Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств через произведения детской художественной литературы в старшей группе

1
0
Материал опубликован 12 September 2018 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10

(дошкольные группы)



 

Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств ( доброты) через произведения детской художественной литературы

в старшей группе

 

 


 

Воспитатель: Бородинова Ольга Михайловна
 

2018 г. Рыбинск

Беседа №1 «Что такое добро?»

Цель: На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро».

Ход занятия:

На первом занятии дети рассуждают о смысле слова «добро» и слушают сказку Сухомлинского «Как белочка дятла спасла».

Рассуждения детей о смысле слова «добро».

- Как вы понимаете смысл этого слова? (это все хорошее, положительное).

Далее детям предлагается внимательно послушать сказку В.А.Сухомлинского «Как белочка дятла спасла», а затем ответить на вопросы.

«КАК БЕЛОЧКА ДЯТЛА СПАСЛА».

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько не стучит о лед, до коры не достучится. Сколько не бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

- Почему это ты, Дятел плачешь?

- Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

Вопросы для анализа:

- Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

- Почему радуются белочка и бельчата?

- Какое дело совершила белка?

- Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

В конце занятия подводиться итог.

Проанализируйте жизнь нашей группы за последнее время. Какие произошли изменения?

В конце занятия дети исполняют песню Кота Леопольда «если добрый ты» на слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева.

На втором занятии дети продолжают знакомиться с понятием «добро» на примере детской художественной литературы.

Беседа № 2

Чтение и анализ рассказа В.А.Сухомлинского «ЧТОБЫ БАБОЧКА НЕ УКОЛОЛАСЬ».

Цель: На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро».

Маленькая Зоя гуляла по саду. Она подошла к акации. На Акации острые-острые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

- Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

- Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.

Вопросы для анализа рассказа:

- Как вы оцениваете поступок Зои?

- Как вы думаете, добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке?

- Как бы вы поступили в таком случае?

- Какие добрые дела может сделать человек?

Далее детям предлагается послушать рассказ К.Д. Ушинского «Сила – не право».

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и все видел.

Вопросы:

- Рассудите, что сказал Мише отец?

- Как должен был поступить старший брат Сережа?

- Правы ли оба мальчика?

- Подумайте, где и как вы проявляете свою доброту?

Подводится итог занятия: совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро.

Беседа № 3

Рассказ Э. Шима «Жук на ниточке».

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «добро» на примере детской художественной литературы.

Материалы: рассказ Э. Шима «Жук на ниточке» и иллюстрации к нему.

Ход: Детям внимательно предлагается послушать рассказ Э.Шима «Жук на ниточке» и затем ответить на вопросы.

«ЖУК НА НИТОЧКЕ».

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.

В общем, вредят как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.

Рано утром, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели.

Тряхнешь вниз дерево – и жуки вниз посыплются, только собирай. Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

- Сейчас же бросьте! Нашли забаву!

Мальчишка, который жука привязал даже обиделся.

- Это же вредитель!

- Знаю, что вредитель.

- Чего же вам жалко?

- Мне, - отвечает дедушка, - тебя жалко!

- Меня?!

- Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

- Чего же меня жалеть, если я человек?

- а разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы. Даже таких вот жуков. Даже вредителей!?

Вопросы для анализа рассказа:

- какие чувства возникли у вас после прочтения?

- Поразмышляйте о поступке мальчика.

Итог занятия: В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное солнышко.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что не напрасно был прожит,

Что годы ты живешь не зря!

В конце занятия дети исполняют песню «Доброта» (муз.И.Лученка, сл.Н.Тулупова).

«ДОБРОТА».

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвете.

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

На заключительной занятии детям предлагается проинсценировать произведение В.А. Сухомлинского «Рассказ».

«РАССКАЗ»

У маленькой Кати большая радость – поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз бывало проснется Катя ночью и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый!

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

- Наш папа выздоровел.

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя подошла к девочкам, игравшим в «классики».

- Наш папа выздоровел, - сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

- Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подступил тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала.

Вопросы для анализа:

- Какие качества проявились у Пети, гриши и девочек, когда Катя поделилась с ними радостью?

- Почему Катя заплакала?

- Как вы себя чувствовали бы, окажись на месте Кати?

- Как вы поступили бы на месте Пети, Гриши и девочек?

Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта – это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрым ко всему окружающему.

В конце занятия исполняется песня «Дарите радость людям» на слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации