Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по лесу»
Конспект НОД " Путешествие по лесу" в подготовительной группе
Программное содержание:
Формировать у детей представление о разнообразном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; закрепить знания детей о лесе как сообществе множества растений; показать многоярусность смешанного леса.
Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, показать приспособление семян к распространению.
Расширять и уточнять у детей представления о растениях леса, наиболее распространенных в нашей местности, учить узнавать их по листьям и плодам и называть.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красоту природы, выполнять правила поведения в лесу.
Обогащение словаря: листья пятилопастные, дубовые твердые, резные, дубрава
Предварительная работа:
Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе; экспозиция «Дары леса»; беседы «Лес и здоровье», «Как заботиться о лесе?»; рассматривание книжных иллюстраций «Растения леса». Рисование на лесную тематику, чтение рассказов: Верзилина «Деревья в лесу», «В лесу»; чтение и обсуждение рассказов и стихотворений о лесе, ого пользе. Сказка о крылатках.
Материал и оборудование: слайд с изображением деревьев, лесных ягод и грибов. Листья и плоды деревьев и кустарников. Модель ярусности леса.
Методические приемы.
1. Сюрпризный момент
2. Загадывание загадки
3. Приглашение на экскурсию
4. Беседа о деревьях
5. Физкультминутка «Листопад»
6. Игра «С какого дерева листок»
7. Игра «С какой ветки детки»
8. Опыт Летающие семена»
9. Беседа о кустарниках
10. Игра «Найди листочки и плоды»
11. Малоподвижная игра «Деревья и кустарники»
12. Игра «Грибы и ягоды»
13. Подведение итогов
Ход
Ребята, нам утром почтальон принес письмо. Письмо прислал Старичок – Лесовичок. (открываем письмо и читаем)
«Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас в путешествие . А куда, узнаете отгадав мою загадку.
Встал стеною до небес
Перед нами чудо…(лес)»
- Он приглашает нас с вами в лес на прогулку. Не за грибами и не за ягодами, а за чудесами.
- Но как же мы, ребята, попадем в лес, как можно до него добраться? (дети высказывают варианты, как добраться до леса). Предлагаю превратится в облака.
Но прежде мы с вами повторим правила поведения в лесу. (Ответы детей). Ну, что готовы.
В облака мы превратимся,
К лесу ближнему помчимся
Чтоб увидеть с высоты
Деревья травы и кусты
Воспитатель: Отправимся в путь! (Звучит музыка)
- Вот мы и пришли на полянку. А где же Старичок – Лесовичок? Ребята, смотрите, он оставил под деревом сундучок. Значит он приготовил для нас сюрприз (Открываем сундучок находим ярусность леса). Старичок – Лесовичок хочет узнать, что мы знаем о лесе. Ребята занимаем места. (Дети садятся полукругом перед экраном.) (Выставляется ярусность леса)
- Ребята, скажите пожалуйста, что здесь показано?
Дети: Ярусность леса.
- Сколько ярусов составляет лес?
Дети: 1 ярус - деревья, 2 ярус - кустарники. Еще ниже на земле растут травы, маленькие ягодные кустарники, грибы – 3 ярус
- 1 ярус – деревья. А какие деревья растут в лесу, послушайте меня и угадайте, что это за девица.
Что же это за девица?
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. ( елка)
Молодцы, верно.
- Как называются леса, в которых растут эти деревья? (Ответы детей: хвойные)
- А почему? (Вместо листьев хвоя).
- Отгадайте следующую загадку.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
- А как вы догадались? (Ответы детей)
-Для чего используется древесина березы в хозяйстве?
(Ответы детей: делают разную мебель, плетут лапти, корзины)
- А что применяют в медицине? (Ответы детей: почки)
- А как называются леса, в которых растут деревья с листочками (Ответы детей: лиственные)
- Сейчас мы с вами поговорим о лиственных деревья.
А это дерево может так о себе рассказать.
Выросла я, липка
Тоненькой и гибкой
Не ломай меня.
Зацвету я летом
Медоносным цветом, береги меня. ( липа)
- Какого цвета у липы ствол? (Ответы детей: черный)
- Что вы можете рассказать о липе?
Дети: Листочки липы перед дождем прикрывают цветки.
Из древесины умельцы делают разные поделки.
- Чем полезна липа в медицине? (Ответы детей: цветы лечебные, их заваривают от простуды, а пчелы нам дарят липовый мед).
Педагог показывает иллюстрации с изображением рябины
- Как называется это дерево?
- Какой ствол у рябины? (Ответы детей: коричневый, гладкий)
- Чем же полезна рябина? (Ответы детей: ее ягоды – корм для птиц.).
Показывает иллюстрации картины дуба
- Узнали это дерево? (Ответы детей)
- Что можно сказать о дубе? (Ответы детей: могучий, крепкий)
- Какие листья у дуба? (Ответы детей: твердые, резные)
Показывает клен
- А какое это дерево?(Ответы детей)
- Какой формы листья у клена? (Пятилопастные)
- Как называются семена у клена? (семена – крылатки)
Физкультминутка «Листопад. Ветерок»
- Ребята, ну где же, Старичок – Лесовичок. Что же еще есть в сундучке, посмотрим. А тут красивая коробочка
Игра «С какого дерева листочек»
(воспитатель показывает листья деревьев, а дети отвечают с какого дерева)
Игра « С какой ветки детки»
(показывает семена деревьев)
Игра «Летающие семена» (семена – крылатки)
Вот мы с вами поговорили о деревьях. Следующий 2 ярус леса- это (Ответы детей : кустарники)
- Вспомним строение кустарника (Ответы детей: у кустарника много стволов.)
- Какие кустарники вы знаете?
Калина . (Ответы детей: ягоды красные, горькие, лекарственные)
Черноплодная рябина . Ягоды черные.
Акация.
- Как цветет акация?(Ответы детей: цветочки желтые, детки – стручки)
Игра «Найди листочек и детки»
(Дети выкладывают парами листья и семена деревьев)
( За столом)
Малоподвижная игра «Деревья и кустарники»
Воспитатель: следующий нижний 3-ярус – травы, ягоды грибы.
(Дети называют грибы и ягоды. Сопровождается показом слайда )
Игра с мячом «Гриб и ягоды»
Появляется Старичок – Лесовичок с угощением
Старичок – Леовичок: Молодцы, ребята хорошо справились с заданиями. А у меня для вас еще есть угощения.
Ребята, а нам пора возвращаться.
Попрощаемся Старичком – Лесовичком, а мы превратимся в облака и вернемся в детский садик.
Вот мы и вернулись в садик. А скажите, пожалуйста, где мы с вами были? Что увидели? О чем поговорили?