12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Штыба Олеся Анатольевна120
2

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе «Веселое путешествие в Солнечный город»



МБДОУ «Подгорнский детский сад «Берёзка»

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе с детьми ОВЗ по развитию социально – коммуникативных навыков, формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи.

 

Тема: «Веселое путешествие в Солнечный город»

(на материале лексической темы: «Транспорт. Правила дорожного движения»).

 

Подготовила: учитель – логопед

1 квалификационная категория

Штыба О.А.
 

с.Подгорное 2018г

Вид занятия: открытие нового знания.

Автор конспекта: Штыба Олеся Анатольевна, учитель – логопед МБДОУ «Подгорнский детский сад «Берёзка».

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР- III уровня.

Возраст детей: 5 лет.

Тема: «Веселое путешествие в Солнечный город» (на материале лексической темы: «Транспорт. Правила дорожного движения»).

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Художественно - эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Цель: обобщать представление детей о разных видах транспорта и безопасного поведения на дороге.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт». Правила дорожного движения;

Формировать умение различать виды транспорта; закреплять названия транспортных средств, действий, которые они совершают;

Формировать умение употребления в речи существительных в различных падежах;

Формировать умение образовывать глаголы с помощью приставок;

Формировать умение детей использовать картинки – символы при определении вида транспорта;

Формировать умение отвечать на вопросы развёрнутой фразой;

Коррекционно – развивающие:

Развивать логическое мышление и связную речь детей;

Развивать умение различать неречевые звуки;

Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением;

Развивать зрительно – пространственное воображение;

Развивать психические процессы.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать у детей навыки правильного поведения на дороге и соблюдения правил дорожного движения;

Воспитывать познавательный интерес к различным видам транспорта;

Воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки;

Формировать умения решать проблемные ситуации, работать и играть в коллективе.

Оборудование: ИКТ, картинки с транспортом (наземный, воздушный, водный); карточки-символы, обозначающие принадлежность к тому или иному виду транспорта; сигналы светофора (красный, жёлтый, зелёный); фломастеры; трафареты, разрезные картинки, мяч, грузовая машина.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

Ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения; развита мелкая и крупная моторика; способен к волевым усилиям, умеет подчиняться разным правилам; проявляет инициатив и самостоятельность в общении, обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвет в совместных играх, обладает развитым воображением.

Ход занятия:

Слайд №1

I.Создание мотивационного поля

1.Приветствие (в руках у логопеда мяч).

Логопед: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Проходите на ковёр и встаньте в круг. Чтобы наше настроение улучшилось:

- Ребята, посмотрите соседу глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу доброго утра.

Дети передают мяч по кругу со словами: «Доброе утро, Яна!», «Доброе утро, Алина!», «Доброе утро, Ирина!», «Доброе утро, Иван!»

2.Введение в игровую ситуацию

Кинезиологичесое упражнение «Думающая шляпа»:

Всё запоминаешь, нечего не забываешь!

Ладони вместе, трём друг о друга;

Отсоединяем ладони на расстояние: пока чувствуется тепло (ок.15.см);

Ладони параллельно друг другу поднимаем вверх над головой (будто надеваем шляпу);

Подводим к ушам и начинаем отгибать их назад (к затылку) сверху вниз 8 раз.

Молодцы! Хорошо играли. Готовы заниматься?

-Хорошее у вас настроение?

II. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.

Логопед: Ребята, скажите, вы все были в городе? Давайте представим, что мы с вами отправляемся на прогулку по улицам города. Закройте глаза и представьте, что мы гуляем по городу.

Дети закрывают глаза.

Логопед: Откройте глаза. Когда мы гуляем по городу, то слышим разные звуки. Какие звуки мы услышим сегодня, сейчас узнаем. Слушайте внимательно.

Игра: «Внимательные ушки»

Звук едущих машин.

Логопед: Что вы слышите? (ответы детей)

Звук летящего самолёта.

Логопед: А теперь что вы слышите? (ответы детей)

Звук скорой помощи.

Логопед: Что вы слышите сейчас? (ответы детей)

Звук проходящего поезда.

Логопед: А теперь что вы слышите? (ответы детей)

Логопед: Молодцы!

Слайд №2

Логопед: Ребята, посмотрите на экран внимательно и скажите, какой предмет лишний и почему?

Игровое упражнение «Что лишнее?» (Вертолет, пароход, кастрюля, автобус).

Дети: Лишняя кастрюля, потому что это посуда, а не транспорт. (Дети садятся на стулья.)

Логопед:

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Дети: О транспорте.

Логопед: Правильно – о транспорте.

