План-конспект НОД речевой направленности с детьми подготовительной группы «Путешествие в лес загадок»

1
0
Материал опубликован 24 July 2018

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области средней общеобразовательной школы № 1 «Образовательный центр»

имени Героя Советского Союза С. В. Вавилова с. Борское муниципального района Борский

Самарской области – детский сад «Колокольчик»

План – конспект

непосредственно образовательной деятельности

речевой направленности

с детьми подготовительной группы

Автор:

Стаханова Л.Г., воспитатель

2018 год

Тема: «Путешествие в лес загадок» подготовительная группа.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: развитие речевого творчества старших дошкольников

Задачи:

1) Формировать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы словом и словосочетанием. Формировать умение детей составлять загадки, опираясь на модель. (Речевое развитие, познавательное развитие).

2) Закрепить представление о диких животных. Формировать умение анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения (познавательное развитие).

3) Развивать творческую речевую деятельность. Закрепить умение детей ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного и прилагательного в роде, числе; подбирать слова противоположные по смыслу, углублять знания о лексическом значении слова (Речевое развитие).

4) Расширять в сознании детей смысловое содержание слова, формировать умение создавать самые разнообразные словесные сочетания (Познавательное развитие).

5) Воспитывать воображение, внимание, культуру поведения. Формировать умение детей выслушивать загадки сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их. (Социально-коммуникативное развитие)

6) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. (Социально-коммуникативное развитие).

7) Развивать творчество и мышление, фантазию детей, желание заниматься творческой деятельностью. (Художественно – эстетическое развитие).

Методы и приемы: - практические: игровые упражнения

- наглядные: наблюдения, демонстрация масок

- словесные: загадывание, беседа, повторение, вопросы

Материалы и оборудование: Презентация «Загадки», картинки с изображением диких животных, маски.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка

Игровая

Игровая ситуация

Познавательно-исследовательская

Наблюдения

Коммуникативная

Беседы, речевые ситуации, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, загадывание и составление загадок

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, обсуждение.

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

Самообслуживание

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес загадок. Это необычный лес. Чтобы лесные жители – звери там ожили, нам нужно будет составить о них загадки. Но прежде чем мы отправимся в путь, нам следует немного потренироваться.

Обращают внимание на воспитателя.

Создан эмоциональный настрой.

Концентрация внимания.

2.

Слайд №2

Игра «Назови, что такое же». Посмотрите, круг жёлтого цвета. Вы должны подумать и назвать предметы того цвета, какого вы видите круг. Например, кружок желтого цвета.
Справились все замечательно.

Слушают задание, отвечают на вопросы.

Называет предметы желтого цвета: солнце, цыпленок, банан.

Сформировано умение называть предметы по заданным признакам.

3.

Следующая игра называется «Закончи фразу»

Подушка мягкая, а скамейка (жесткая)
Пластилин мягкий, а камень (твердый).

Ручей мелкий, а речка (глубокая)
Ягоды смородины мелкие, а клубники (крупные).

Кашу варят густую, а суп (жидкий)

Лес густой, а иногда (редкий).

Слушают задание, отвечают на вопросы, договаривая предложение.

Сформировано умение подбирать слова противоположные по смыслу, углублять знания о лексическом значении слова.

4.

Слайд № 3

Теперь мы отправляемся в путь. Сначала мы полетим на самолете.

 

Потом поплывем на катере.

 

Теперь едем на поезде.

 

имитация, проговаривание звука в-в-в-в, имитация, проговаривание звука л-л-л-л, имитация, проговаривание звука ч-ч-ч-ч.

Закреплена звуковая культура речи

5.

Вот мы и в волшебном лесу. Ребята, не кажется ли вам, что здесь необычно тихо. А почему?

не слышно пения птиц, шуршания листьев, треска сучьев.

Воспитатель: Правильно, лесные жители заколдованы. А чтобы им помочь, мы с вами должны придумать о них загадки.

Слайд № 4

Посмотрите ребята, какое большое дерево, а в нем дупло. Кто же там живет? А вот висит фотография. Кто это? (белка). Давайте сядем на полянке поудобнее и будем придумывать загадку о белке (модель в презентации: «Что делает - что (кто) делает также»)

-Что делает белка?

Скачет, грызет, собирает.

-Кто делает также?

Скачет? Кто (обезьяна)

Грызет? Кто (бобер)

Собирает? Кто (хозяйка)

Вот что у нас получилось

Что делает белка?

Кто делает также?

