Конспект образвательного события по обучению грамоте в подготовительной группе комбинированной направленности Звук [О] и буква О»
Конспект образвательного события по обучению грамоте в подготовительной группе комбинированной направленности Звук [О] и буква О».
Составление рассказа с опорой на предметные картинки по лексической теме
«От куда хлеб пришел».
Цель: создание условий для закрепления характеристики звука [О], буквы О; для обобщения знаний о том какой путь проходит хлеб, попадая к нам на стол.
Коррекционно-образовательные задачи. Формировать умение составлять предложения по предметным картинкам; выделять слова в предложениях, состоящих из трех слов. Закрепить термин «предложение». Закреплять умение условно обозначать гласные звуки, правильно произносить звук «О».
Коррекционно-развивающие задачи. Продолжать знакомить со схемой предложения. Закреплять умение употреблять существительные в ед. числе. Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику. Развивать у детей диафрагмальное дыхание, изменение силы и высоты голоса. Развивать фонематический слух и восприятие. Формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование положительной установки на участие в образовательной деятельности.
Оборудование: Кар-карыч, Совунья, мяч, схемы предложений, картинки: для составления рассказа о хлебе, ручки, демонстрационный материал буква «О», указка, тетради на каждого ребенка.
Ход ОС:
I. Организационный момент.
В гости пришли Совунья и Кар- карыч. Предлагают проверить знания и поиграть, за хорошую работу будет награда.
1.Игра «Много – один» С МЯЧОМ
Логопед называет предмет во множественном числе, ребенок – в единственном.
Кольца – кольцо, зерна – зерно, стекла – стекло, седла – седло, крылья –крыло, перья – перо, звенья – звено, колеса – колесо, окна – окно, яйца - яйцо
2. Ритм (указательным пальчиком правой руки по левой ладошке)
О ОО О ОО О
3. Д/и «Запомни и назови»
Дети должны запомнить слова, в которых есть звук «О» (садятся).
Мул суп бук сок пух
Мол сын бок сук кол
Мал сон бак сом пас
II. Основная часть
1. Массаж лица
Совместное с логопедом выполнение массажа
Солнышко проснулось, Лобика коснулось, Лучиками провело, И погладило, и погладило. | Поглаживающие движения |
Ходит пальчик по дорожке: Вверх-вниз, вверх-вниз, Будут розовыми щечки: Вверх-вниз, вверх-вниз, | Зигзагообразные движения |
-Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи! | Постукивающие движения |
Солнышко проснулось, Лобика коснулось, Лучиками провело, И погладило, и погладило. | Поглаживающие движения |
Работа над развитием дыхания и голоса.
Вдохнуть и на выдохе произносить О_____________
2. Артикуляция и характеристика звука.
- Когда мы произносим звук «О», мы вытягиваем губы в форме овала, воздух проходит свободно, не встречая преград. Звук произносится с голосом.
- Как называется этот звук? (гласный)
- Фишкой, какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки? (красной)
Характеристика буквы «О».
1. Показ буквы логопедом.
А давайте-ка, ребята,
Сделаем иллюминатор.
Пальцы выгнем полукругом
И соединим друг с другом.
Смотрим в круглое окно –
Получилась буква «О».
2. Работа в тетрадях - ( О)
IV. Физминутка.
У медведя дом большой Ой, ой, ой | Показать руками. Низким голосом. |
А у зайки маленький Ой, ой, ой | Показать руками. Высоким голосом. |
Мишка наш пошел домой Ой, ой, ой | Медленно, степенно, вперевалочку, Протяжно, Низким голосом. |
Да и заинька Ой, ой, ой | Быстро, кратко Высоким голосом. |
Девочки произносят звук «О» длительно, мальчики - кратко.
Работа с предложением.
Картинки – девочка, морковь.
Задание детям:
- Поля, Оля, Тома… Как зовут девочку, если мы знаем, что звук О находится в начале её имени. (Оля)
- Имя девочки Оля – это слово.
- Как называется овощ, изображенный на картинке? (морковь)
- Морковь это тоже слово.
- Выберите из предлагаемых слов- действий, то в котором звук «О» слышен в середине слова: сабирает, паливает, полет, капает.
- Полет – это слово.
-Что Оля делает с морковью? (Оля полет морковь.)
- Оля полет морковь. – это предложение.
- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов).
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ.
- Оля полет морковь. Сколько слов в этом предложении? (Три слова.)
- Назовите первое слово. (Оля). Оля это имя девочки. Имена мы пишем с большой буквы.
- Как мы договорились обозначать слово? (Полоской). Скажите, какая особенность должна быть у полоски, обозначающей первое слово в предложении? (Слева должен быть уголок, обозначающий большую букву.)
- Чертим в тетради полоску, обозначающую первое слово. Какое это слово? (Оля).
- Назовите второе слово предложения (Полет). Назовите третье слово (Морковь).
- Чертим в тетради второе и третье слово, между полосками оставляем промежуток: слова в предложении пишутся раздельно.
VI. Работа с предложением. Логопед произносит ряд предложений и просит детей воспроизвести их по первому слову.
Ежик несет грибы. Парикмахер подстригает девочку. … и др.
VII. Составление рассказа с опорой на предметные картинки.
Куколка Оля принесла вам загадку.
Загадывание загадки о хлебе.
Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском.
Дети - по цепочки рассказывают рассказ с опрой на предметные картинки - «Как хлеб на стол попал».
ИТОГ. Рефлексия.
– Чем отличается слово от предложения? (Предложение нам о чем-то сообщает, рассказывает)
- Как пишется первое слово в предложении (с большой буквы).
- Слова в предложении пишутся раздельно.
- В конце предложения ставится точка.
Кияйкина Наталья Федоровна
Галина Владимировна