Конспект НОД по развитию речи со старшими дошкольниками с заиканием с элементами театрализованной деятельности по сказке А.Толстого «Гуси-лебеди»
Конспект НОД по развитию речи со старшими дошкольниками с заиканием с элементами театрализованной деятельности по сказке А.Толстого «Гуси-лебеди».
Режим вопросно-ответной речи.
Лексическая тема: «Прогулка по волшебной комнате Сказки».
Логопедическая тема: Повторение сказки в обр. А.Толстого «Гуси-лебеди» с элементами театрализованной деятельности.
Задачи:
1.Коррекционно – образовательные:
- учить пользоваться вербальными средствами общения, условными безречевыми сигналами;
- учить образовывать уменьшительно-ласкательные форы существительных;
- развивать связную речь
2. Коррекционно – развивающие:
- вызывать релаксацию мышечного аппарата конечностей по контрасту с напряжением,
- развивать мелкую моторику,
- развивать общую моторику,
- развивать речевое дыхание,
- развивать внимание, память.
3. Воспитательные:
- формировать положительную установку на участие в занятии;
- снимать психологическое напряжение, переживания по поводу своего дефекта;
- воспитывать доброжелательное отношение, умение сотрудничать в коллективе сверстников и родителей.
Оборудование: листочки, коврик из геометрических фигур, пальчиковый театр (Аленушка, Иванушка, печка, речка, яблоня).
Ход занятия
Деятельность логопеда | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1.Организационный момент Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места и слушайте внимательно. | | |
2.Введение в тему Для того, чтобы снова попасть в нашу волшебную «Комнату Сказки», вам нужно пройти по геометрическим фигурам. Тот, кого я назову, отвечает на вопрос: На какую фигуру ты наступил? Упражнение на снятие мышечного и эмоционального напряжения Давайте с вами поиграем в игру "Деревья". Встаньте со стульчиков. Представьте, что мы - деревья. Наши с вами ножки, будто корни, сильные, крепкие. Давайте сильно давить пятками на пол. Наши туловища - это толстые твердые стволы, напрягите туловище, крепко сцепите зубы. Руки-ветки поднимаем все выше, тянем их к солнышку, пальчики-листики в стороны. Ноги, руки, тело напряжены. Это неприятно, даже больно. Наступила осень, давайте сбросим с себя листву. Скоро наступит зима, все деревья заснут. Сядем на стульчики расслабим пальчики, ручки, ножки, туловище, уроним голову, опустим плечи. Почувствуйте как вы спокойным, ваше тело стало мягким, расслабленным. Как приятно расслабление! Замедляются движенье, Исчезает напряженье... И становится приятно Расслабление приятно! | Воспитатель показывает детям как нужно выполнить упражнение и выполняет совместно с детьми. | Опускают руки. Выполняют в соответствии с инструкцией. |
Упражнение на развитие речевого дыхания Сейчас я раздам вам листочки, подуйте на них и посмотрите у кого листочек улетит дельше всех. | | Дети дуют в трубочку и внутри баночки разлетается конфети. |
3.Основная часть Сыграем в игру “Вопрос-ответ-действие ” Я буду произносить фразу и тот, кого я назову должен изобразить эмоцию с помощью мимики и без слов. Я вам напоминаю, что мимика – движения лицом, которые помогают нам передавать определенную эмоцию. 1.Что сказали родители Аленушке, когда уходили? И с какой эмоцией, покажите эту эмоцию 2.Почему гуси забрали Иванушку? Покажи, какие эмоции испытывала Аленушка, когда украли Иванушку. 3.Почему яблонька, речка и печка не захотели помогатьАленушке? 4.Что хотела сделать Баба-Яга с Аленушкой и Иванушкой? Покажи Бабу-Ягу 5.Кто помог Аленушке спасти брата? Почему они помогли ей? При необходимости, логопед дает образец как нужно показать ту или иную эмоцию. | Воспитатель включает запись – шум дождя | Дети выполняют по инструкции. 1.Сводят брови, грозят пальцем 2.Поднимают брови 3.Морщятся. 4.Сводят брови. 5.Улыбаются и радуются. |
Развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных Я буду называть слово, а тот, кому воспитатель кинет мяч, будет образовывать уменьшительно-ласкательную форму этого существительного Алена- Иван Мама Папа Печь Река Яблоня Мышь | | Аленушка Иванушка Мамочка Папочка Печка Речка Яблонька Мышка |
Развитие связной речи. Логопед задает вопрос: Какой персонаж сказки вам нравится больше всего, расскажите почему? Отвечать будет тот, кого я назову | | Дети отвечают на вопрос. |
Инсценировка эпизода сказки Логопед говорит детям о том, что они теперь достаточно хорошо знакомы со сказкой и могут показать ее с помощью пальчикового театра. Логопед выступает в качестве зрителя. | Воспитатель приносит пальчиковый театр, выступает в качестве ведущего и при необходимости помогает детям произносить реплики. Разыгрывается эпизод, где Аленушка просит помощи у печки, яблоньки, речки. Аленушка Бежала, бежала, увидела — стоит печь. — Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Печка ей отвечает: — Съешь моего ржаного пирожка — скажу. Аленушка — Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся... Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня. Аленушка — Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Яблоня — Поешь моего лесного яблочка — скажу. — У моего батюшки и садовые не едятся... Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах. Аленушка — Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? Речка — Поешь моего простого киселька с молочком — скажу. Аленушка — У моего батюшки и сливочки не едятся... | Дети совместно с воспитателем показывают сказку с помощью пальчикового театра |
4. Итог Какое задание сегодня для вас было очень сложным? Чему научила вас эта сказка? Пора выходить из волшебной комнаты и отправляться в садик. Сегодня вы потрудились хорошо, работали активно. Логопед распределяет роли и раздает детям их слова:”Ребята, сейчас каждый из вас получит свои слова, выучите их к следующему занятию” До новых встреч в нашей волшебной «Комнате Сказки» | | Дети отвечают на вопрос. Сказка научила нас тому, что нужно слушать своих родителей, беречь родных, быть смелыми и не привередливыми. |