12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Наталия Валерьевна3465
Россия, Тульская обл., Тула
Материал размещён в группе «ФГОС конспект»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по развитию речи

«Как узнать птиц?»

Задачи.

Образовательные:

Создать условия для формирования у детей:

- представлений о взаимосвязях в системе «птица – среда обитания» (обобщенные представления детей о птицах как жи­вых существах, живущих на земле, в воде, которые могут летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, покрытых перьями);

- понятий об обобщении и систематизации объектов в зависимости от условий существования,

- умения устанавливать причинно-следственные связи и выражать их сложно - подчинёнными предложениями; доказательно строить суждения;

- умения составлять короткие описательные рассказы по пред­метно-схематической модели.

Обогащать активный словарь (комплимент, орнитологи, среда обитания, перья – контурные, пуховые и рулевые).

Развивающие:

Развивать:

- познавательный интерес к птицам и среде их обитания,

- мыслительные операции: внимание, анализ и синтез, память, восприятие,

- умения слы­шать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников,

- коммуникативные способности детей, умение связно отвечать на вопросы, строить доказательные высказывания, слушать говорящего

- умения работать в группе сверстников.

Воспитательные:

Воспитывать у дошкольников:

- желание заботиться о пернатых друзьях, с любовью относиться к птицам;

- самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.

Оборудование: Предметные картинки, листы бумаги и цветные карандаши.

Предварительная работа. Занятие завершает цикл со­вместной деятельности педагога с детьми по накоплению конкретных представлений о птицах.


Ход НОД

- Дети, посмотрите на доску и скажите, какую игру, напоминает эта таблица? (Ответы детей. Если не угадывают, задаются наводящие вопросы)

- Сегодня у нас необычное занятие, я предлагаю вам вспомнить игру «Поле чудес».

- Смотрели ее по телевизору? Да.

- А вы знаете, что в «Поле чудес» выбирают людей знающих, умных, любознательных.

- А хотите и вы попасть на «Поле чудес?» Да.

Я предлагаю потренироваться перед поездкой на игру и уточнить наши знания. Но, наша игра предполагает выполнение обязательных для всех правил, выполняя которые мы обязательно отгадаем слово.

1.Внимательно слушать задание;

2.Отвечать на заданные вопросы;

3.Отвечать полным ответом;

4.Оказывать посильную помощь другу, не перебивать друг друга, давая высказаться сверстнику.

О

Р

Н

И

Т

О

Л

О

Г

И

Итак, посмотрите, на доске зашифровано слово.

-Сколько букв в этом слове? Правильно, в этом слове десять букв.

Выполняя задание правильно, мы будем открывать по 2 буквы и отгадаем слово. А задание у нас такое: Как называются люди, которые занимаются изучением птиц? Их разнообразием в природе, окраской, поведением.

Крутится барабан, на котором лежат конверты с заданиями. Разрешите первый конверт взять мне, а следующие конверты вытащит тот, кто, будет активным, дисциплинированным и внимательным во время проведения игры.

1 Задание. «Задание-приветствие». Дети встают в круг, передают солнышко, при этом говорят слова игры. Ребёнок, на котором остановились слова игры, говорит пожелания соседу. Напр. Я желаю, чтобы ты был весёлым, внимательным, добрым и т.д.

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружбы – солнечный привет.

Дети выполняют задание. По окончании задания открываются первые две буквы.

О

Р


Следующее задание определит барабан, Давайте предоставим право крутить барабан самым скромным. Кто у нас такой, по вашему мнению?

2. Задание называется «Четвертый лишний». (На доске вывешиваются карточки)

- Дети, вам нужно определить – какая карточка лишняя и почему так считаете.

-1) Грач, ворона, синица, питон.

2) Воробей, снегирь, голубь, бабочка.

3) Павлин, дятел, ласточка, жук.

И с этим заданием вы справились, открываем еще две буквы:

Н

И

3 Задание.  - Дети вам нужно отгадать загадки. А ответ появиться на доске. Выставляются картинки.

1.Ходит в красной тюбетейке,
И сидит не на скамейке, 
А на дереве в лесу,
И почти что навесу.
Постучит, букашку схватит
Знаменитый "доктор».
  (Дятел)

2.Удивительная Птица
Острый клюв как спица.
Важная, носатая,
То стоит как статуя,
То гуляет в камышах-
Ищет шустрых лягушат.
(Цапля)

3.Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)


4.В небе, синем и высоком
Вьется птица, но не сокол.
Разбежались мышки: «Ах!
Что за крылья, вот размах!
Взгляд у птицы очень зоркий,
Лучше спрячемся мы в норки!» (Орел)


5.Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)


6. Любопытством этой птицы
Нам нельзя не восхититься!
Что на солнце заблестело,
Стащит ловко и умело.
Ну а новости так те,
Нам "приносит на хвосте".
Белобока, черно ока
И зовут её ... (Сорока)

Воспитатель: И с этим заданием вы справились, открываем еще две буквы:

Т

О

Крутиться стрелка.

Выпадает скрипичный ключ.

Воспитатель:Ребята, нам выпала музыкальная пауза. Давайте немножко отдохнем и потанцуем. Приготовили свои руки.

Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)

Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)

t1608635804aa.jpgЖелезновы - Птицы_пальчики летят

Ну, летите, как хотите

Только крылья берегите! Но, вы должны соблюдать

1 правило – не задеть друг друга и окружающую мебель: столы, стулья, шкафы.

Крутится стрелка.

4 Задание. На доске прикреплены 4 птицы: цапля и дятел; пеликан и попугай.

Воспитатель. Ой, какие они все разные!

А скажите: Чем птицы не похожи? Чем они разли­чаются? (Дети отвечают, кто, что думает.)

