Конспект занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Мы вместе!»

0
0
Материал опубликован 21 October 2021

Конспект занятий с детьми старшего дошкольного возраста

«Мы вместе!»

Педагог-психолог

МБДОУ г.Курган «Детский сад №110 «Краски»

Варлакова Ю.В.

Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.

Тема занятия: «Мы вместе!».

Состав группы: дети 5-7 лет. Форма проведения:  групповая.

Цель: научить детей видеть мир во всем его многообразии, и принятию других такими, какие они есть, воспитание толерантности в детях.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1.Развивающая задача:

- развивать умение быть внимательными, приветливыми, доброжелательными;

-развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию в социуме;

2.Воспитательная задача:

-способствовать воспитанию в детях толерантного отношения друг к другу;

-формировать умение жить в мире с другими людьми.

3.Образовательная задача:

-дать детям представление о толерантности;

-научить детей видеть положительные стороны окружающих;

-формировать толерантность мышления и поведения детей через игровую деятельность.

Для реализации каждой задачи были подобраны следующие методы и приемы: - метод наглядности (просмотр видеоролика, сюжетные картинки, фотографии); - словесный (сказка, стихотворение); - арт-терапия.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Оборудование: интерактивная доска (или проектор), DVD, компьютер, звукозаписи (сказочная музыка), краски, ватман, клей, фломастеры, цветные карандаши.

Тип занятия: практическое занятие

Ход занятия

Педагог: Доброе утро ребята! Посмотрите друг на друга, скажите мы похожи или разные? Ответы детей. Правильно мы разные, совсем не похожие друг на друга. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Знаете, мы не только внешне разные, но мы даже здороваемся по-разному.
- Сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
- Потереться носами – так здороваются в Новой Зеландии;
- Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга – Великобритания (англичане);
- Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки – Россия;
- Показать язык – Тибет;
- Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
- Обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Педагог: Если человек не похож на нас цветом кожи, поведением – это не повод его не любить. Поэтому, ребята, и появился праздник, который назвали Всемирный день толерантности.
Вы слышали когда-нибудь такое слово? Знаете, что оно означает? Давайте сегодня мы с вами и попробуем понять, что же такое толерантность, но сначала я расскажу вам одну
сказку «Хвосты» Просмотр сказки до 3 слайда

В «Лесной школе» учились разные звери: Белочка, Зай­чонок, Волчонок, Лисенок, Медвежонок, Мышонок, Енот, Ко­шечка и другие животные и птицы. Звери помогали друг дру­гу, ведь у каждого что-то получалось лучше, чем у другого: Медвежонок был самым сильным, поэтому, когда надо было что-то поднять или передвинуть, то на помощь звали его. У Лисенка лучше всех получались логические задачки, и он по­могал другим справляться с математикой. Белочка лучше всех вытирала доску. Все звери были дружелюбными, и хотя споры у них возникали, быстро наступало перемирие. Каж­дый ученик пытался понять и принять другого таким, какой он есть. К зиме некоторые звери меняли свои шубки. Белочка тоже поменяла и никак не могла налюбоваться своим новым нарядом, а особенно пушистым хвостом. На перемене звери играли в чехарду, и Зайчонок случайно наступил Белочке на хвостик. Раздался громкий крик. Белочка заплакала, а Зай­чонок извинился дрожащим голосом:

Я нечаянно, прости меня, пожалуйста.

Нет, не прощу! — с обидой ответила Белочка.

Но почему? испугался Зайчонок.

Потому что ты это сделал нарочно! Да, да. Ты... завидуешь мне. Ведь у тебя нет такого красивого пушис­того хвостика/

Это неправда! закричал Зайчонок. Я не зави­дую, и мне очень нравится мой хвостик.

Но ведь у Белочки и у меня хвост лучше, чем у тебя, Зайчонок. Признайся в этом! — вмешался Лисенок.

Зайцу не нужен длинный хвост, пытался убедить всех Медвежонок.

А у тебя. Медвежонок, тоже хвост не удался! — в один голос крикнули Белочка с Лисенком.

Начался настоящий спор.

Все звери защищали только свои хвосты. Они крича­ли, пытаясь убедить друг друга. Но прозвенел звонок на урок... И вошел учитель Еж. Посмотрев на учеников, Еж заметил, что произошел какой-то конфликт.

Что случилось? спросил учитель. Чем вы рас­сержены и почему пересели на чужие места?

Я не буду сидеть с Зайцем, потому что у него хвост маленький, сказала Белочка.

И я не буду сидеть с Волчонком, потому что он оби­жает мой хвостик, — произнес Медвежонок.

Так вас поссорили хвосты? — удивился Еж.

Мы не дружим с бесхвостыми! крикнул Лисенок.

Да так, значит, с сегодняшнего дня в классе учатся «хвостатые» и «бесхвостые»?не спеша продолжал Еж. Но только вы неправильно поделились.

Почему? возмутились зверята.

Вам надо было делиться на больших и маленьких, на хищников и травоядных, не забудьте про цвет шерсти, глаз и другие различия. Еж внимательно смотрел каж­дому ученику в глаза. Он видел там и стыд, и обиду, и грусть. И много останется у вас друзей после такого раздела? Вы будете одиноки. Все зверята молчали.

Домой хвос­татые и бесхвостые ученики пошли разными дорогами.

Волчонок ушел из школы после всех. Он шел не спеша, наслаждаясь солнцем, теплым ветром, запахом растений, цветов...

Пройдя половину дороги, он услышал странный звук. Похожий на лай собак. Звук приближался очень быстро, и Волчонок увидел разъяренных псов. Изо всех сил он бро­сился бежать. Собаки стремительно приближались к нему. Вот уже чувствовалось их горячее дыхание и слы­шался лязг зубов. Но дом совсем рядом! Волчонок сделал последний рывок. Он спасен! Волчонок еще сидел с закры­тыми глазами и слышал, как от его дома удаляются не­прошеные гости. «Неужели я живой?! — подумал Волчо­нок. — Голова, лапы целы. А хвост ? Где же хвост ? Как же я буду бесхвостым?» Рыдая, Волчонок с ужасом представ­лял, как в школе над ним будут смеяться друзья. «Как же быть? С кем мне теперь дружить? А с кем я завтра сяду за парту?» с этими мыслями Волчонок заснул...

Педагог: Поделитесь своими впечатлениями от услышанного. А как сказка может продолжиться?

Ответы детей.

Педагог: Я предлагаю вам поиграть. Давайте сделаем круг. Посмотрите друг на друга, все мы чем-то отличаемся друг от друга, но между нами есть и что-то общее. Вы согласны со мной, Мы все похожи?

(если дети говорят «нет», то предлагаю поиграть: Сейчас мы с вами поиграем, и вы убедитесь в правоте моих слов; Если дети говорят «да», то предлагаю поиграть: Сейчас мы с вами поиграем и узнаем, действительно ли мы похожи)

Инструкция: Игра заключается в следующем: я произнесу какое - то определение, и те дети, которые решат, что это сказано про них, соберутся вокруг меня. Например: ветер дует на того, у кого есть велосипед, ...у кого светлые волосы, ...кто обожает мороженое, кто смотрит вечером мультики, у кого карие глаза, кто сильный, кто любит поспать в субботу, кто чистит зубы утром, кто любит бегать, кому нравится прыгать на батуте и т. д.

(После окончания игры педагог подводит итог: у нас есть сходства).

После того как каждый ребенок рассказал о себе, педагог делает вывод: Ребята мы одновременно одинаковые, НО мы все разные: кто- то любит рисовать, кто-то заниматься спортом, кто-то любит читать, а кто-то любит животных. И это просто здорово, потому, что мы дополняем друг друга, нам хорошо вместе.

А, что же произошло дальше в сказке? Вам интересно? Тогда, слушайте. Слайд 3.Сказка Хвосты.

Наступило утро. Волчонок медленно приближался к школе.

Иди к нам! — позвал друга Лисенок. Опустив глаза. Волчонок сел к «бесхвостым» зверям. В классе наступи­ла тишина. « Что с Волчонком? Почему он так странно себя ведет? — подумали ученики. — Неужели с ним случилась беда?»

В полной тишине Волчонок рассказал все, что с ним произошло, поделился своими переживаниями и мыслями. Хвостатые и бесхвостые звери с ужасом представили эти события, а потом бросились обнимать своего друга.

Ты живой/ Живой/ И ты вместе с нами! А все ос­тальное не имеет значения!

Неужели только такая беда может вам доказать, что важнее всего на свете? спрашивал учеников учи­тель.

Мы хотим, чтобы в «Лесной школе» все ученики сно­ва стали вместе играть, вместе учиться, помогая друг другу и поддерживая в трудную минуту, — ответил Ли­сенок, и все ребята полностью согласились с ним.

Я думаю, что в ваших силах выполнить это жела­ние! улыбнулся учитель и торжественно произнес: Так тому и быть!

«Как хорошо, что мы все такие разные, что есть чему поучиться друг у друга», думали звери, вместе играя и принимая всех такими, какие они есть.

Педагог: Поделитесь своими впечатлениями от услышанного. Какие вы молодцы! Все верно мы, как и зверята все разные и в этом ваша самая большая ценность! Каждый из вас уникален и необходим нам. Я заметила, что вы уметь дружить и со своими сверстниками. Ребята вы, наверное, уже поняли, что такое толерантность? Толерантность это - уважение, взаимопонимание, доброта, доверие, любовь, забота, взаимодоверия, терпимость, уважительно относиться друг к другу. Всегда помните об этих словах и совершайте хорошие поступки. Человек рождается и живет на Земле, чтобы делать добро. Мы должны держаться вместе, заботиться друг о друге, дарить улыбки, говорить добрые слова.

Посмотрите ребята, на моей руке не хватит пальцев, чтобы перечислить народы, живущие в России, а уж тем более в мире. Но у нас у всех один дом – это наша планета Земля. Самое большое счастье жить под мирным небом.

Это очень важно, защищать и оберегать друг друга. Сейчас я Вам предлагаю немножко отдохнуть и посмотреть видеоролик.

Просмотр видеоролика «Дружба»

Педагог: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим, друг на друга.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Хочу я, чтоб общими были на веке –
И небо, и море, и горы, и реки,
И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.
Пусть будут все дети на веке друзьями!

- А сейчас ребята, я предлагаю вам подарить всему миру частичку своей доброты и радости. Вот что нам для этого потребуется:

Задание «Подари улыбку миру» (раскраска планеты)

«Рефлексия» Обсуждение с детьми «что понравилось, что не понравилось».

Педагог: Будьте всегда добры друг к другу и к окружающим вас людям! Спасибо вам за активную работу на занятии!

Дети уходят под песню «На большой планете».


Литература:

Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологиче­ские занятия с детьми 6-7 лет. — СПб.: Речь, 2007.

Пазухина И.А., Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4―6 лет: Пособие для практических работников детских садов ― СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации