Конспект логопедического игрового занятия с детьми старшего возраста с ОНР по теме «Грибы»
Конспект логопедического занятия с детьми
старшей группы с ОНР.
Тема: Грибы.
Составила и провела:
Учитель-логопед Домажирова О.В.
г. Саров
Цель: Активизировать словарь детей.
Упражнять и закреплять знания детей о признаках и их значениях.
Учить образовывать существительные с увеличительным значением
Учить образовывать приставочные глаголы.
Упражнять в образовании качественных и относительных прилагательных.
Учить внимательно слушать и выполнять инструкции.
Закреплять знания имен признаков и их значений в самостоятельной практической деятельности.
Словарь: гриб, грибники, грибной, грибница, грибище, белые грибы, подосиновики, подберезовики, волнушки, лисички, маслята, опята, собираем, срезаем, чистим, моем, режем, варим, сушим, жарим, едим, растет, прорастает, подрастает, вырастает, перерастает, сохнет, вянет.
Оборудование: предметные картинки по теме, «Теремок», наборное полотно с именами признаками, индивидуальные листки с заданиями.
Ход занятия.
Речевая игра «Я пойду в …»
Л.: - Я пойду в лес за подберезовиками, кто со мной?
Д.: - я пойду в лес за подосиновиками (лисичками, рыжиками, белыми грибами…)
Л.: - Что мы будем собирать, за чем идем
Д.: - Грибы, за грибами
Л.: - Как нас можно назвать?
Д.: - Грибники
Упражнение на дыхание «Запах какой»
Л.: - Давайте представим, когда в лесу много грибов, какой запах?
Д.: - Грибной
Л.: - Вспомните, какие грибы вы хотели собрать и срежьте его.
Дети подходят к полянке с грибами, «срезают» свой гриб.
Л.: - Пойдемте дальше в лес погуляем.
Игра «Теремок»
Дети вместе с логопедом шагают по группе и проговаривают речевку:
Мы по лесу все шагали и грибочки собирали.
Шли, шли, шли, шли и куда-то мы пришли.
Дети подходят к «Теремку»
Л.: - Посмотрите, ребята, куда мы подошли?
Д.: - К теремку.
Л.: - Интересно, кто в нем живет? Давайте постучим
МУХОМОР: Кто там?
Д.: - Это мы, ребята, грибы в лесу собираем. А ты кто?
М: А я мухомор, тут живу.
Д.: - Пусти нас к себе в теремок.
Д.: - Пущу, если вы расскажите, какие грибы вы собрали (срезали)?
Л.: - Конечно расскажем, а помогут нам …
Д.: - Признаки
Дети по очереди выбирают признак, про который собирается рассказать о своем грибе.
Д.: - У меня лисички по цвету оранжевые
М: - Я знаю, такие красивые, яркие грибы лисички. Мой любимый цвет. Заходи ко мне в теремок.
Д.: - У меня маслята. Они растут в лесу, в траве, под деревом – это их место.
М: - Да, лес это наш общий дом. Заходи ко мне в теремок.
Д.: - У меня подберезовики. У них есть части: шляпка, ножка, грибница.
М: - И у меня есть такие части, ты мой друг. Заходи ко мне в теремок.
Д.: - У меня белый гриб. У него шляпка по форме круглая.
М: - И у меня по форме круглая шляпка. Заходи ко мне в теремок.
Д.: - У меня опята. Опята по размеру ниже чем дерево, а дерево выше опят
М: - Да, верно, деревья выше, чем грибы. Заходи ко мне в теремок.
Д.: - У меня рыжики. Человек их сначала собирает (срезает), чистит, моет, режет, варит, жарит, сушит, ест….
М: - Как много всего делает человек с грибами. А у меня ведь тоже есть признак.
Мухомор показывает признак «Действие».
Речевая игра «Что делает?»
Л.: - Давайте расскажем, что может делать сам гриб.
Логопед с детьми проговаривает все действия гриба
Л.: - Когда гриб пробивается сквозь землю он что делает?
Д.: - Прорастает
Л.: - Когда грибочек маленький и становится все выше, выше, выше, что он делает?
Д.: - Подрастает или вырастает.
Л.: - А когда гриб становится старым, огромным…
Д.: - Грибищем
Л.: - Он что сделал?
Д.: - Перерос.
Л.: - А теперь давайте с этими словами поиграем. Раз, два, повернись и в грибов превратись
Физминутка.
Мы грибочки прорастаем,
Растем и подрастаем.
А если нас не собирают
Мы совсем перерастаем
А потом мы сохнем, вянем,
И в конце концов завянем.
М: - Как вы здорово играли, мне так понравилось, и у меня для вас есть интересное задание
Практическое задание игра «Соедини, что с чем связано».
Дети выполняют предложенное задание на листочке.
Л.: - Посмотрите на свои листочки. Какие грибы вы узнали? Что еще вы узнали? Подумайте, почему так назвали гриб, соедините линией, с чем связано.
Л.: - Какой признак помог вам догадаться?
|
||
|
||
|
||
|
||
|
Рефлексия.
- Вспомни, какой гриб ты собирал?
- Какие признаки помогали рассказать о грибе?
Панагушина Елена Аркадьевна