III. Открытие детьми нового знания.

Логопед: Ребята, сегодня мне почтальон принес видео – письмо.

Логопед: Проходите на свои места, будем смотреть видео – письмо.

Включается видео – письмо. На экране появляются слайды, а логопед в это время читает письмо.

Слайд №3

Логопед: Ребята, вы догадались от кого письмо?

Дети: От Незнайки.

Логопед: Слушайте внимательно.

Дорогие ребята, пишет вам Незнайка.

Слайд №4, №5, №6

Я живу в «Солнечном городе». В нашем городе много различного транспорта.

Слайд №7, №8, №9

Мой друг Знайка придумывает его, а Винтик и Шпунтик собирают транспорт своими руками.

Слайд №10

Транспорт у нас разнообразный, удобный, яркий, современный.

Слайд №11

Он нам очень нравится, и мы с друзьями очень часто на нём катаемся, плаваем и летаем.

Слайд №12

Но правила движения совсем не знали и транспорт наш чудесный весь переломали.

Слайд №13

Помогите, пожалуйста, нам починить транспорт и выучить правила дорожного движения. Верните в наш «Солнечный город» хорошее настроение.

Логопед: Ребята, надо помочь Незнайке и жителям «Солнечного города» вернуть хорошее настроение. Как вы думаете, что для этого надо сделать? (ответы детей).

Логопед: Давайте покажем, как мы умеем чинить транспорт.

Слайд №14

Пальчиковая гимнастика.

Будем транспорт мы лечить. Трут ладошки друг о дружку;

Будем транспорт мы чинить. Сжимают и разжимают ладони;

В руки взяли молоток, Изображают, что берут «молоток»;

Постучали: «Тук, да, ток». Стучат воображаемым молотком;

Мы колёса прикрутили, Вращательные движения кулаками;

Окна щётками помыли, Изображают «дворники»;

Руль крутили влево, вправо, Изображают, что крутят руль;

Починили всё на славу! Сжимают ладони, а большой палец выставляют вверх.

Логопед: Молодцы! Вижу, что все готовы помочь Незнайке. Вы настоящие мастера!

Слайд №15. На экране появляются картинки различного транспорта.

Логопед: Ребята, сегодня мы поговорим о различных видах транспорта.

Каждую страну покрывает целая сеть автодорог. По ним мчатся легковые автомобили, автобусы, грузовики. Люди ездят на машинах в гости или на работу, за покупками или отдыхать. В городе мы можем видеть трамваи, троллейбусы поезда, электрички. Рядом на пешеходной дорожке можно увидеть велосипедистов.

Чтобы плавать по рекам и океанам, люди строят разные корабли и лодки. Которые перевозят большие грузы и людей.

А в воздухе можно увидеть самолеты, вертолеты, которые перевозят людей и грузы. Наша жизнь немыслима без транспорта.

Слайд №16 (Воздушный транспорт).

Логопед: Назовите транспорт, который летает?

Дети: Самолёт, вертолёт, воздушный шар и т.д.

Логопед: Как назвать, одним словом этот транспорт?

Дети: Воздушный транспорт.

Слайд №17 Логопедом выставляется картинка – символ воздушного транспорта

Слайд №18 (Наземный транспорт)

Логопед: Правильно. Назовите транспорт, который передвигается по земле?

Дети: Легковой автомобиль, грузовик, поезд и тд.

Логопед: Как назвать, одним словом этот транспорт?

Дети: Наземный транспорт.

Слайд №19 Логопедом выставляется картинка – символ наземного транспорта

Слайд № 20(Водный транспорт)

Логопед: Молодцы! Назовите транспорт, который передвигается по воде?

Дети: Корабль, лодка, пароход и тд.

Логопед: Как назвать, одним словом этот транспорт?

Дети: Водный транспорт.

Слайд №21 Логопедом выставляется картинка – символ водного транспорта

IY. Самостоятельное применение нового знания на практике:

Логопед: Молодцы! У вас на столах лежат символы - видов транспорта и картинки, с изображением транспорта. Посмотрите на них внимательно. Покажите символ водного транспорта.

Дети, у кого картинки с водным транспортом поднимают их вверх.

Логопед: Выберите картинки, которые подходят под ваш водный символ транспорта.

Дети прикрепляют картинки.

Логопед: Что у тебя?

Ребёнок: У меня ….

Логопед: Какой у тебя вид транспорта?

Ребёнок: У меня водный вид транспорта.

Логопед: Покажите наземный транспорт.

Дети, у кого картинки с наземным транспортом поднимают их вверх.

Логопед: Прикрепите его под символом наземного транспорта.

