Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ффнр «Звук и буква О»
Тема: «Звук и буква О»
Лексическая тема: «Овощи».
Цель: Формирование и закрепление правильного произношения и обозначения звука и буквы О.
Задачи:
1. Чёткое произнесение звука.
2. Выделение звука [О] .
3. Воспроизведение слоговых рядов.
4. Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа множественного числа существительных – составление предложений по предметным картинкам со словом много по данному образцу.
5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление; слуховое внимание.
6. Знакомство с буквой О, печатание в тетрадях.
Оборудование: предметные картинки, красный круг, карточка с буквой «О» (из азбуки), палочки, фишки, рабочие тетради, картинки на звук «О», цветные карандаши, мяч.
Ход занятия:
1. Оргмомент ( припоминание картинок на А, У, И,).
- Сядет тот, кто назовет слова на звук «А», «У», «И».
– Молодцы. Посмотрите на картинки. Назовите их:
огурец, яблоко, лимон, абрикос.
- Какое слово лишнее?
- Какой звук слышится в начале лишнего слова?
- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «О».
2. Артикуляционная гимнастика.
- Давайте вместе произнесем звук «О», губы вытянуты вперед и округлены.
Это какой звук?
- Почему?
- А какие еще звуки вы уже знаете?
- Какие они?
- Почему их называют гласными?
Звук «О» гласный и, обозначать мы его будем (каким?) красным цветом.
3. Выделение звука [О]:
а) из звукового ряда: о, а, у, и, у, о, и, а, о, а, у, о, и, э…;
б) из слогового ряда: ат, от, оп, ип, ок, ит, то, па, Ки, ко, ку, по, ут…;
4. Формирование навыков звукового анализа:
а) выделение гласного после согласного в прямом слоге, преобразование:
ка - ко пу - по
тэ - то ти – то
б) воспроизведение слоговых рядов из прямых слогов со звуком [О]:
по-то-ко по-ко-то
то-по-ко то-ко-по
ко-по-то ко-то-по
в) выделение звука [О] после согласного по ударением в словах по картинкам – игра «1, 2, 3»
- отыскивание картинок на [О] в начале слова, в середине слова;
- рассматривание оставшихся картинок.
5. Игра «Запомни и назови»
Логопед выставляет на наборное полотно 4 картинки с изображением овощей.
- Ребята, посмотрите на картинки. Что это? Давайте назовем каждую картинку. А теперь я убираю картинки, а вы мне скажете какие картинки мы только что рассматривали и называли.
6. Пальчиковая гимнастика «Овощи»:
У Лариски –
Две редиски.
У Алешки –
Две картошки.
У Сережки – сорванца –
Два зеленых огурца.
А у Вовки –
Две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
7. Знакомство с буквой О: рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание.
- Посмотрите, вот буква «О». (Выставляется карточка с изображением буквы «О»).
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
- На какую геометрическую фигуру она похожа?
8. – Вы потрудились, и пальчики устали, давайте их разомнем.
Нарисуйте в воздухе букву «О». Соберите с помощью своих счётных палочек нашу букву.
Напечатайте букву «О» в своих тетрадях.
9. Игра «Четвертый лишний»
- Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.
Помидор, огурец, кабачок, чеснок.
Помидор, чеснок, кукуруза, картофель.
10. Игра «Один – много» (с мячом)
Огурец — огурцы;
помидор — помидоры;
кабачок — кабачки;
11. Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа существительных ( единственное и множественное число), составление по индивидуальным картинкам предложений со словами много, нет по образцу:
Игра «Много – нет»:
У Толи много огурцов. У Томы нет огурцов (огурца).
12. Итог занятия.
- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
- Какой это звук?
- Каким цветом обозначаем?
- Что понравилось больше всего?
- Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.