12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рязанова Анастасия Викторовна1391
Россия, Калужская обл., Обнинск
1

Конспект НОД по речевому развитию через знакомство с произведениями художественной литературы.

Конспект НОД по речевому развитию через знакомство с произведениями художественной литературы.

Автор: Рязанова Анастасия Викторовна.

Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?».

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Форма организации занятия: Групповая.

Форма проведения: Речевая ситуация.

Участники: Дошкольники 5-6 лет.

Цель: Формирование связной речи дошкольников через использование художественной литературы.

Задачи:
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с творчеством В. Сутеева; познакомить с понятиями зачин, концовка сказки.

Способствовать пониманию смысла произведения, активному участию в обсуждении.

Формировать монологическую речь.
• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Обогащать словарь: завистливый, свернет, лапчатый, выменял, переменить, бес толку, гаркнул, зачин, концовка.

Закреплять знание пословиц о книгах.

Развивающие:

Развивать интерес детей к художественной литературе.
• Развивать умение следить за сюжетной линией, запоминать ее.
• Развивать умение использовать словарь и обороты авторского текста.

Развивать коммуникативные навыки, мышление, внимание, память, слуховое восприятие, умение согласовывать движения со словами, отвечать на вопросы полным предложением, правильно понимать мораль сказки.

Развивать умение подбирать прилагательные – синонимы, образовывать притяжательные прилагательные.

Воспитательные:
• Воспитывать нравственные качества детей.

Воспитывать желание иметь друзей.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Методы: словесный, наглядный, игровой .

Материал: оборудование для демонстрации презентации, текст сказки В. Сутеева «Это что за птица?», магнитная доска, иллюстрации к сказке, игрушечная ворона.

Предварительная работа: Чтение сказки «Это что за птица?», рассматривание иллюстраций к сказке. Разбор слов: глупый, завистливый, лапчатые ноги, без толку, гаркнуть, загоготали, хвост веером, свернет, переменить, независтливый, откуда ни возьмись. Разучивание пальчиковой гимнастики. Разбор пословиц о книгах.

Ход:

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Беседа о сказках.

Воспитатель: Ребята, у вас дома есть книги? А какие ваши сказки самые любимые? (Ответы детей.) У всех сказок обязательно есть зачин и концовка. Что такое зачин? Зачин - начало сказочного действия, которое помогает с первых слов понять, о чем будет речь. Концовка сказки – это слова, которые выводят слушателя из истории, и они являются заключением сказания. Кто вспомнит больше слов, которыми начинаются сказки?

Игра «Как начинается и как заканчивается сказка».

«Жили — были».

«В тридевятом царстве, в тридевятом государстве».

«За высокими горами, за синими морями».

«Жила-была на свете девочка».

«Был себе грозный царь».

«Стояла себе в лесу избушка».

«Когда-то давным-давно».

«Жили старик со старухой».

«Жила когда-то в одной деревне маленькая девочка».

«Посадил дед репку».

«Стоит в поле теремок».

А какие окончания сказок вы помните?

«Вот и сказке конец, а кто слушал молодец».

«И стали они жить — поживать и добра наживать».

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Молодцы! Ребята, кто это там в окно к нам заглядывает?

Педагог подходит к окну и возвращается с игрушечной вороной.

Каркуша: Кар-кар, здравствуйте ребята! Я Каркуша! Самая умная птица на свете! Я везде летаю и про всех все знаю! Ой, какая красивая резинка у этой девочки, давай меняться!

Воспитатель: Ну и ворона! Хвастунишка! Попрошайка! Ребята, а мне Каркуша напоминает одного героя сказки. А вам?

Дети: Каркуша похожа на героя сказки «Это что за птица!»

Каркуша: Что за сказка такая? Про что?

Появляется слайд с портретом писателя и обложкой книги.

Воспитатель: Эта сказка В.Сутеева про глупого гуся, который завидовал всем птицам. И стал ни на кого не похож.

Интерактивная игра «Чья? Чей? Чьи?»

Каркуша: Ой-ой-ой! Это что за чудище непонятное? Чья же у него шея?

Дети: У гуся лебединая шея.

Каркуша: Чей же у гуся клюв?

Дети: У гуся пеликаний клюв.

Каркуша: Батюшки! Чьи же у гуся ноги?

Дети: У гуся журавлиные ноги.

Каркуша: Какой кошмар! Чьи же у гуся крылья?

Дети: У гуся вороньи крылья.

Каркуша: Ужас! А чей же у гуся хвост?

Дети: У гуся павлиний хвост.

