>

Конспект открытого нетрадиционного логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Сказочный калейдоскоп»

1
0
Материал опубликован 6 April

Автор:

Спиридонова Марина Владимировна

учитель – логопед высшей кв. категории

МДОУ Старомайнский детский сад №5

р.п. Старая Майна

Ульяновская область


Конспект открытого нетрадиционного логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Сказочный калейдоскоп»

Цель: сформировать сознательную речевую активность, саморегуляцию речевой деятельности, выработать потребность в речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Актуализировать в памяти детей содержание известных им сказок.

Создать условия для формирования и обогащения словаря детей.

Побуждать детей давать полный ответ на поставленный вопрос.

Совершенствовать грамматический строй речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными и числительными.

Учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки.

Коррекционно-развивающие:

Развивать актерские способности, элементарную связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, познавательную деятельность, работу на плоскости листа, мелкую моторику, координацию речи с движением, дыхание, отвечать на вопросы.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь к книге и потребность в чтении книг.

- воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи, инициативность;

- создавать положительный эмоциональный настрой на работу.

Интеграция ОО: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование и материалы:

ТСО:

мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук);

слайдовое сопровождение;

музыкальное сопровождение

Материалы:

Мольберт (2 шт)

Предметные и сюжетные картинки

Атрибуты к сценке: ширма, домик, шары, объявление, телефон, металлофон (2 шт), аптечка, цифры

Костюмы и маски героев

«Книга сказок»

Разрезные сказки

Массажные мячи, массажные коврики

Пластиковые тарелки

Гексы к сказкам

Картинка «Найди лишнего героя сказки» (по количеству детей)

Маркер (по количеству детей)

Стол (3 шт), стулья (14 шт)

Медали (по количеству детей)

Предварительная работа:

- чтение сказок;

- прослушивание сказок;

- просмотр мультфильмов.

Методы и приемы:

- словесные: беседа, пояснения, поощрения, вопросы;

- наглядные: иллюстрации, слайды;

- игровые: игровая ситуация, дидактическая игра, музыкальная игра;

- практические: упражнение.

Место проведения: логопедический кабинет.

План:

1. Организационный момент

2. Вступление

Беседа

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Дидактическая игра «Подскажи слово»

3. Основная часть

Сюрпризный момент

1 задание – «Отгадывание загадок»

2 задание – Игра «Найди лишнего героя сказки»

3 задание – Эксперимент «Открой сказку без помощи рук»

4 задание – Дидактическая игра «Назови ласково героев сказок»

5 задание – Работа с гексами «Собери сказку» (сказки: «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

6 задание – Дидактическая игра «Чей предмет» - работа с «ЛОГОУМКой» (моя авторская дидактическая игра)

7 задание – Дидактическая игра «Посчитаем»

8 задание – Фрагменты сказки «Детский сад для зверят»

4. Заключительная часть

Игра «Башня доброты»

Рефлексия

Сюрпризный момент

Ход занятия:

Организационный момент


Учитель – логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Проходите и присаживайтесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики

I. Вступление


Учитель – логопед: Дети, вы любите сказки? А какие вы знаете сказки?

Ответы детей

Учитель – логопед: Ребята, а вы знаете с каких слов чаще всего начинаются сказки?

Ответы детей

- Жили – были

- Жил да был

- В некотором царстве, в некотором государстве

- В тридесятом царстве, в тридевятом государстве

- Давным – давно

- Однажды (сказка может начинаться очень просто)

- Много – много лет назад

- В далёкие и незапамятные времена

Учитель – логопед: А какими словами заканчиваются сказки?

Ответы детей

- Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец

- И стали они жить – поживать да добра наживать

- И я там был, мёд – пиво пил по усам текло, а в рот не попало

- И жили они вместе долго и счастливо

- Ни в сказке сказать, ни пером описать

- Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок

Учитель – логопед: А сейчас мы и посчитаем, как много сказок вы знаете. Берите в руки массажные мячи и повторяйте за мной.


Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем сказки называть:

Рукавичка, Теремок,

Колобок — румяный бок.

Есть Снегурочка — краса,

Три медведя, Волк — Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.


Дидактическая игра «Подскажи слово»

Учитель – логопед: Если в сказке есть волшебство, то она …

Дети: волшебная.

Учитель – логопед: Если в сказке есть загадка, то она…

Дети: загадочная.

Учитель – логопед: Если в сказке есть мудрость, то она …

Дети: мудрая.

Учитель – логопед: Если в сказке есть чудеса, то она …

Дети: чудесная.

Учитель – логопед: Если в сказке есть добро, то она…

Дети: добрая.

Учитель – логопед: Молодцы! Вот вы мне и рассказали, какие бывают сказки.

Учитель – логопед: А вы любите слушать сказки?

Ответы детей

Учитель – логопед: Какие вы молодцы! Смотрите, ребята, какая книга у меня есть. А в ней должно быть лежат книги со сказками. Сейчас мы заглянем в нее и почитаем с вами вместе какую-нибудь сказку. Почитаем?

Дети: Да.


II. Основная часть


Учитель – логопед открывает книгу, а она пустая.

Учитель – логопед: Ой, ребята, а где же наши сказки? Книга пустая. Куда же они все исчезли? Как вы думаете?

Дети дают разные ответы.

Учитель – логопед: Здесь что – то лежит. Да это же задания. Ребята, чтобы вернуть сказки, нужно выполнить все задания. Ну что, поможете мне вернуть сказки.

Ответы детей


1 задание – «Отгадайте загадки»

1. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом...

Кем же были эти

Маленькие дети? ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ

2. Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт он длинный

Кто же это? —...БУРАТИНО

3. У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. ГУСИ – ЛЕБЕДИ

4. Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку. ДЮЙМОВОЧКА

5. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите мне имя её. КРАСНАЯ ШАПОЧКА

6. Он весёлый, заводной,

И пропеллер за спиной.

Поднимает настроенье,

Любит сладкое варенье,

Малыша всегда смешит.

Кто же это? Подскажи! КАРЛСОН

7. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА

8. Лечит всех зверей подряд,

Лечит взрослых и ребят,

К вам спешит, когда болит,

Добрый доктор …АЙБОЛИТ

9. Из танцзала короля

Девочка домой бежала,

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи, девчушка эта? ЗОЛУШКА

10. Братец её не послушался,

Из лужи водицы напился

И на глазах у сестрицы

В козлёночка он превратился. СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА

Учитель – логопед: Какие вы молодцы, как много сказок вы вернули.


2 задание: «Найди лишнего героя сказки»

Учитель – логопед: Ребята, перед вами картинка с изображением героев сказки. Вам нужно назвать сказку, найти и зачеркнуть лишнего героя.

Дети выполняют задание, зачеркивая лишнего персонажа.


3 задание – «Открой сказку без помощи рук»

Экперимент «Бумажные цветы в воде»

Учитель – логопед: Ребята, следующее задание «Открой сказку без помощи рук». У меня есть идея, как мы это сделаем. Идем вместе к столу, берём листочки и опускаем их в тарелочку с водой. Смотрите ребята, сказка открывается. Получилось? Давайте посмотрим, какие сказки спрятались в ваших цветочках.

Дети называют сказки, которые увидят на распустившемся цветке.

Какие вы молодцы!

Слушайте следующее задание.


4 задание – «Назови ласково героев сказок»

Учитель – логопед: Чтобы сказочные персонажи к нам скорее вернулись, нужно назвать их ласково.

Дети выполняют задание.

Слова: колобок – колобочек, баба Яга – бабушка Ягуся, Лиса – лисичка, волк – волчок, медведь – медвежонок, заяц – зайчонок, Дед – дедушка, курица –курочка, мышка – мышонок, Маша – Машенька, лягушка – лягушонок, коза – козочка, яйцо – яичко.

Учитель – логопед: Молодцы, ребята.


