Конспект познавательного развития в старшей группе «Насекомые осенью»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 32 «Золушка» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Конспект познавательного развития
в старшей группе
Тема: «Насекомые осенью»
Подготовила и провела:
Зиязова Лилия Флидовна
воспитатель I категории
г.Октябрьский,РБ
2017г.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
• Расширять и уточнять знания детей о насекомых и их строении.
• Формировать представления о том, что всё живое двигается, питается, растёт, дышит, размножается, используя модели.
• Обогащать знания детей о жизни и развитии бабочек в природе.
• Учить детей отгадывать и придумывать загадки о насекомых.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления, внимания;
• Активизировать речь детей за счёт понятий, обозначающих живое, стадии развития насекомых.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к наблюдению за насекомыми, бережное отношение к природе.
Материалы к занятию: картинки с изображением насекомых, животных, деревьев для игры «Четвертый лишний», проектор.
Предварительная работа: Чтение произведений о насекомых.
Ход ООД:
- Ребята, сегодня ночью мне приснился сон, - большой зеленый луг и вокруг меня множество бабочек красивых, красивых и стрекозы, и кузнечики. И вот уже идя в детский сад, я вспомнила свой сон, как было бы здорово встретить красивых насекомых. Но, увы, никого я так и не встретила.
-Как вы думаете почему?
- А вы знаете, куда с наступлением холодов делись бабочки, кузнечики, стрекозы и другие насекомые?
-Предлагаю вам сегодня разгадать эту загадку и побольше узнать, что происходит с насекомыми?
- А чтобы узнать, с какого насекомого мы начнем, я предлагаю вам отгадать загадку.
- Если отгадываете правильно, то на экране будет появляться картинка с ответом.
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки –
Черненькие точки. (Божья коровка.) (Слайд №1)
-Как вы думаете, как готовится к зиме божья коровка?
-Как правило божьи коровки живут по одиночке и только с наступлением холодов сбиваются в большие стаи, чтобы впасть в спячку в укромном месте до следующей весны. Ищут себе такие места как: кора деревьев, мох, камни, листья.
-Следующая загадка
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее … (пчела.) (Слайд№3)
-А вот пчелы зимой не спят, они становятся очень медлительными и вялыми. В природе пчёлы селятся в дуплах деревьев. Никаких работ пчелы зимой не выполняют, сидят почти не подвижно - как клубочек. Внутри клубка температура всегда выше, чем снаружи. Поэтому пчелы, которые замерзли, протискиваются вглубь, а их место занимают пчелы, которые побывали в тепле.
-Слушаем дальше.
Он работник настоящий.
Очень, очень работящий.
Под сосной, в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.) (Слайд №4)
-Как называется дом у муравьёв? (Слайд№5)
-Кто знает, как муравьи готовятся к зиме?
-Муравьи роют себе убежище от мороза на глубине свыше метра, там, где температура держится одинаковая. Собираются в большой ком и ждут теплых дней. А муравейник становится похож на кучу сора, ни одного муравья рядом не видно.
- Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
И похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка.) (Слайд№6)
-А где же все бабочки? Бабочки забиваются в укромные места в дупла деревьев, в кору деревьев, на крыши домов и впадают в спячку, такие как крапивница, лимонница. Многие бабочки умирают до наступления зимы. Но оставляют после себя кладки яиц, из которых развиваются гусеницы. (Слайд№7)
-Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик.) (Слайд№8)
-Кузнечики зимуют в земле в стадии яйца, весной из яиц появятся личинки, а к лету будут настоящие кузнечики.
Физминутка
Поднимите плечики
Раз, два, Раз, два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише высоко
Прыгай на носках легко.
-Отгадайте
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.) (Слайд №9)
-Комары часто не доживают до зимы. Некоторые отправляются на водоёмы, чтобы переждать зиму, а весной отложить яйца. А из яиц появляются личинки. (Слайд№10)
- У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее … (стрекоза.) (Слайд№11)
- К зиме большинство стрекоз погибают, но сначала они откладывают яйца в воду. Из яиц выходят личинки, которые живут в воде 2-3года. Личинки превращаются во взрослую стрекозу.
Стрекоза, как и комар, зимует в стадии личинки. У личинок есть жабры, и они дышат растворенным в воде кислородом.
-Дидактическая игра «Четвертый лишний»
-Как одним словом назовем бабочку, комара, пчелу?
+Это насекомые.
-Кто из них вреден человеку?
+ Комары, мухи, мошки, гусеницы.
-Какую пользу приносят насекомые?
+Стрекозы ловят мух, комаров, мошек.
Бабочки опыляют цветковые растения.
Пчелы добывают мед.
-Насекомые приносят и вред и пользу, они часть природы и их надо беречь
-А сейчас я предлагаю вам сделать стрекоз из пластилина и крылаток клёна.
Горбункова Ольга Ивановна