Воспитатель. Ничего не поняла, все сразу говорили.

Воспитатель. Давайте расскажем все по порядку.

Сна­чала о среде обитания (?). С.О.- это определенные участки территории. (Дети повторяют хором).

Назовите среду обитания разных птиц?

(Где живет дятел? В лесу.)- подсказка.

Почему у птиц разные ноги? (Живут в разной среде обитания.)

(Выставляет картинки разной среды обитания.)

Воспитатель. Почему у цапли такие длинные ноги? (Живет на болоте.) Многие птицы, которые живут на болоте, имеют длинные ноги. Поставим картинку (модель ног птиц, живущих у болота).

Почему у пеликана ноги с перепонками? (Живет в воде, плавает.) Птицы, которые живут у воды и плавают, имеют ноги с перепо­нками. Поставим картинку (модель ног плавающих птиц).

Воспитатель. Какие ноги у попугая? С перепонками? Нет.

Длинные как у цапли?. Нет. Какая особенность ног попугая?

Почему у попугая маленькие короткие ножки с цепкими коготками? (Живет на деревьях, цеп­ляется за ветки.) А какие ещё птицы живут на деревьях? Ответы детей и

Воспитатель: Птицы, которые живут на деревьях, должны иметь такие ноги. Поставим картинку (модель ног птиц, живущих в условиях наземной среды, на де­ревьях).

Воспитатель. Что еще у птиц разного? (Клювы.) По­чему у птиц клювы разные? (Едят разную пищу.) (Выставляет картинки разных клювов.)


Воспитатель. Для чего пеликану такой большой клюв? (Он питается рыбой.) Поставим картинку (модель клюва). Может ли у дятла быть такой маленький клюв, как у лас­точки? Почему? (Достает еду из-под коры дерева.) По­ставим картинку (модель клюва). Почему у попугая и клеста такие крепкие, загнутые клювы? (Расщелкивают клювом семечки.) Поставим картинку (модель клюва). Воспитатель: Форма и величина клюва у различных птиц различна и связана с чем? (у детей спросить) Ответ: с различным способом добывания пищи.

Воспитатель. Что еще разного у птиц? (Цвет. У всех птиц перья разного цвета.) Какого цвета перья у птиц? Поставим картинки (разный цвет перьев).

Воспитатель. Птицы умеют не только плавать и ходить по земле, но и летать. Что им помогает это делать? (Кры­лья.) Крылья у всех разные — большие и маленькие. Поставим картинки (разные крылья).

Воспитатель. Они все такие разные, почему вы их на­зываете одним словом — птицы?

Воспитатель. Чем же похожи все птицы? Ответы детей.

Воспитатель: Главная особенность птиц и отличие их от других животных - это наличие перьевого покрова. Все тело покрывает контурное перо образующее защитную поверхность (выставляет на доске). Под ним располагается пуховое перо. А хвост образуют Рулевые перья.

Ноги у всех птиц разные — но у всех их по две.

Крылья у всех птиц разные — но у всех два крыла.

Клювы у всех разные — но у всех птиц есть клюв.

Воспитатель. Как же мы отличим птиц от других жи­вотных? (Дети, опираясь на модель, обобщают, кто такие птицы.)

Воспитатель. Я все поняла, теперь запросто узнаю птиц.

И с этим заданием вы справились, открываем еще две буквы:

Л

О

5 Задание. Теперь вы много информации знаете про птиц. И эта информация пригодиться вам для следующего задания. Вам нужно будет самостоятельно придумать загадку про любую птицу. А поможет вам схема.

Обратить внимание детей, что описывается сначала, а что потом. В соответствии со схемой.

Воспитатель. Загадку следует начать так. «Я хочу загадать тебе загадку о птице, которая обитает…» придумываю загадку.

Где живет?

Какого цвета?

Чем питается?

Зимующая или перелётная?

Особенности

птицы


t1608635804ab.png


t1608635804ac.jpg


t1608635804ad.jpg



t1608635804ae.jpg


?

Размер в сравнении с др.


И с этим заданием вы справились, открываем последние две буквы:

Г

И

Воспитатель. Кто помнит, какое у нас было задание? Ответы детей. Как называются люди, которые занимаются изучением птиц? Их разнообразием в природе, окраской, поведением.

И слово, которое мы открыли, называется «орнитологи». Давайте все вместе повторим это слово.

Работа орнитолога связана с постоянным наблюдением. Люди этой профессии изучают птиц в разной среде их обитания. Это могут быть естественные условия – леса, луговые просторы, рощи, где птицы живут в непосредственной близости к природе.

Воспитатель. Когда вы вырастите, может, кто-то выберет эту профессию. Ведь орнитологические исследования касаются птиц, приспособившихся к жизни в больших городах, где они вынуждены изменять свои природные повадки, чтобы существовать в симбиозе с человеком и продуктами его жизнедеятельности. птиц, живущих в дикой природе, так и тех, которые содержатся в домашних условиях.

Воспитатель. каждый из вас получил за выполнение задания контур птицы и у вас есть по 1 карандашу. А как вы думаете, можно ли с помощью одного карандаша выделить все части тела птицы? Сдаётесь? А я бы сделала штриховку каждой части тела в разном направлении.

Нужно стараться, не выходить за контур, штрихи делать маленькие, в одном направлении.

Давайте наши работы сложим в один конверт и отошлем Леониду Якубовичу, и он нас обязательно пригласит на передачу Капитал-шоу «Поле-чудес».

Дети заштриховывают птиц, вкладывают их в конверт.

Рефлексия. – Ребята, что больше всего понравилось вам на занятии? Все ли у вас получалось? Что вы сегодня дома расскажете о нашем занятии?



Опубликовано в группе «ФГОС конспект»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.