Конспект НОД в подготовительной к школе группе по развитию речи «Как узнать птиц?»
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по развитию речи
«Как узнать птиц?»
Задачи.
Образовательные:
Создать условия для формирования у детей:
- представлений о взаимосвязях в системе «птица – среда обитания» (обобщенные представления детей о птицах как живых существах, живущих на земле, в воде, которые могут летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, покрытых перьями);
- понятий об обобщении и систематизации объектов в зависимости от условий существования,
- умения устанавливать причинно-следственные связи и выражать их сложно - подчинёнными предложениями; доказательно строить суждения;
- умения составлять короткие описательные рассказы по предметно-схематической модели.
Обогащать активный словарь (комплимент, орнитологи, среда обитания, перья – контурные, пуховые и рулевые).
Развивающие:
Развивать:
- познавательный интерес к птицам и среде их обитания,
- мыслительные операции: внимание, анализ и синтез, память, восприятие,
- умения слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников,
- коммуникативные способности детей, умение связно отвечать на вопросы, строить доказательные высказывания, слушать говорящего
- умения работать в группе сверстников.
Воспитательные:
Воспитывать у дошкольников:
- желание заботиться о пернатых друзьях, с любовью относиться к птицам;
- самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
Оборудование: Предметные картинки, листы бумаги и цветные карандаши.
Предварительная работа. Занятие завершает цикл совместной деятельности педагога с детьми по накоплению конкретных представлений о птицах.
Ход НОД
- Дети, посмотрите на доску и скажите, какую игру, напоминает эта таблица? (Ответы детей. Если не угадывают, задаются наводящие вопросы)
- Сегодня у нас необычное занятие, я предлагаю вам вспомнить игру «Поле чудес».
- Смотрели ее по телевизору? Да.
- А вы знаете, что в «Поле чудес» выбирают людей знающих, умных, любознательных.
- А хотите и вы попасть на «Поле чудес?» Да.
Я предлагаю потренироваться перед поездкой на игру и уточнить наши знания. Но, наша игра предполагает выполнение обязательных для всех правил, выполняя которые мы обязательно отгадаем слово.
1.Внимательно слушать задание;
2.Отвечать на заданные вопросы;
3.Отвечать полным ответом;
4.Оказывать посильную помощь другу, не перебивать друг друга, давая высказаться сверстнику.
О | Р | Н | И | Т | О | Л | О | Г | И |
Итак, посмотрите, на доске зашифровано слово.
-Сколько букв в этом слове? Правильно, в этом слове десять букв.
Выполняя задание правильно, мы будем открывать по 2 буквы и отгадаем слово. А задание у нас такое: Как называются люди, которые занимаются изучением птиц? Их разнообразием в природе, окраской, поведением.
Крутится барабан, на котором лежат конверты с заданиями. Разрешите первый конверт взять мне, а следующие конверты вытащит тот, кто, будет активным, дисциплинированным и внимательным во время проведения игры.
1 Задание. «Задание-приветствие». Дети встают в круг, передают солнышко, при этом говорят слова игры. Ребёнок, на котором остановились слова игры, говорит пожелания соседу. Напр. Я желаю, чтобы ты был весёлым, внимательным, добрым и т.д.
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружбы – солнечный привет.
Дети выполняют задание. По окончании задания открываются первые две буквы.
О | Р |
Следующее задание определит барабан, Давайте предоставим право крутить барабан самым скромным. Кто у нас такой, по вашему мнению?
2. Задание называется «Четвертый лишний». (На доске вывешиваются карточки)
- Дети, вам нужно определить – какая карточка лишняя и почему так считаете.
-1) Грач, ворона, синица, питон.
2) Воробей, снегирь, голубь, бабочка.
3) Павлин, дятел, ласточка, жук.
И с этим заданием вы справились, открываем еще две буквы:
Н | И |
3 Задание. - Дети вам нужно отгадать загадки. А ответ появиться на доске. Выставляются картинки.
1.Ходит в красной тюбетейке,
И сидит не на скамейке,
А на дереве в лесу,
И почти что навесу.
Постучит, букашку схватит
Знаменитый "доктор». (Дятел)
2.Удивительная Птица
Острый клюв как спица.
Важная, носатая,
То стоит как статуя,
То гуляет в камышах-
Ищет шустрых лягушат. (Цапля)
3.Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)
4.В небе, синем и высоком
Вьется птица, но не сокол.
Разбежались мышки: «Ах!
Что за крылья, вот размах!
Взгляд у птицы очень зоркий,
Лучше спрячемся мы в норки!» (Орел)
5.Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
6. Любопытством этой птицы
Нам нельзя не восхититься!
Что на солнце заблестело,
Стащит ловко и умело.
Ну а новости так те,
Нам "приносит на хвосте".
Белобока, черно ока
И зовут её ... (Сорока)
Воспитатель: И с этим заданием вы справились, открываем еще две буквы:
Т | О |
Крутиться стрелка.
Выпадает скрипичный ключ.
Воспитатель: – Ребята, нам выпала музыкальная пауза. Давайте немножко отдохнем и потанцуем. Приготовили свои руки.
Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)
Железновы - Птицы_пальчики летят
Ну, летите, как хотите
Только крылья берегите! Но, вы должны соблюдать
1 правило – не задеть друг друга и окружающую мебель: столы, стулья, шкафы.
Крутится стрелка.
4 Задание. На доске прикреплены 4 птицы: цапля и дятел; пеликан и попугай.
Воспитатель. Ой, какие они все разные!
А скажите: Чем птицы не похожи? Чем они различаются? (Дети отвечают, кто, что думает.)
