойти к окну)
1.Организационный момент.
- Воспитатель: Ребята, предлагаю посмотреть вас в окно, какая сегодня погода?
- Дети: солнечный весенний день.
- Воспитатель: У меня замечательное весеннее настроение. А у вас, ребята?
- Дети: у нас тоже хорошее настроение…
- Воспитатель: Давайте проведем нашу любимую физкультминутку о весне и хорошем настроении, чтоб у наших гостей тоже поднялось настроение….
2. Логоритмика К нам весна шагает быстрыми шагами…
3. Сюрпризный момент. Появление мышонка из леса.
- Мышонок: (раздается писк). На ухо воспитателя мышонок пропищал: Пи-пи
- Воспитатель: я хочу вам рассказать, что пропищал мне мышонок на ухо.
- Воспитатель: (говорит тонким голоском) Вот вы говорите - весна……весна. Вот у нас в лесу даже не пахнет весной.
Воспитатель: расскажем мышонку о приметах весны. Я начну, а вы продолжите…. Весна наступила, и световой день стал длиннее.
4. Речевое упр. Образование сложносочиненных предложений по образцу, данному воспитателем (дети каждый проговаривает свое предложение). Весна наступила и…………
5. Сообщение цели.
- Мышонок приглашает детей в сказку Теремок, но на новый лад. Будем слушать и выделять твердый и мягкий звук [л].
- Воспитатель: ребята, не забудьте взять с собой воображение, смекалку и взаимовыручку. Идем по сугробам…. Выше поднимаем ноги, идем след в след друг за другом, а мышонок побежал вперед….. показывает нам дорогу… (Дети идут за воспитателем по следам, вырезанным из белой бумаги).
6. Остановка в лесу.
(На экране телевизора выставлена репродукция зимнего леса, создана обстановка зимнего леса на полу на белой ткани разбросаны шишки, желуд).
- Воспитатель: Вот мы и пришли с вами в зимний лес. Посмотрите, сколько желудей и шишек разбросано на снегу…… Можем мы определить, какие деревья растут в лесу? (Ответ детей: желуди растут на дубе, а шишки на елках и соснах….)
- Воспитатель: Молодцы….. вы правильно определили…..
Лес дремучий и густой встал на нашем пути. Нам придется взять в руки топоры, чтобы прорубить себе дорогу.
7. Дых упр. «Рубим дрова» на развитие речевого дыхания.
8. - Воспитатель: вот мы и подошли к сказке. Угадайте, герои какой сказки стоят перед вами? (Ответ детей: «Теремок»).
9. Дид. речевое упр. «Оживим сказку»
- Воспитатель: сказку надо оживить. Предлагаю описать каждого героя сказки. Расскажите, какое это животное в сказке? (Ответ детей: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, волчок-серый бочок, лисичка-сестричка, косолапый медведь).
10. Рассказывание сказки «Теремок» на новый лад.
Воспитатель предлагает детям рассказать знакомую сказку по очереди.
- Воспитатель: Мышка, мышка погоди. В теремок не заходи……
(Дид. упр. Деление слов на слоги).
Дид. упр. Выделять звуки твердый и мягкий [л] в изолированных словах, определять место звука (Мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, медведь).
Дид. упр. Деление слов на слоги.
Воспитатель: Вот и сказочки конец, а кто слушал – молодец!
Сказка быстро сказывается, да не быстро дело делается.
13. Закрепление пройденного материала.
( Игровой момент)
- Воспитатель: герои сказки хотят, чтоб мы их взяли к себе в гости в нашу группу «Ягодки». Но возьмем мы только тех, у кого в слове есть твердые и мягкие звуки [л] (ответы детей: лягушка, лиса, волк).
14. Итог.
( Игровой момент -возвращение в детский сад)
В круг скорее становитесь
Крепко за руки держитесь
Раз, два, три, четыре, пять
В садик мы пришли опять.
15. Рефлексия.
- Воспитатель: Вот мы и вернулись в родной детский сад. Займемся нашими привычными делами. Вечером, когда за вами придут папы и мамы, что вы им расскажите о нашем путешествии? Где мы сегодня побывали? Что нового узнали, что понравилось, что запомнилось? (ответы детей).
Воспитатель: вы, ребята, молодцы!
Вы, ребята, удальцы!
Приложение 1.
Физкультминутка
К нам весна шагает быстрыми шагами.
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны,
Значит очень теплые ноги у весны.