Конспект логопедического занятия с ребенком с синдромом Дауна старшего дошкольного возраста.
Конспект логопедического занятия с ребенком с синдромом Дауна старшего дошкольного возраста.
Тема: «Посуда».
Цель: расширение активного и пассивного словарного запаса по лексической теме «посуда».
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Корректировать и развивать устную речь ребенка.
Стимулировать называние предметов.
Формировать фразовую речь из двух слов.
Развивать слуховое и тактильное восприятие.
Улучшать подвижность мелкой моторики пальцев рук.
Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность в быту.
Воспитывать интерес к занятию и самостоятельность.
Здоровьесберегающие:
Планировать задания с учетом быстрой истощаемости ребенка.
Следить за правильной осанкой ребенка во время сидения за столом.
Во время игры за компьютером провести комплекс гимнастики для глаз.
Чередовать статические и динамические упражнения.
Необходимое оборудование: визуальное расписание занятия, карточки по теме «посуда», оборудование для воспроизведения музыки, песня «мамины помощники» Е. Железновой, детская посуда, пособие «накорми малыша», карточки артикуляционной гимнастики, контейнер с орбиз и стакан, флешка Мерсибо «лексические запасы», дудочка-язычок, карточки из разных категорий на подставках.
Ход занятия:
Этапы занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность учащихся (ребенка) | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
1.Организа- ционный момент | -Приветствие, знакомство с планом занятия | Приветствует жестом и словами, помогает ребенку повторить приветствие. Показывает и озвучивает визуальное расписание. | Повторяет жест «привет» и проговаривает «Здравствуйте» по схеме с ладошками. | Расширение коммуникативных навыков |
-Игра с вкладышами по теме «Посуда» | Дает ребенку пустой вкладыш, по называет вкладыши и дает ребенку | Вкладывает элементы в основу и повторяет названия. При затруднении проговаривания длинных слов используются соответствующие жесты. | Расширение пассивного словарного запаса | |
| -Игра с молоточком «найди карточку» | Дает ребенку пищащий молоточек и называет карточки, которые надо найти | Ищет картинки, названия которых произнес педагог и стучит по ним молоточком | Закрепление понимания основных слов в рамках лексической темы |
2. Основной этап. | -Физкультминутка «Посуда» | Танец под музыку Е.Железновой «Помощники», педагог показывает движения | Повторяет движения | Развитие моторных навыков, навыка подражания, активизация внимания |
-Игра с посудкой «Что я делаю» | В гости приходит малыш, его нужно накормить. А для этого надо сварить кашу, порезать овощи, сделать компот. (игра с пластиковой посудкой, плитой, куклой или игрушкой, которую можно кормить) | Проговаривает «Я варю кашу», «я варю суп», «я режу лук». Отвечает на вопросы педагога «да» или «нет» - что класть в суп, а что в компот. «Ешь суп», «пей сок». | Активизация произносительных навыков в игровой деятельности, формирование фразовой речи. | |
-Игра «Найди посуду» | Педагог ставит карточки из разных категорий на подставках перед ребенком, дает дудочку-язычок. Показывает со своей дудочкой, что нужно сбить только посуду. Если ребенок не понимает обобщающее слово, педагог просит найти ложку, кастрюлю и т.д. | Ребенок дует в дудочку и сбивает картинки по изучаемой теме на подставках | Развитие направленного речевого выдоха | |
Пальчиковая гимнастика «Помощники» | Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.) Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой.) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. (Загибают пальчики по одному на каждое название посуды.) Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.) Только чашку мы разбили (Снова загибают пальчики.) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.) | Повторяет движения пальцев рук за педагогом | Развитие подвижности пальцев рук, активизация внимания | |
| Артикуляционная гимнастика | Выполнение движений артикуляционной гимнастики в рамках изучаемой темы перед зеркалом по картинкам. Контроль за правильностью движений ребенка. | Повторение движений за педагогом | Развитие подвижности артикуляционного аппарата |
3. Заклю- чительный этап | Интерактивная игра Мерсибо «Помогаем маме» | Игра проводится за компьютером, педагог показывает, что нужно делать, задает вопросы: «Что моет мама?», «Что помыли?» В перерыве во время игры выполняется гимнастика для глаз, | Выполняет действия согласно игре и отвечает на вопросы | Обучение словоизменению, расширение словарного запаса |
Игра-поиск с шариками орбиз «Я вижу» | Педагог ставит перед ребенком контейнер с шариками орбиз и прозрачным стаканом. Под контейнером с шариками лежат картинки по теме «посуда». Педагог водит стаканом по контейнеру и в стакане видны картинки. Тщательно следит за безопасностью – не дает ребенку трогать орбиз, только двигать стакан. | Смотрит и называет картинки | Закрепление усвоенных слов по теме «посуда» | |
| Прощание | Педагог прощается с ребенком | Показывает жест «до свидания» и проговаривает слова прощания, | Развитие коммуникативных навыков |