Дети прикрепляют картинки.

Логопед: Покажите воздушный транспорт.

Дети, у кого картинки с воздушным транспортом поднимают их вверх.

Логопед: Прикрепите его под символом воздушного транспорта.

Логопед: Ребята, а вы знаете, что на транспорте работают люди разных профессий. Кто чем управляет?

Слайд №22

Игра «Кто, чем управляет?»

- Водитель управляет (чем?) -…

- Машинист управляет (чем?) - …

- Летчик управляет (чем?) -…

- Мотоциклист управляет (чем?) - …

- Велосипедист управляет (чем?) -…

- Космонавт управляет (чем?) -…

- Капитан управляет (чем?) - …

Логопед: Молодцы! Ребята, я предлагаю отправиться в путешествие в «Солнечный город», чтобы помочь его жителям. Отправимся мы туда на автобусе. Проходите на посадку.

Дети строятся парами друг за другом.

Логопед: Ребята, кто управляет автобусом?

Дети: Автобусом управляет водитель.

Логопед: Что нужно водителю, чтобы управлять автобусом?

Дети: Водителю нужны: руль, коробка передач, права.

Логопед: У меня есть права, значит, я могу управлять автобусом. Пристегните ремни, мы отправляемся в путь.

Звучит аудиозапись “Автобус” Е.Железнова.

Вот мы в автобусе сидим

Полуприседы

И сидим, и сидим,

 

И из автобуса глядим, все глядим.

 

Глядим назад, глядим вперед,

Повороты головы влево-вправо

Вот так вот, вот так вот,

 

Ну что ж автобус не везет, не везет.

 

Колеса закружились,

Круговые движения руками

Вот так вот, вот так вот,

 

Вперед мы покатились, вот так вот,

 

А щетки по стеклу шуршат,

Скрестные движения руками

Вжик, вжик, вжик, вжик, вжик, вжик,

 

Все капельки смести хотят, вжик, вжик, вжик.

 

И мы не просто так сидим,

Полуприседы

Все сидим и сидим.

 

Мы громко, громко все гудим, бип, бип, бип.

 

Пускай автобус наш трясет,

Наклоны в стороны

Вот так вот, вот так вот,

 

Мы едем, едем все вперед, вот так вот.

 

Мы громко, громко все гудим, бип, бип, бип.

Ходьба на месте

Чтоб в дороге не скучать, будем вместе мы играть,

И короткие частицы к слову «ехать» добавлять.

Слайд 23 Игра «Закончи предложение» (усвоение глагола «ехать» с различными приставками).

Логопед: Мы вспомнили, как нужно управлять машиной, а теперь давайте вспомним, как мы будем ехать, если нам на пути встретятся различные препятствия.

Дети по картинке “Веселое путешествие” составляют рассказ с использованием приставочных глаголов.

Логопед: Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),
На горку …(заехали), с горки мы …(съехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),
Яму мы... (объехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),
Через мост... (переехали) и дальше... (поехали).

Ехали мы, ехали, до города... (доехали),
В ворота... (заехали), вот мы и... (приехали).

Логопед: Молодцы, ребята! Мы приехали в «Солнечный город».

Логопед: Ребята, вот и остановка. На остановке стоит грузовик, а в его кузове мячик для нас. Какой он необычный: с надписью «Один - много». Давайте поиграем в игру: я бросаю мяч и называю предмет, вы ловите его и говорите слово, если этих предметов стало много.

-самолёт - много самолеты;

-автобус - автобусы;

-грузовик – грузовики;

- корабль - корабли;

-лодка - лодки….

Слайд № 24

А куда же дальше ехать? (растерянный вид). Посмотрите, светофоры в городе все сломаны. Ребята, для чего нужны светофоры?

Дети: Светофоры нужны, чтобы правильно переходить дорогу. Светофоры нужны, чтобы не было аварий.

Слайд №25

Логопед: Какие сигналы светофора вы знаете?

Дети: ЕСЛИ КРАСНЫЙ, СВЕТ ГОРИТ,

ЭТО ЗНАЧИТ, ПУТЬ ЗАКРЫТ.

ЖЁЛТЫЙ – ПОДОЖДИ ЧУТЬ- ЧУТЬ,

БУДЬ ГОТОВ, ПРОДОЛЖИ ПУТЬ!

А ЗЕЛЁНЫЙ СВЕТ ГОРИТ,

ЭТО ЗНАЧИТ, ПУТЬ ОТКРЫТ!

Логопед: Молодцы! Всё правильно сказали. Давайте разделимся на ремонтные бригады и починим светофоры.