Скачет

Обезьяна

Грызет

Бобер

Собирает

Хозяйка

Давайте соединим левую часть с правой подставляя слова «как», «но не». Что у нас получилось: скачет как обезьяна, грызет как бобер, собирает, но не хозяйка. Вот и получилась наша загадка о белке. Ой, ребята, кто это поскакал по веткам так весело и резво. Да это же белочка. Значит, мы расколдовали белку.

Слайд № 6

 

Думают, отвечают на вопросы.

Составляют загадки, опираясь на модель.

Сформирована предпосылка к монологической речи.

Сформированы представления о движениях животных, их повадках.

Сформировано умение детей составлять загадки, опираясь на модель.

6.

Слайд № 7

Физкультминутка

Медвежата

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили.

Вот так, вот так, головой

Своей крутили.

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

Медвежата в чаще жили

Вперевалочку ходили.

Вот так, вот так

Вперевалочку ходили.

 

Ребенок имитирует движения. Выполняют движение по тексту.

Проговаривают слова.

Снято физическое напряжение.

7.

Идем дальше. Ребята, сколько здесь малины?

Дети: Много.

Слайд № 8

Воспитатель: Посмотрите, здесь тоже висит фотография (медведя). Давайте присядем на пенечек и постараемся оживить медведя, а для этого мы придумаем загадку о нем.

-Что делает медведь?
Рычит, спит зимой, любит малину.

- Кто делает также?

Рычит кто? (лохматый пес)

Спит зимой кто? (колючий ежик)

Любит малину кто? (маленький ребенок)

Вот что у нас получилось

Что делает медведь?

Кто делает также?

Рычит

Лохматый пес

Спит зимой

Колючий ежик

Любит малину

Маленький ребенок

Давайте соединим левую часть с правой, подставляя слова «как», «но не».

Наша загадка о медведе: рычит как лохматый пес, спит зимой как колючий ежик, любит малину, но не маленький ребенок. Вот и ожил наш медведь.

Слайд № 10

Составляют загадки, опираясь на модель.

Сформировано умение детей составлять загадки, опираясь на модель.

8.

Воспитатель: Продолжаем путь. Кто же здесь прячется за кочкой? Смотрите, здесь лежит фотография зайца. Слайд № 11

(модель «какой - что бывает таким же?»). Слайд № 12

Какой заяц по цвету? (белый)

Какой заяц по действию? (прыгающий)

Какой заяц на ощупь? (пушистый)

Что бывает таким же?

Белый? (выпавший снег)

Прыгающий? (звонкий мячик)

Пушистый? (Вязаный шарфик)

Вот что у нас получилось

Какой заяц?

Что бывает таким же?

Белый

Выпавший снег

Прыгающий

Звонкий мячик

Пушистый

Вязаный шарфик

Воспитатель: Соединяем левую и правую часть, подставляя слова «как», «но не». У нас получилась загадка: белый как выпавший снег, прыгающий как звонкий мячик, пушистый, но не вязаный шарфик. Молодцы ребята, вот и заяц запрыгал на кочке

Слайд № 13

Составляют загадки, опираясь на модель.

Сформировано умение детей составлять загадки, опираясь на модель.

9.

Он проголодался. Давайте нарисуем или вылепим морковки и накормим зайчика.

Выбирают необходимый материал для рисования или лепки

Развито творчество и мышление, фантазия.

10.

Слайд №14

Ребята, вот нам и пора отправляться в детский сад. Сначала едем на поезде (имитация, проговаривание звука ч-ч-ч-ч), потом плывем на катере (имитация, проговаривание звука л-л-л-л), а дальше мы летим на самолете (имитация, проговаривание звука в-в-в-в).

имитация, проговаривание звука в-в-в-в, имитация, проговаривание звука л-л-л-л, имитация, проговаривание звука ч-ч-ч-ч.

Закреплена звуковая культура речи

 

Вот мы и дома.

Ребята вам понравилось путешествие?

Воспитатель: Кому мы помогли в лесу? Что мы для этого делали? Я думаю, что лесные жители благодарны вам.

Отвечают на вопросы.

Развита самооценка.

Итоговое мероприятие: Подвижная игра «У медведя во бору».

Использованная литература:

1.Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М., 1979.

2.Журавлева, Н. М. Методика обучения разгадывания и составления загадок по сказкам /Электронный ресурс / http://www.trizminsk.org/e/prs/232023.htm

3.Кудрявцева, Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-N9.-С. 23-26./ электронный ресурс / www.dou50-krsk.ucoz.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации