Конспект НОД Знакомство детей с народным промыслом «Дымковская роспись» в средней группе.

Конспект НОД Знакомство детей
с народным промыслом «Дымковская роспись»
в средней группе
2025 год
Тема: Роспись «Дымковской лошадки»
Цель: Знакомство детей с народным промыслом «Дымковская роспись».
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.
- учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки); формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приемом тычка).
Развивающая:
- развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора.
- развивать интерес к изучению народных промыслов.
- развивать умение поддерживать беседу.
Воспитательная:
- прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.
Методы работы:
- Словесный метод - беседа, рассказ, искусствоведческий рассказ, художественное слово.
- Обследование — процесс восприятия предмета, в ходе которого дети знакомятся с качествами, важными для аппликационного изображения.
- Информационно-рецептивный метод - тщательное изучение и анализ объекта, который будет изображён. В ходе занятия дети самостоятельно описывают предмет, выделяя его характерные особенности, форму, цвет и другие качества. Они также обсуждают различные способы изображения объекта на плоскости, выбирая наиболее подходящие узоры и композиционные решения.
- Показ на примере педагогом росписи изображения
- Анализ в игровой форме.
Материалы и инструменты: презентация, изображения дымковских игрушек, изображения узоров, которые используются для дымковской росписи, силуэты лошадки на листе для росписи, краска гуашь (красная, жёлтая, синяя, зелёная, оранжевая, чёрная), кисточки, непроливайки с водой, салфетки.
Ход занятия:
Вводный этап – 2- 3 минуты
Основной этап – 10 -18 минут
Заключительный этап – 2 – 3 минуты
Вводный этап:
Воспитатель: зачитывает стихотворение «Дымковские игрушки»
Приготовьте, детки, ушки,
Интересно это знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.
Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,
Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!
Рядом барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.
Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.
Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.
(Н. с. Агошкова)
Основной этап:
Воспитатель: Ребята, о какой игрушке мы с вами сегодня поговорим, кто догадался?
Ответы детей:
Воспитатель: правильно, ребята! Сегодня наша беседа будет посвящена дымковской игрушке. Мы не просто обсудим её особенности, но и займёмся росписью фигурок, изображённых на листах. А для начала предлагаю вам послушать историю возникновения дымковской игрушки. (Педагог демонстрирует презентацию. Знакомя детей с особенностями росписи дымковской игрушки).
После презентации педагог задаёт детям вопросы:
- Кто скажет, почему называют именно дымковская игрушка? (потому что её мастерят в селе Дымково)
- Вам они нравятся? (очень нравятся)
- А кто знает из чего сделаны эти игрушки? (из глины)
- Кто делает эти игрушки? (мастера).
- Ребята, а кто знает, кто такие мастера? (Это люди, которые делают игрушки.)
- Мастера — это люди, которые шьют одежду, делают мебель и многое другое.
- Как можно еще мастеров назвать? (умельцы).
- Давайте ещё раз рассмотрим с вами эти игрушки.
Обсуждение, как выглядят эти игрушки, какими узорами покрыты игрушки, какие цвета присутствуют в росписи.
Воспитатель: Ребята, все рассмотрели дымковские игрушки? Предлагаю вам тоже стать мастерами и самостоятельно украсить контур лошадки.
А перед большой работой давайте с вами разомнёмся
Физминутка «Лошадки».
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой! (руки вперед, пружинистые движения ног)
Вот река, широка и глубока,
Не достанешь до дна. (плавное разведение рук в стороны)
А водица вкусна! Пейте!
Хороша водица! (наклоны вперед)
Постучим копытцем!
Эй, лошадки, все за мной! (притоптывает ногой)
Поскакали домой
Гоп – гоп – гоп – гоп - гоп! (прыжки на месте)
Воспитатель: вот мы и размяли свои ручки, ножки, теперь занимайте свои рабочие места, чтобы приступить к росписи.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, как правильно наносить рисунок: для нанесения элементов росписи кисть следует держать тремя пальцами за металлическую часть. Прямые и волнистые линии выполняются одним концом кисти (хвостиком). Кольца и круги рисуют также концом кисти, после чего круг закрашивают по форме. Точки наносятся тычковым движением концом кисти. Вы можете брать для росписи те цвета краски, которые используются в дымковской росписи.
Воспитатель демонстрирует как наносятся узоры.
Во время росписи, педагог контролирует процесс, помогая ребятам советом или подсказкой.
Заключительный этап:
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим созданные вами изображения лошадок. Обратите внимание на их яркие и красочные узоры. Вы проявили немало стараний. Давайте организуем с вами выставку дымковской игрушки.
Планируемые результаты:
- Дети знают происхождение дымковской игрушки
- Способны различать характерные особенности росписи дымковской игрушки, отличающие её от иных видов народного искусства.
- Выражают интерес и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
- Сформировывается умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приёмы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приёмом тычка).
- Умеют выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки)
Рис. № 1 Наглядное пособие – изображения дымковских лошадок и узоров
Рис.№ 2. Рис.№ 3 Заготовки
Рис.№ 4 В первую очередь наносим синие круги, для того, чтоб пока будем наносить другие узоры, они подсохли.
Рис.№ 5 Наносим небольшие круги красного цвета методом тычка по направлению сверху вниз
Рис.№ 6 Закрашиваем ушки
Рис.№ 7 Далее так же тычками наносим на середину синих кружочков жёлтую краску, и прорисовываем жёлтой краской полоски на ушках
Рис.№ 8 На заключительном этапе раскрашиваем нос, гриву, хвост и копытца в данной последовательности
Рис.№ 9 Наша Дымковская лошадка готова