Дети делятся на 2 пары.

Логопед: Ваша ремонтная бригада отправляется ремонтировать светофор у больницы. Ну а ваша бригада отправляется ремонтировать светофор у школы.

Дети (бригады) расходятся по местам.

Логопед: Чтобы починить светофоры надо правильно расположить сигналы. Приступайте к работе.

Логопед оказывает индивидуальную помощь детям, у которых возникли проблемы с выполнением задания. Ведётся диалог с детьми.

Логопед: Молодцы, ребята, все справились с заданием.

Игра малой подвижности «Светофор».

Логопед: Давайте поиграем с главным регулировщиком движения – светофором.

-Если свет зажегся красный – значит двигаться …(ОПАСНО).

- Свет зелёный горит: «Проходите, путь ….(ОТКРЫТ)».

- Желтый свет – предупрежденье: жди сигнала для …(ДВИЖЕНЬЯ).

Логопед: Когда зажигается красный свет, стойте неподвижно, зеленый – шагаете на месте, желтый - хлопаете в ладоши.

Логопед показывает сигналы светофора, дети выполняют движения.

Логопед: Молодцы, ребята! Светофоры отремонтировали, теперь надо починить транспорт. Где можно починить транспорт?

Дети: Транспорт можно починить в автомастерской, гараже, автосервисе.

Логопед: Правильно. Вот и мастерская (логопед показывает мастерскую). Проходите и занимайте места.

Дети проходят за столы.

Логопед: Каждый из вас будет ремонтировать свой вид транспорта «волшебными» фломастерами.

Логопед: Яна, что ты будешь ремонтировать?

Ребёнок: Я буду ремонтировать колесо у машины.

Логопед спрашивает 3 – 4 детей.

Ребята, возьмите «волшебные» фломастеры. Приступайте к работе. Дети  дорисовывают  недостающие  детали.

Слайд № 26 Игра “Из чего – какой, какая, какое?”

Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете, от какого транспорта все эти части? У машины много деталей и все они сделаны из разных материалов.

Колесо из резины (какое) – резиновое.

Дверца из металла (какая) – … .

Руль из пластмассы (какой) – … .

Сиденье из кожи (какое) – … .

Фары из стекла (какие) – … .

Дидактическая игра «Узнай, что за тенью»

Логопед: Ребята, у каждого из вас на столе лежат рисунки различных видов транспорта (трамвай, автобус, грузовик, автомобиль, экскаватор, трактор). На листе бумаги нарисованы теневые изображения различных видов транспорта. Дети определяет по контуру своего рисунка вид транспорта. Затем детям  предлагается прикрепить свой рисунок транспорта на доску, на которой размещены теневые изображения.

Логопед: Дидактическая игра «Собери картинку»

Логопед: Ребята, в мастерской вам еще одно задание «Собрать картинку транспорта».

Логопед: Молодцы ребята, Вы починили весь транспорт, светофоры. Посмотрите на экран, нам пришло сообщение от жителей «Солнечного города».

Слайд № 27

На экране появляются жители «Солнечного города» и надпись «СПАСИБО!».

Логопед: Ребята, Незнайка и жители «Солнечного города» вас благодарят за то, что вы починили их транспорт.

Логопед: Давайте повторим наш девиз.

Все вместе: Дорожные правила, кто соблюдает,

Тот в беду не попадает!

Y. Рефлексия (итог).

Логопед: Молодцы! Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и сосчитайте до пяти.

Дети закрывают глаза и считают до пяти.

Логопед: Откройте глаза. Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад.

Логопед: - Ребята, где мы сегодня с вами путешествовали?

-Понравилось вам путешествовать?

- На каком виде транспорта мы приехали в «Солнечный город»?

 -Как мы помогли Незнайке и жителям «Солнечного города»?

 -Ребята я вернулась в детский сад с радостным настроением.

- И я выбираю смайлик с улыбочкой.

 -А чтобы узнать понравилась ли вам путешествие, я предлагаю и вам выбрать смайлик. Дети выбирают смайлики.

На этом наше занятие подошло к концу. Мне очень понравилось с вами  путешествовать. Вы были сегодня очень внимательными, умными, добрыми. А жители «Солнечного города» очень вам благодарны.

«Эстафета дружбы»

Рукопожатие.

Начинает логопед: Я благодарю тебя, Иван  за хорошую работу на занятии. И передаю свою тебе дружбу (логопед жмет руку детям).

-Ребята, я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет!

-Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!

 

 

 

 


Презентация к занятию Тема: «Веселое путешествие в СолнечныйPPTX / 8.53 Мб
 

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.