Каркуша: А чьи у гуся гребешок и бородка?

Дети: У гуся петушиные гребешок и бородка.

Каркуша: А как они у него оказались? Как гусь превратился в эту непонятную птицу?

Дети: Гусь встречал по очереди животных и менялся с ними шеей, клювом, ногами, крыльями, хвостом. А бородку, гребешок и «кукареку» выпросил у петуха.

Каркуша: Что же дальше произошло с гусем ребята?

Дети: Гусь повстречал своих братьев.

Каркуша: А куда они все вместе пошли?

Дети: Они пошли на лужок, а потом на пруд.

Каркуша: Он был счастлив, доволен своим новым внешним видом?

Дети: Сначала доволен, а потом он понял, что не может щипать траву, что не может плавать, не может убежать от лисы.

Каркуша: Почему же новые части тела не выручили гуся?

Дети: Пеликаний клюв оказался большим и только хлопал. Журавлиные ноги оказались слишком длинными и не могли быстро бегать. Вороньи крылья оказались слишком маленькими, чтобы поднять гуся в небо. Павлиний хвост оказался слишком большим и запутался в камышах, лебединая шея оказалась неудобной.

Каркуша: Ребята, зачем же тогда гусь совершил обмен?

Дети: Ему понравились эти части тела. Он стал завидовать и решил поменяться.

Воспитатель: Ребята, подберите слова, которыми можно похвалить хвост, ноги, клюв и крылья.

Упражнение «Какой? Какие?»

Какой павлиний хвост? Красивый, яркий, разноцветный, красочный, заметный, цветастый, видный, великолепный, эффектный, приметный, броский, выделяющийся.

Какие журавлиные ноги? Тонкие, тонюсенькие, тонковатые, стройные, изящные, худые, худощавые, тощие, длинные, длиннющие, бесконечные.

Какой пеликаний клюв? Большой, крупный, вместительный, внушительный, солидный, объемный, массивный, громоздкий, здоровенный, мешковатый, практичный, сильный.

Какие вороньи крылья? Маленькие, небольшие, мелкие, малюсенькие, крохотные, мизерные, черные, темные, мрачные.

А у гуся, какой был клюв? (Красный.) А какие лапы? (Лапчатые.) А какие крылья? (Большие и белые.) А какой хвост? (Закорючкой.)

Каркуша: Бедный гусь, значит его ни кто не спас от лисы?

Дети: Его спасли гуси.

Каркуша: Что же они сделали?

Дети: Гуси налетели на лису и начали её щипать со всех сторон.

Каркуша: Ой какие молодцы! А гусь навсегда остался таким чудовищем?

Дети: Нет. Гусь вернул лебедю шею, пеликану клюв, журавлю ноги, вороне крылья, павлину хвост, петуху гребешок, бородку, «кукареку» и забрал свои части тела.

Каркуша: А каким стал гусь в конце сказки?

Дети: Гусь стал умным и независтливым.

Каркуша: Ребята, я хочу послушать всю сказку от начала и до конца.

Воспитатель: Ну что ребята, расскажем? Хорошо, но это не единственная сказка, которую знают дети.

Каркуша: Правда?

Воспитатель: Сейчас мы тебе расскажем.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Дети встают возле стульчиков, сжимают и разжимают кулаки. Затем поочередно загибают пальчики на обеих руках. На последнюю строчку хлопают в ладоши.

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть.

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про Жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель: Ну вот теперь можно и сказку рассказывать, сиди тихонько, да слушай! А чтобы никому не было обидно, мы будем ее рассказывать по очереди. Иллюстрации помогут вам рассказать все по порядку, не пропустив ни одного эпизода.

Дети пересказывают сказку опираясь на иллюстрации.

Каркуша: Ой как мне понравилась сказка! Молодцы ребята!

Воспитатель: Чему нас учит эта сказка ребята?

Друзья должны помогать друг другу, заступаться за друга. Каждый человек – это индивидуальность. Нужно оставаться самим собой, не пытаться искусственно менять свою внешность, не копировать кого-то, не завидовать, сохранять природную красоту.

Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру

И прилежному труду,

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!


Много пословиц мы знаем о книгах. Давайте вспомним их:

Одна книга тысячи людей учит.

С книгой жить - век не тужить.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга твой друг, без нее как без рук.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.

Каркуша: Спасибо ребята, я теперь не буду хвастаться, не буду завидовать. Мне пора, до свидания.

​​​​​​​

Приложение 1. Презентация "Это что за птица?"
"Это что за птица?"
PPTX / 9.21 Мб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.