Конспект НОД в подготовительной к школе группе с применением ИКТ « Путешествие по Соликамску»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№15» структурное подразделение « Детский сад»
Путешествие по Соликамску
Конспект НОД в подготовительной к школе группе с применением ИКТ
Подготовила: Логинова Е.В., воспитатель, МАОУ «СОШ№15» с\п « Детский сад»
г. Соликамск, 2015г.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе с применением ИКТ
Путешествие по Соликамску
Цель: Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу, его культурному наследию.
Задачи:
- Развивающая: Развивать познавательный интерес, творческие, познавательные способности, умение анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающей жизни в процессе освоений знаний о родном городе.
- Образовательная: Расширить представление о городе, его символике, производстве, достопримечательностях. Формировать умение пересказывать увиденный и узнанный ранее материал, понимать содержание просмотренных фильмов, передавая их содержание словесно.
- Воспитательная: Формировать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
Используемые приемы, методы, технологии обучения: игровые, художественное слово, наглядность, ТСО.
Используемые формы познавательной деятельности детей: вопросы познавательного характера, мини – описательные рассказы, вопросы на смекалку, фото-загадки.
Материалы, оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация Power Point «Путешествие по Соликамску», дидактическая игра « Собери герб»,
Предварительная работа: экскурсия на Людмилинскую скважину, рассматривание фото альбома « Мой Соликамск», чтение стихов о Соликамске Словарная работа: Верстовой столб, рассолоподъемная башня, варницы, ларь, «пермянка», Богоявленская церковь.
Прогнозируемый результат: расширение кругозора детей по теме, умение детей содержательно и доброжелательно общаться друг с другом и взрослым, устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями.
Организационный момент:
Звучит гимн Соликамска
Воспитатель: Ой, ребята, а что это за мелодия. Правильно гимн, это гимн нашего города. Я люблю свой город. А вы?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Может, проверим, что вы о нем знаете? А кто из вас знает, как называется наш город? Правильно - Соликамск.
Слайд (Соликамск стела)
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение нашего земляка Никиты Шишкина
Мой Соликамск
Мой Соликамск!
Мой древний, славный город!
Люблю я звон твоих колоколов,
И улиц скромные уборы,
И утренней реки Усолки сон,
Туман над нею вечером росистым,
Плеск рыбы, яркий свет огня на берегу…
В мой город не возможно не влюбиться.
Забыть все это точно не смогу!
Ход
Воспитатель: Я приглашаю вас в увлекательное путешествие-экскурсию по нашему родному городу. А на чем мы с вами отправимся в путешествие, выбирайте. Кто за автобус …, кто за вертолет …. Решено поехали.
Воспитатель:- Мы с вами прибыли в исторический Соликамск, посмотрите, каким был раньше наш город.
Слайд (ролик исторические фото)
Воспитатель: - В 1430г торговые люди Калинниковы перенесли свои соляные варницы на берега реки Усолка, так основалось поселение. Названное как вы думаете как называли наш город раньше?
Ответы детей
Воспитатель: Да вначале называли наш город Соль Камская, Усолье Камское, только потом позднее Соликамском.
Слайд (верстовой столб)
Воспитатель: - Конечно, имея солеварное производство, Соликамск был богатым и значимым городом, но именно Бабиновская дорога сделала Соликамск одним из крупных городов торгового пути. А начиналась она, с чего? Может, кто ни будь, знает?
Ответы детей
Воспитатель: Да ребята с верстового пути и стала эта дорога значимой для всей России т.к. именно благодаря ей шло освоение Сибири и Дальнего Востока.
Как у всех городов у нашего Соликамска есть герб, и я предлагаю вам разделиться собрать пазлы, отыскать герб нашего города.
Дети собирают пазлы
Слайд (герб Соликамска)
Воспитатель: Скажите, что означает изображение на нашем гербе.
Рассуждения детей
Воспитатель: Правильно на золотом поле и зеленой земле расположен колодец наполненный серебристой солью , а в вольной части герба расположен герб Пермского края.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю по - рассуждать, чем же прославился наш город? Что это изображено? Добывают ли это полезное ископаемое у нас?
Слайд (найди, чем славится город)
Дети обсуждают, ищут правильный ответ
Воспитатель: Соль – большая ценность. Поваренная соль – незаменимый пищевой продукт.
Ну что ж молодцы! Я предлагаю вам вновь отправиться в прошлое. Выбирайте на чем. В путь.
Слайд 3 (солезавод)
Воспитатель:150 лет назад на средства купца Александра Васильевича Рязанцева в Соликамске был построен Усть-Боровский солеваренный завод. На котором добывали соль, которую в то время называли «пермянка».
Слайд (рассольная башня)
Воспитатель: С рассольной башни начался весь процесс добычи соли. Башни самые высокие сооружения завода внутри них находились скважины - трубы, их пробуривали на очень большую глубину, примерно если посмотреть в окно, то взять 10 домов и поставить их друг на друга.
Слайд (ларь)
Воспитатель: Затем рассол накапливали в деревянных ларях. В ларях рассол отстаивался, хранился и по подземным деревянным трубам подавался в варницы.
Слайд (варница)
Воспитатель: Варницы являлись основными сооружениями, у не внутри находилась огромная сковорода, на которую заливали рассол. Вода испарялась, а соль выгребали и досушивали на деревянном колпаке.
