12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Стаханова Любовь Георгиевна20 |
План – конспект непосредственно образовательной деятельности речевой направленности с детьми подготовительной группы
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы № 1 «Образовательный центр»
имени Героя Советского Союза С. В. Вавилова с. Борское муниципального района Борский
Самарской области – детский сад «Колокольчик»
План – конспект
непосредственно образовательной деятельности
речевой направленности
с детьми подготовительной группы
Автор:
Стаханова Л.Г., воспитатель
2018 год
Тема: «Путешествие в лес загадок» подготовительная группа.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: развитие речевого творчества старших дошкольников
Задачи:
1) Формировать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы словом и словосочетанием. Формировать умение детей составлять загадки, опираясь на модель. (Речевое развитие, познавательное развитие).
2) Закрепить представление о диких животных. Формировать умение анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения (познавательное развитие).
3) Развивать творческую речевую деятельность. Закрепить умение детей ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного и прилагательного в роде, числе; подбирать слова противоположные по смыслу, углублять знания о лексическом значении слова (Речевое развитие).
4) Расширять в сознании детей смысловое содержание слова, формировать умение создавать самые разнообразные словесные сочетания (Познавательное развитие).
5) Воспитывать воображение, внимание, культуру поведения. Формировать умение детей выслушивать загадки сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их. (Социально-коммуникативное развитие)
6) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. (Социально-коммуникативное развитие).
7) Развивать творчество и мышление, фантазию детей, желание заниматься творческой деятельностью. (Художественно – эстетическое развитие).
Методы и приемы: - практические: игровые упражнения
- наглядные: наблюдения, демонстрация масок
- словесные: загадывание, беседа, повторение, вопросы
Материалы и оборудование: Презентация «Загадки», картинки с изображением диких животных, маски.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка |
Игровая | Игровая ситуация |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, загадывание и составление загадок |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, обсуждение. |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) | Самообслуживание |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | ||||||||
1. | Организационный момент: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес загадок. Это необычный лес. Чтобы лесные жители – звери там ожили, нам нужно будет составить о них загадки. Но прежде чем мы отправимся в путь, нам следует немного потренироваться. | Обращают внимание на воспитателя. | Создан эмоциональный настрой. Концентрация внимания. | ||||||||
2. | Слайд №2 Игра «Назови, что такое же». Посмотрите, круг жёлтого цвета. Вы должны подумать и назвать предметы того цвета, какого вы видите круг. Например, кружок желтого цвета. | Слушают задание, отвечают на вопросы. Называет предметы желтого цвета: солнце, цыпленок, банан. | Сформировано умение называть предметы по заданным признакам. | ||||||||
3. | Следующая игра называется «Закончи фразу» Подушка мягкая, а скамейка (жесткая) Ручей мелкий, а речка (глубокая) Кашу варят густую, а суп (жидкий) Лес густой, а иногда (редкий). | Слушают задание, отвечают на вопросы, договаривая предложение. | Сформировано умение подбирать слова противоположные по смыслу, углублять знания о лексическом значении слова. | ||||||||
4. | Слайд № 3 Теперь мы отправляемся в путь. Сначала мы полетим на самолете.
Потом поплывем на катере.
Теперь едем на поезде.
| имитация, проговаривание звука в-в-в-в, имитация, проговаривание звука л-л-л-л, имитация, проговаривание звука ч-ч-ч-ч. | Закреплена звуковая культура речи | ||||||||
5. | Вот мы и в волшебном лесу. Ребята, не кажется ли вам, что здесь необычно тихо. А почему? не слышно пения птиц, шуршания листьев, треска сучьев. Воспитатель: Правильно, лесные жители заколдованы. А чтобы им помочь, мы с вами должны придумать о них загадки. Слайд № 4 Посмотрите ребята, какое большое дерево, а в нем дупло. Кто же там живет? А вот висит фотография. Кто это? (белка). Давайте сядем на полянке поудобнее и будем придумывать загадку о белке (модель в презентации: «Что делает - что (кто) делает также») -Что делает белка? Скачет, грызет, собирает. -Кто делает также? Скачет? Кто (обезьяна) Грызет? Кто (бобер) Собирает? Кто (хозяйка) Вот что у нас получилось
Давайте соединим левую часть с правой подставляя слова «как», «но не». Что у нас получилось: скачет как обезьяна, грызет как бобер, собирает, но не хозяйка. Вот и получилась наша загадка о белке. Ой, ребята, кто это поскакал по веткам так весело и резво. Да это же белочка. Значит, мы расколдовали белку. Слайд № 6
| Думают, отвечают на вопросы. Составляют загадки, опираясь на модель. | Сформирована предпосылка к монологической речи. Сформированы представления о движениях животных, их повадках. Сформировано умение детей составлять загадки, опираясь на модель. | ||||||||
6. | Слайд № 7 Физкультминутка Медвежата Медвежата в чаще жили Головой своей крутили. Вот так, вот так, головой Своей крутили. Медвежата мед искали Дружно дерево качали. Вот так, вот так Дружно дерево качали. Медвежата в чаще жили Вперевалочку ходили. Вот так, вот так Вперевалочку ходили.
| Ребенок имитирует движения. Выполняют движение по тексту. Проговаривают слова. | Снято физическое напряжение. | ||||||||
7. | Идем дальше. Ребята, сколько здесь малины? Дети: Много. Слайд № 8 Воспитатель: Посмотрите, здесь тоже висит фотография (медведя). Давайте присядем на пенечек и постараемся оживить медведя, а для этого мы придумаем загадку о нем. -Что делает медведь? - Кто делает также? Рычит кто? (лохматый пес) Спит зимой кто? (колючий ежик) Любит малину кто? (маленький ребенок) Вот что у нас получилось
Давайте соединим левую часть с правой, подставляя слова «как», «но не». Наша загадка о медведе: рычит как лохматый пес, спит зимой как колючий ежик, любит малину, но не маленький ребенок. Вот и ожил наш медведь. Слайд № 10 | Составляют загадки, опираясь на модель. | Сформировано умение детей составлять загадки, опираясь на модель. | ||||||||
8. | Воспитатель: Продолжаем путь. Кто же здесь прячется за кочкой? Смотрите, здесь лежит фотография зайца. Слайд № 11 (модель «какой - что бывает таким же?»). Слайд № 12 Какой заяц по цвету? (белый) Какой заяц по действию? (прыгающий) Какой заяц на ощупь? (пушистый) Что бывает таким же? Белый? (выпавший снег) Прыгающий? (звонкий мячик) Пушистый? (Вязаный шарфик) Вот что у нас получилось
Воспитатель: Соединяем левую и правую часть, подставляя слова «как», «но не». У нас получилась загадка: белый как выпавший снег, прыгающий как звонкий мячик, пушистый, но не вязаный шарфик. Молодцы ребята, вот и заяц запрыгал на кочке Слайд № 13 | Составляют загадки, опираясь на модель. | Сформировано умение детей составлять загадки, опираясь на модель. | ||||||||
9. | Он проголодался. Давайте нарисуем или вылепим морковки и накормим зайчика. | Выбирают необходимый материал для рисования или лепки | Развито творчество и мышление, фантазия. | ||||||||
10. | Слайд №14 Ребята, вот нам и пора отправляться в детский сад. Сначала едем на поезде (имитация, проговаривание звука ч-ч-ч-ч), потом плывем на катере (имитация, проговаривание звука л-л-л-л), а дальше мы летим на самолете (имитация, проговаривание звука в-в-в-в). | имитация, проговаривание звука в-в-в-в, имитация, проговаривание звука л-л-л-л, имитация, проговаривание звука ч-ч-ч-ч. | Закреплена звуковая культура речи | ||||||||
Вот мы и дома. Ребята вам понравилось путешествие? Воспитатель: Кому мы помогли в лесу? Что мы для этого делали? Я думаю, что лесные жители благодарны вам. | Отвечают на вопросы. | Развита самооценка. |
Итоговое мероприятие: Подвижная игра «У медведя во бору».
Использованная литература:
1.Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М., 1979.
2.Журавлева, Н. М. Методика обучения разгадывания и составления загадок по сказкам /Электронный ресурс /
3.Кудрявцева, Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-N9.-С. 23-26./ электронный ресурс /