Воспитатель. Ничего не поняла, все сразу говорили.
Воспитатель. Давайте расскажем все по порядку.
Сначала о среде обитания (?). С.О.- это определенные участки территории. (Дети повторяют хором).
Назовите среду обитания разных птиц?
(Где живет дятел? В лесу.)- подсказка.
Почему у птиц разные ноги? (Живут в разной среде обитания.)
(Выставляет картинки разной среды обитания.)
Воспитатель. Почему у цапли такие длинные ноги? (Живет на болоте.) Многие птицы, которые живут на болоте, имеют длинные ноги. Поставим картинку (модель ног птиц, живущих у болота).
Почему у пеликана ноги с перепонками? (Живет в воде, плавает.) Птицы, которые живут у воды и плавают, имеют ноги с перепонками. Поставим картинку (модель ног плавающих птиц).
Воспитатель. Какие ноги у попугая? С перепонками? Нет.
Длинные как у цапли?. Нет. Какая особенность ног попугая?
Почему у попугая маленькие короткие ножки с цепкими коготками? (Живет на деревьях, цепляется за ветки.) А какие ещё птицы живут на деревьях? Ответы детей и
Воспитатель: Птицы, которые живут на деревьях, должны иметь такие ноги. Поставим картинку (модель ног птиц, живущих в условиях наземной среды, на деревьях).
Воспитатель. Что еще у птиц разного? (Клювы.) Почему у птиц клювы разные? (Едят разную пищу.) (Выставляет картинки разных клювов.)
Воспитатель. Для чего пеликану такой большой клюв? (Он питается рыбой.) Поставим картинку (модель клюва). Может ли у дятла быть такой маленький клюв, как у ласточки? Почему? (Достает еду из-под коры дерева.) Поставим картинку (модель клюва). Почему у попугая и клеста такие крепкие, загнутые клювы? (Расщелкивают клювом семечки.) Поставим картинку (модель клюва). Воспитатель: Форма и величина клюва у различных птиц различна и связана с чем? (у детей спросить) Ответ: с различным способом добывания пищи.
Воспитатель. Что еще разного у птиц? (Цвет. У всех птиц перья разного цвета.) Какого цвета перья у птиц? Поставим картинки (разный цвет перьев).
Воспитатель. Птицы умеют не только плавать и ходить по земле, но и летать. Что им помогает это делать? (Крылья.) Крылья у всех разные — большие и маленькие. Поставим картинки (разные крылья).
Воспитатель. Они все такие разные, почему вы их называете одним словом — птицы?
Воспитатель. Чем же похожи все птицы? Ответы детей.
Воспитатель: Главная особенность птиц и отличие их от других животных - это наличие перьевого покрова. Все тело покрывает контурное перо образующее защитную поверхность (выставляет на доске). Под ним располагается пуховое перо. А хвост образуют Рулевые перья.
Ноги у всех птиц разные — но у всех их по две.
Крылья у всех птиц разные — но у всех два крыла.
Клювы у всех разные — но у всех птиц есть клюв.
Воспитатель. Как же мы отличим птиц от других животных? (Дети, опираясь на модель, обобщают, кто такие птицы.)
Воспитатель. Я все поняла, теперь запросто узнаю птиц.
И с этим заданием вы справились, открываем еще две буквы:
Л | О |
5 Задание. Теперь вы много информации знаете про птиц. И эта информация пригодиться вам для следующего задания. Вам нужно будет самостоятельно придумать загадку про любую птицу. А поможет вам схема.
Обратить внимание детей, что описывается сначала, а что потом. В соответствии со схемой.
Воспитатель. Загадку следует начать так. «Я хочу загадать тебе загадку о птице, которая обитает…» придумываю загадку.
Где живет? | Какого цвета? | Чем питается? | Зимующая или перелётная? | Особенности птицы |
? Размер в сравнении с др. |
И с этим заданием вы справились, открываем последние две буквы:
Г | И |
Воспитатель. Кто помнит, какое у нас было задание? Ответы детей. Как называются люди, которые занимаются изучением птиц? Их разнообразием в природе, окраской, поведением.
И слово, которое мы открыли, называется «орнитологи». Давайте все вместе повторим это слово.
Работа орнитолога связана с постоянным наблюдением. Люди этой профессии изучают птиц в разной среде их обитания. Это могут быть естественные условия – леса, луговые просторы, рощи, где птицы живут в непосредственной близости к природе.
Воспитатель. Когда вы вырастите, может, кто-то выберет эту профессию. Ведь орнитологические исследования касаются птиц, приспособившихся к жизни в больших городах, где они вынуждены изменять свои природные повадки, чтобы существовать в симбиозе с человеком и продуктами его жизнедеятельности. птиц, живущих в дикой природе, так и тех, которые содержатся в домашних условиях.
Воспитатель. каждый из вас получил за выполнение задания контур птицы и у вас есть по 1 карандашу. А как вы думаете, можно ли с помощью одного карандаша выделить все части тела птицы? Сдаётесь? А я бы сделала штриховку каждой части тела в разном направлении.
Нужно стараться, не выходить за контур, штрихи делать маленькие, в одном направлении.
Давайте наши работы сложим в один конверт и отошлем Леониду Якубовичу, и он нас обязательно пригласит на передачу Капитал-шоу «Поле-чудес».
Дети заштриховывают птиц, вкладывают их в конверт.
Рефлексия. – Ребята, что больше всего понравилось вам на занятии? Все ли у вас получалось? Что вы сегодня дома расскажете о нашем занятии?