Конспект ООД по речевому развитию «Лиса с лисятами»
Составление синквейна по картине
«Лиса с лисятами»
Цель: Развивать умение у детей составлять синквейн по картине «Лиса с лисятами» с опорой на схему-алгоритм.
составлять синквейн с опорой на схему алгоритм,
закреплять умение составлять рассказ-описание по картине,
развивать связную речь посредством составления дидактического синквейна,
воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности.
Материал: картина «Лиса с лисятами»
Ход занятия:
Вступительная часть:
Воспитатель
Здравствуйте, ребята! Я рада вас сегодня видеть. К нам сегодня на занятия пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Ребята, скажите, какое время года было вчера? А сейчас? Какой месяц? Какое число? Какой день недели? Какая погода?
В нашей группе сегодня светло и весело несмотря на то, что за окном осень.
Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Вы согласны? (ответы детей). А вот куда мы отправимся, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны - до небес!
Называют его … (Лес)
Правильно, ребята, мы отправляемся с вами в осенний лес.
Отправляемся в поход
Лес осенний нас зовет
Раз-присели, два-поднялись
Три-налево посмотрели
На четыре мы пойдем
В осенний лес попадем!
Воспитатель:
Воспитатель показывает детям картину осеннего леса.
Присаживайтесь. Садитесь удобно.
Воспитатель: Ребята, мы с вами умеем составлять нерифмованные стихи. Кто скажет, как называется эта техника? Синквейн. Итак, синквейн - это нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Синквейн строится так:
1. Первая строка- тема синквейна, одно слово, отвечающее на вопрос кто? что?
2. Вторая строка- два слова, отвечающие на вопрос какой? –ая? –ие?
3. Третья строка- три слова, отвечающие на вопрос что делает? Что сделает?
4. Составляем предложение с данным словом.
5. Слово ассоциация, обобщающее слово.
Давайте составим синквейн на тему «Лес»
1. Лес.
2. Красивый, нарядный.
3. Стоит, шумит, украшает.
4. Я люблю гулять в осеннем лесу.
5. Восторг!
В лесу живет много диких животных. Давайте вспомним, как называется «дом» у животных.
Медведь живет….в берлоге
Белка живет…..в дупле
Лиса живет….в норе
Волк живет….в логове
Зайчик живет…под кустом
К нам пришел очень интересный лесной гость. Послушайте загадку и отгадайте кто же это.
Ловко прячется в норе,
Любит шарить во дворе!
Схватит куру и в леса!
И зовут её … (лиса)
Воспитатель: Да, правильно. Посмотрите, вот она. (На проекторе «Лиса с лисятами»). Лиса пришла к нам не одна, а с кем? (с лисятами)
Основная часть:
Воспитатель: Внимательно рассмотрите эту картину, как ее можно назвать? Почему?
Давайте составим синквейн.
1. Лиса
2. Какая? Хитрая, рыжая
3. Что делает? Охотиться, роет, следит.
4. Предложение Жила-была лисичка с лисятами.
5. Ассоциация Плутовка
Физминутка.
Осень, осень,
Приходи!
Осень, осень,
Погляди!
Листья желтые кружатся,
Тихо на землю ложатся.
Солнце нас уже не греет,
Ветер дует все сильнее,
К югу полетели птицы,
Дождик к нам в окно стучит.
Шапки, куртки надеваем,
И ботинки обуваем,
Знаем месяцы:
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.
Давайте поговорим о лисятах.
Какие они? Ответы детей.
Что они делает? Ответы детей.
Возьмем слово «Лисята»
1. Лисята
2. Какие? Маленькие, рыжие
3. Что делают? Играют, бегают, веселятся
4. Предложение Лисички пришли с мамой на полянку.
5. Ассоциация Малыши
Ребята, давайте попробуем придумать рассказ и будем использовать в нем слова, которые сейчас вспомнили. Давайте вспомним из чего состоит рассказ? (Начало, середина и конец). Чтобы рассказ получился интересным придумайте, как вы его назовете и как начнете его, например: «Жила-была лисичка с лисятами» или «Наступила осень», а можно «Однажды в лесу»…
А закончить рассказ каждый может по-своему. Составление рассказа.
Воспитатель: У всех получились хорошие рассказы. Ну а нам пора возвращаться с детский сад.
Отправляемся в поход
Детский садик нас зовет
Раз-присели, два-поднялись
Три-налево посмотрели
На четыре мы пойдем
В детский сад мы попадем!
Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель: А сейчас подумайте и скажите мне, пожалуйста, что больше всего понравилось вам в нашем путешествии? (ответы детей)