5 задание: «Собери сказку» работа с гексами

Учитель – логопед: Ребята, вам нужно отобрать все картинки, принадлежащие сказке «Гуси – лебеди» и сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Дети выполняют задание


6 задание «Чей предмет»

Учитель – логопед: В сказках есть различные предметы, по которым мы можем точно узнать, из какой они сказки и какому герою принадлежат. Ну-ка помогите мне разобраться, кому принадлежат эти предметы: ХРУСТАЛЬНАЯ ТУФЕЛЬКА, ПИРОЖКИ, ЧЕМОДАНЧИК, СТРЕЛА.


Дети называют героя, которому принадлежит данный предмет, отвечая полным предложением: У БУРАТИНО ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК, размещают героев на макете. Работа с «ЛОГОУМкой» (моя авторская дидактическая игра), которую можно заменить  предметными картинками по Вашему усмотрению.


Объяснение:

Посмотрите, ребята, наши герои и их предметы находятся в разных местах. Их нужно соединить. Ведь они из одной сказки. Представьте, ребята, что одна клеточка – это домик одной сказки. Нам нужно поселить в этом домике героя вместе его предметом.

С какого героя начнем? Хорошо. С Золушки (Айболита, Красной Шапочки, Лягушки). Я веду линию от Золушки и останавливаюсь на пересечении с туфелькой (чемоданчиком, корзинкой, со стрелой). Значит, сказка Золушка будет жить в этом домике.


7 задание: «Посчитаем»

Учитель – логопед: А теперь мы посчитаем, сколько сказок получилось. Одна сказка, две сказки, три сказки, четыре сказки. Сколько? Четыре.


8 задание «Покажите сказку»

Сценка – миниатюра «Детский сад для зверят»

с участием детей старшей – подготовительной группы

Фрагмент из сказки Поляковой Н.М. "Детский сад для зверят"


Действующие лица:

Кукушка, Утка, Мышка – мама, Мышонок, Собака – охранник, Алиса Патрикеевна, Доктор, Соловей.           

На ширме, установленной сбоку, висит объявление об открытии нового детского сада. Звучит музыка (По Вашему выбору).


Звучит «Голос» - запись на диктофон с обработкой голоса.

Голос. Внимание, внимание! Для всех лесных зверят

         Впервые открывается чудесный детский сад!

         Родители, спешите, к нам малышей ведите!


Музыка (По Вашему выбору)

Под весёлую, ритмичную появляется Мышка – мама с Мышонком, замечает объявление, читает его.


Мышка - мама. У нас открылся детский сад! Сынок, ты рад?

Мышонок. Я очень рад!

Мышка - мама. Скорее в садик поспешим!

Музыка (По Вашему выбору)


Подходят к воротам детского сада, робко в них стучат.


Музыка (По Вашему выбору)

Выбегает собака- охранник.


Собака – охранник. Гав- гав- гав! Охрана детского сада!

                   Говорите, что вам надо?

Мышка - мама. Мы пришли к вам первый раз,

                         Пожалуйста, пустите нас!

Собака – охранник. Вы опоздали, господа –

                  Здесь надо в восемь быть всегда.

Мышка - мама. А где все ваши зверятки?

Собака – охранник. Они играют на площадке.

Мышонок. А я опоздал! (Отворачивается и плачет).

Собака – охранник. Не плачь, малыш. (Звонит по телефону).

                   Алиса Патрикеевна, к воротам подойдите,

                   Мышонка, пожалуйста, примите.


Музыка (По Вашему выбору)

Под музыку появляется лиса Алиса Патрикеевна. Подходит к Мышонку, берёт его за руку. Мышка – мама прощается и уходит.


Алиса Патрикеевна. Как тебя зовут, Мышонок?

Мышонок. Пик!

Алиса Патрикеевна. Пик! Какое славное у тебя имя! Пойдём, познакомлю тебя с детским садом. 


Голос. Внимание, внимание! Говорит радио детского сада!

         Начинаем новый день с утренней зарядки!


Алиса Патрикеевна. Ты, Мышонок, не зевай – упражненья повторяй.