Слайд (амбар)
Воспитатель: Хранили соль в больших деревянных амбарах, но прежде сухую соль собирали в мешки, потом их взвешивали на соляных весах каждый мешок, а мера веса в те времена был пуд или 16 кг. Я приготовила для вас мешок, он весит ровно пуд, т.е. 16 кг может, кто то желает его поднять, Тяжело. Сегодня нам один пуд кажется очень тяжелым, а в прошлые века мужчины и женщины носили за плечами огромные мешки в несколько пудов. Мешки рвались, соль высыпалась и разъедала уши, поэтому жителей этого края было легко узнать. Так и повелось их называть "пермяк - соленые уши".
Слайд (Людмилинская скважина)
Воспитатель: А вот на Людмилинской соляной скважине пробуренной на Троицком солеваренном заводе И.В. Рязанцева и названной в честь его жены Людмилы Васильевны. Помните, мы там с вами уже были, рассол оказался горьким, а значит, соль из него была непригодной для пищи.
Воспитатель: Да далекое наше путешествие вы, наверное, устали давайте разомнемся и продолжим свой путь.
Слайд 4 (физминутка)
Воспитатель: Ну что ж немного отдохнули пора и в путь, на чем сейчас продолжим наше путешествие.
Слайд (предприятия)
Воспитатель: Следующая наша остановка это предприятия нашего города. А знаете ли вы их? Да это ОАО Уралкалий, ОАО Соликамскбумпром, ОАО СМЗ
Слайд (ОАО Уралкалий)
Воспитатель: Соль давно добывали по- разному. У нас (выпаривали), а где-то добывали из недр земли шахт, что было выгоднее. Так в Соликамске началось строительство 1 Калийного комбината, сейчас это предприятие называется « ОАО Уралкалий».
Слайд (Повар, учитель, шахтер)
Воспитатель: Я так думаю, что все знаю, как называется главная профессия на « ОАО Уралкалий». Но все же давайте проверим.
Дети рассуждают и выбирают нужную профессию.
Слайд (ОАО СЦБК)
Воспитатель: Но наш город богат не только солью, но еще и лесами. А что делают из дерева?
Дети отвечают
Воспитатель: Правильно из дерева можно делать бумагу. Поэтому 30 лет назад правительством было принято решение о строительстве в Соликамске целлюлозно-бумажного комбината. Рождение комбината началось со строительства железной дороги. По железной дороге доставлялись строительные материалы и оборудование для строящихся цехов и участков. И по сей день предприятие наращивает и модернизирует свое производство.
Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, как на целлюлозно-бумажном комбинате делают бумагу.
Слайд (ролик «Как делают бумагу»)
Слайд (СМЗ)
Воспитатель: Этому предприятию, как и СЦБК тоже около 80 лет и оно тоже является одним из самых крупных предприятий города Соликамский магниевый завод с первых дней стал знаменитым здесь плавили металл - магний, который называли « Крылатый магний». И из него делали самолеты, вертолеты, а сейчас и ракеты. Вот на одном из таких самолетов я предлагаю, скорее в путь полетели
Слайд (фото города)
Воспитатель: Наш город не только знаменит промышленными предприятиями, но он еще и очень красив. Город Соликамск славится своими достопримечательностями. А какими назовите мне? На слайде вашему вниманию предлагаются четыре фотографии. Выберите среди них ту достопримечательность, которая относится к нашему городу. Назовите её, можете рассказать о ней.
Рассказ детей.
Воспитатель: Да на фотографии изображена Богоявленская церковь, она вся светится радостью, ее стены до сих пор хранят тепло печи и человеческих рук. Славится она своим иконостасом.
Слайд (Игра – угадай-ка «Достопримечательности города Соликамска»)
Воспитатель; Молодцы! Наше путешествие подошло к концу и пришло время возвращаться в детский сад, выбирайте, на чем поедем, закройте глазки и в путь.
Воспитатель: Ну вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие по нашему замечательному городу.
Ответы детей: да!
Воспитатель: А что тебе … понравилось? Кому бы ты… сказала спасибо? О чем бы вы рассказали родителям
Дети рассказывают, обсуждают, высказывают свое мнение.
Воспитатель: Я предлагаю вам вечером нарисовать наш знаменитый город и оформить альбом.
Использованные источники
- http://parnasse.ru/blogs/g-solikamsk/-mars-malaja-rodina-solikamsk-poyety-parnassa-o-solikamske.html МАРС стихи о Соликамске
- http://northural.ru/article/history_solikamsk/ «Соликамск. Очерк истории города»
- Автор В.В. Косточкин архитектор, кандидат искусствоведения доктор исторических наук, профессор МАИ
- http://uraloved.ru Ураловед «Поморский город Соликамск», "Зеленая линия"
- http://uraloved.ru/foto-urala/starie-foto-solikamska Старые фото Соликамска
- http://viki.rdf.ru Лаврентьева Антонина. Физкультминутка для малышей..
- http://yandex.ru/video/search?fiw=0.000601281&filmId=shoIBll09xc&text=как%20делают%20бумагу&path=wizard видеоролик « Как делают бумагу»
- http://pedsovet.su/ шаблон презентации «Ромашковая Русь» Щедрова Елена Владимировна, воспитатель МДОУ №16«Росинка» г.Северодвинска Архангельской области.
Презентация в конспекту
PPT / 12.18 Мб
Ролик 1 к презетации
PPSM / 6.36 Мб
ролик 2 к презентации
PPSM / 530.19 Кб
ролик 3
PPSM / 3.84 Мб
ролик 4
PPSM / 2.37 Мб
физминутка
MP4 / 4.4 Мб
Ролик как делают бумагу
MP4 / 17.16 Мб