Конспект НОД Знакомство детей с народным промыслом «Дымковская роспись» в средней группе.

5
0
Материал опубликован 4 June в группе


Конспект НОД Знакомство детей

с народным промыслом «Дымковская роспись»

в средней группе



2025 год



Тема: Роспись «Дымковской лошадки»

Цель: Знакомство детей с народным промыслом «Дымковская роспись».

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.

- учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки); формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приемом тычка).

Развивающая:

- развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора.

- развивать интерес к изучению народных промыслов.

- развивать умение поддерживать беседу.

Воспитательная:

- прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.

Методы работы:

- Словесный метод - беседа, рассказ, искусствоведческий рассказ, художественное слово.

- Обследование — процесс восприятия предмета, в ходе которого дети знакомятся с качествами, важными для аппликационного изображения.

- Информационно-рецептивный метод - тщательное изучение и анализ объекта, который будет изображён. В ходе занятия дети самостоятельно описывают предмет, выделяя его характерные особенности, форму, цвет и другие качества. Они также обсуждают различные способы изображения объекта на плоскости, выбирая наиболее подходящие узоры и композиционные решения.

- Показ на примере педагогом росписи изображения

- Анализ в игровой форме.

Материалы и инструменты: презентация, изображения дымковских игрушек, изображения узоров, которые используются для дымковской росписи, силуэты лошадки на листе для росписи, краска гуашь (красная, жёлтая, синяя, зелёная, оранжевая, чёрная), кисточки, непроливайки с водой, салфетки.

Ход занятия:

Вводный этап – 2- 3 минуты

Основной этап – 10 -18 минут

Заключительный этап – 2 – 3 минуты

Вводный этап:

Воспитатель: зачитывает стихотворение «Дымковские игрушки»

Приготовьте, детки, ушки,

Интересно это знать:

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,

Лет четыреста назад

К празднику весны «Свистунье»,

Их лепили стар и млад.

Эти вятские игрушки,

Словно радуга весной:

Посмотрите, вот индюшка,

Хвост, как веер расписной,

Удлинённая бородка,

Как султанчик, гребешок,

Крылья с яркою подводкой –

Вся игрушка, как цветок!

Рядом барышня – красотка,

Подбоченившись, стоит;

Фартук, юбка и кокошник:

Всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою,

Глазки, щёчки, алый рот –

Кажется, взмахнёт рукою

И немедля в пляс пойдёт.

Скоморохи, водоноски,

Барыни и петухи –

Украшают их полоски,

Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,

Алый, синий, голубой –

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной.

Знает промысел народный

Вся страна и целый мир;

Вы увидели сегодня

Этот русский сувенир.

(Н. с. Агошкова)

Основной этап:

Воспитатель: Ребята, о какой игрушке мы с вами сегодня поговорим, кто догадался?

Ответы детей:

Воспитатель: правильно, ребята! Сегодня наша беседа будет посвящена дымковской игрушке. Мы не просто обсудим её особенности, но и займёмся росписью фигурок, изображённых на листах. А для начала предлагаю вам послушать историю возникновения дымковской игрушки. (Педагог демонстрирует презентацию. Знакомя детей с особенностями росписи дымковской игрушки).

После презентации педагог задаёт детям вопросы:

- Кто скажет, почему называют именно дымковская игрушка? (потому что её мастерят в селе Дымково)

- Вам они нравятся? (очень нравятся)

- А кто знает из чего сделаны эти игрушки? (из глины)

- Кто делает эти игрушки? (мастера).

- Ребята, а кто знает, кто такие мастера? (Это люди, которые делают игрушки.)

- Мастера — это люди, которые шьют одежду, делают мебель и многое другое.

- Как можно еще мастеров назвать? (умельцы).

- Давайте ещё раз рассмотрим с вами эти игрушки.

Обсуждение, как выглядят эти игрушки, какими узорами покрыты игрушки, какие цвета присутствуют в росписи.

Воспитатель: Ребята, все рассмотрели дымковские игрушки? Предлагаю вам тоже стать мастерами и самостоятельно украсить контур лошадки.

А перед большой работой давайте с вами разомнёмся

Физминутка «Лошадки».

Эй, лошадки, все за мной!

Поспешим на водопой! (руки вперед, пружинистые движения ног)

Вот река, широка и глубока,

Не достанешь до дна. (плавное разведение рук в стороны)

А водица вкусна! Пейте!

Хороша водица! (наклоны вперед)

Постучим копытцем!

Эй, лошадки, все за мной! (притоптывает ногой)

Поскакали домой

Гоп – гоп – гоп – гоп - гоп! (прыжки на месте)

Воспитатель: вот мы и размяли свои ручки, ножки, теперь занимайте свои рабочие места, чтобы приступить к росписи.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, как правильно наносить рисунок: для нанесения элементов росписи кисть следует держать тремя пальцами за металлическую часть. Прямые и волнистые линии выполняются одним концом кисти (хвостиком). Кольца и круги рисуют также концом кисти, после чего круг закрашивают по форме. Точки наносятся тычковым движением концом кисти. Вы можете брать для росписи те цвета краски, которые используются в дымковской росписи.

Воспитатель демонстрирует как наносятся узоры.

Во время росписи, педагог контролирует процесс, помогая ребятам советом или подсказкой.

Заключительный этап:

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим созданные вами изображения лошадок. Обратите внимание на их яркие и красочные узоры. Вы проявили немало стараний. Давайте организуем с вами выставку дымковской игрушки.

Планируемые результаты:

- Дети знают происхождение дымковской игрушки

- Способны различать характерные особенности росписи дымковской игрушки, отличающие её от иных видов народного искусства.

- Выражают интерес и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

- Сформировывается умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приёмы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приёмом тычка).

- Умеют выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки)

t1749022996aa.png

Рис. № 1 Наглядное пособие – изображения дымковских лошадок и узоров



t1749022996ab.gif

Рис.№ 2. Рис.№ 3 Заготовки

t1749022996ad.jpg

Рис.№ 4 В первую очередь наносим синие круги, для того, чтоб пока будем наносить другие узоры, они подсохли.

t1749022996ae.jpg

Рис.№ 5 Наносим небольшие круги красного цвета методом тычка по направлению сверху вниз

t1749022996af.jpg

t1749022996ag.jpg

Рис.№ 6 Закрашиваем ушки

Рис.№ 7 Далее так же тычками наносим на середину синих кружочков жёлтую краску, и прорисовываем жёлтой краской полоски на ушках


t1749022996ah.jpg

Рис.№ 8 На заключительном этапе раскрашиваем нос, гриву, хвост и копытца в данной последовательности

t1749022996ai.jpg


Рис.№ 9 Наша Дымковская лошадка готова

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.