Музыка «Пяточка-носочек» (разминка)

Мышонок выполняет упражнение под ритмичную музыку «Пяточка-носочек».


Мышонок неожиданно падает.  Алиса Патрикеевна подбегает к мышонку, берёт его за лапку, измеряет ему пульс.


Алиса Патрикеевна. Что с нашим Пиком? Почему свалился?

Алиса Патрикеевна. Скорей зовите Доктора!


Появляется Доктор под Музыку (По Вашему выбору)


Доктор (осматривает Мышонка). Дайте Мышонку воды!

 Мышонок (приподнимается). Нет, лучше дайте еды. (Снова падает).

Доктор. Скорее воды!

Мышонок. Скорее еды!

Доктор. Ах, бедный, какой же ты голодный!

Мышонок. Я очень голодный.

Доктор. Скорей дайте каши!

Доктор берёт Мышонка за лапу и ведёт к стульчику. Алиса Патрикеевна дает кашу на тарелочке.


Доктор уходит под Музыку (По Вашему выбору)


Голос. Внимание, внимание! Говорит детское радио.

         Внимание, это вам не шутка! Сейчас придёт к вам чудо- утка!


Музыка (По Вашему выбору)

    Под музыку появляется Утка - профессор математики.


Утка. Кря – кря - кря, я к вам пришла не зря –

           Обучу вас счёту я.

Достает и показывает цифры.

Утка. А теперь, кря-кря, покажи мне цифру 2.

                      Мышонок выбирает цифру 2.

Утка. Молодец, кря - кря – кря! Занимались мы не зря!


Музыка (По Вашему выбору)

 Утка, прощается и уходит.


Голос. Ну, а теперь, бери-ка нотную тетрадку.

        В наш детский сад летит с полей певец прекрасный  -  Соловей.


Музыка (По Вашему выбору)

Звучит музыка, «влетает» Соловей.


Соловей. Я вас прошу, друзья, построиться,

                  На ноту «ля» скорей настроиться.

            Даёт ноту «ля» на металлофоне, Мышонок повторяет.

Мышонок. Простите, пел я невпопад, но заниматься в хоре рад.

                         Не знаю я пока что нот, но ведь душа моя поёт!

Соловей. Ты скоро запоёшь, как я, учись, дружочек, у меня.


Музыка (По Вашему выбору)

 Соловей, прощается и улетает.


Голос. Внимание, дорогие, зверята!

            Пора собираться на прогулку.


Алиса Патрикеевна. Друзья, скорей идём гулять, игрушки не забудьте взять,

                 Мячи, скакалки – всё для вас. Ну, всё готовы? В добрый час!

 Мышка- мама. Привет, сыночек дорогой, пора тебе идти домой!

 Мышонок. А можно, я ещё поиграю? Пожалуйста!

Алиса Патрикеевна. Мышонок, ты не огорчайся! Пораньше завтра просыпайся,

                 Мы будем все тебя встречать и снова целый день играть.

Мышонок. А что с собой мне принести?

Все. С улыбкой завтра приходи…

Мышонок. До завтра, милые друзья,

                     Приду в наш садик первым я!


Музыка (По Вашему выбору)

Выходят все герои и кланяются зрителям.


III. Заключительная часть


«Башня доброты»

Учитель – логопед: Ребята, у сказки всегда бывает хороший конец. И мы сегодня пожелаем друг другу всего самого доброго и построим башню доброты.

Дети говорят добрые пожелания и кладут кулачки друг на друга.


Рефлексия

Логопед: Молодцы, ребята! Интересно вам было? Что запомнилось? Что было самое трудное?

Разные ответы детей.


Учитель – логопед: Как вы думаете, сказки вернулись в мою книгу? Смотрим. Вернулись, ура! Вы молодцы!

Учитель – логопед: Ребята, вы настоящие знатоки сказок, поэтому я хочу вручить вам медали «ЗНАТОКИ СКАЗОК» и подарить вам сказки из своей волшебной книги. До новых встреч!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации