Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств через произведения детской художественной литературы в старшей группе
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10
(дошкольные группы)
Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств ( доброты) через произведения детской художественной литературы
в старшей группе
Воспитатель: Бородинова Ольга Михайловна
2018 г. Рыбинск
Беседа №1 «Что такое добро?»
Цель: На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро».
Ход занятия:
На первом занятии дети рассуждают о смысле слова «добро» и слушают сказку Сухомлинского «Как белочка дятла спасла».
Рассуждения детей о смысле слова «добро».
- Как вы понимаете смысл этого слова? (это все хорошее, положительное).
Далее детям предлагается внимательно послушать сказку В.А.Сухомлинского «Как белочка дятла спасла», а затем ответить на вопросы.
«КАК БЕЛОЧКА ДЯТЛА СПАСЛА».
Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько не стучит о лед, до коры не достучится. Сколько не бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
- Почему это ты, Дятел плачешь?
- Нечего есть, Белочка…
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.
Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Вопросы для анализа:
- Какое чувство у вас возникло к героям сказки?
- Почему радуются белочка и бельчата?
- Какое дело совершила белка?
- Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?
В конце занятия подводиться итог.
Проанализируйте жизнь нашей группы за последнее время. Какие произошли изменения?
В конце занятия дети исполняют песню Кота Леопольда «если добрый ты» на слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева.
На втором занятии дети продолжают знакомиться с понятием «добро» на примере детской художественной литературы.
Беседа № 2
Чтение и анализ рассказа В.А.Сухомлинского «ЧТОБЫ БАБОЧКА НЕ УКОЛОЛАСЬ».
Цель: На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро».
Маленькая Зоя гуляла по саду. Она подошла к акации. На Акации острые-острые колючки.
Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?
Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.
Мама увидела и спрашивает:
- Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?
- Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.
Вопросы для анализа рассказа:
- Как вы оцениваете поступок Зои?
- Как вы думаете, добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке?
- Как бы вы поступили в таком случае?
- Какие добрые дела может сделать человек?
Далее детям предлагается послушать рассказ К.Д. Ушинского «Сила – не право».
Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.
Миша побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и все видел.
Вопросы:
- Рассудите, что сказал Мише отец?
- Как должен был поступить старший брат Сережа?
- Правы ли оба мальчика?
- Подумайте, где и как вы проявляете свою доброту?
Подводится итог занятия: совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро.
Беседа № 3
Рассказ Э. Шима «Жук на ниточке».
Цель: продолжать знакомить детей с понятием «добро» на примере детской художественной литературы.
Материалы: рассказ Э. Шима «Жук на ниточке» и иллюстрации к нему.
Ход: Детям внимательно предлагается послушать рассказ Э.Шима «Жук на ниточке» и затем ответить на вопросы.
«ЖУК НА НИТОЧКЕ».
Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.
В общем, вредят как могут.
Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.
Рано утром, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели.
Тряхнешь вниз дерево – и жуки вниз посыплются, только собирай. Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.
Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.
Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.
Вдруг дедушка как крикнет:
- Сейчас же бросьте! Нашли забаву!
Мальчишка, который жука привязал даже обиделся.
- Это же вредитель!
- Знаю, что вредитель.
- Чего же вам жалко?
- Мне, - отвечает дедушка, - тебя жалко!
- Меня?!
- Тебя. Хоть ты не жук, а человек.
- Чего же меня жалеть, если я человек?
- а разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы. Даже таких вот жуков. Даже вредителей!?
Вопросы для анализа рассказа:
- какие чувства возникли у вас после прочтения?
- Поразмышляйте о поступке мальчика.
Итог занятия: В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное солнышко.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что не напрасно был прожит,
Что годы ты живешь не зря!
В конце занятия дети исполняют песню «Доброта» (муз.И.Лученка, сл.Н.Тулупова).
«ДОБРОТА».
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвете.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
На заключительной занятии детям предлагается проинсценировать произведение В.А. Сухомлинского «Рассказ».
«РАССКАЗ»
У маленькой Кати большая радость – поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз бывало проснется Катя ночью и слышит: мама тихо плачет.
А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый!
Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:
- Наш папа выздоровел.
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.
Катя подошла к девочкам, игравшим в «классики».
- Наш папа выздоровел, - сказала она.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
- Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подступил тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала.
Вопросы для анализа:
- Какие качества проявились у Пети, гриши и девочек, когда Катя поделилась с ними радостью?
- Почему Катя заплакала?
- Как вы себя чувствовали бы, окажись на месте Кати?
- Как вы поступили бы на месте Пети, Гриши и девочек?
Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта – это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрым ко всему окружающему.
В конце занятия исполняется песня «Дарите радость людям» на слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой.