12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила Ивановна64
Материал размещён в группе «Учителя физики»
5

Урок «Способы изменения давления», 7 класс



Чернова Людмила Ивановна

МБОУ «СШ№15» г. Майкоп

Физика + литература, биология, история

Тема: «Способы изменения давления» (7 класс).

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и способов её получения средствами проблемно-исследовательского метода, практико-ориентированного обучения.

Тип учебного занятия: усвоения новых знаний.

Метод обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский с применением ИК технологии.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Цели урока:

Образовательные:

формировать умение находить давление в разных случаях;

сравнивать давление в разных практических ситуациях;

обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления.

Развивающие:

развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы,

расширение кругозора учащихся,

развитие речи,

закрепление умения правильно оформлять и решать задачи,

умение выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения.

Воспитательные:

воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при решении задач и выполнении экспериментального задания;

воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.

Задачи урока

Научить решать расчётные задачи по формулам p = F/S , F = pS, S = F/p и качественные задачи;

Уметь пользоваться формулами;

Отрабатывать навыки перевода значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в СИ;

Отрабатывать практические навыки в работе с физическим оборудованием;

Проанализировать реальные ситуации способов уменьшения и увеличения давления на опору

Уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления. Найти практическое применение уменьшению и увеличению давления.

Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.

Планируемые результаты:

Метапредметные: воспринимать и перерабатывать информацию, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их; овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при выполнении экспериментального домашнего задания; научиться работать в группе.

Личностные: сформировать познавательный интерес к способам изменения давления; развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о способах увеличения и уменьшения давления, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; использовать экспериментальный метод исследования способов уменьшения и увеличения давления; уметь самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.

Общие предметные: обнаруживать зависимость между давлением и площадью опоры, анализировать и делать выводы, выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, применять знания о давлении на практике, научиться кратко и четко отвечать на вопросы.

Частные предметные: владеть экспериментальными методами исследования при изучении зависимости давления от площади опоры; научиться использовать полученные знания о давлении в повседневной жизни, приводить примеры увеличения и уменьшения давления в быту и технике.

Место урока в учебном плане. Тема “Способы изменения давления” рассматривается в разделе “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. Эта тема в разделе вторая после "Давление. Единицы давления" и является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и техникой. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по физике.

Оборудование: деревянные бруски, динамометры, линейки, компьютер, проектор, экран, презентация с фотографиями, тест для контроля знаний.Презентация
PPT / 7.63 Мб

Ход урока.

  • Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Будет много интересного

И доселе неизвестного,

Так что время не теряем,

И работать начинаем. (Слайд №1)

  • Актуализация знаний и повторение материала. (Слайд №2)

Учитель: Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним то, что мы изучали на прошлом уроке.

На доске записаны буквы — обозначения физических величин: p, m, F, l, V. (Слайд №4)

Ваша задача: послушав пословицы, поставить им в соответствие одну из этих величин. (Слайд №5)

Пословицы:

1. Шила в мешке не утаишь.

2. Ежа голыми руками не возьмешь.

3. Палец в рот не клади. (давление).

Повторение: Обозначение физических величин. (Слайд №6)

Назвать указанные величины: p, F, s. (Слайды №7-9)

Какие вы знаете единицы давления? Что значит 1 Па? (Слайд №10)

Что показывает давление?

Записать формулу давления.

Какие вы знаете единицы силы? Что такое вес тела? Формула веса тела? Силу, с которой тело давит на опору, перпендикулярно опоре, называют силой давления? (Слайд №11)

Какие вы знаете единицы площади? (Слайд №12)

Перевод единиц (самопроверка). (Слайды №13-14)

Как читается формула давления? (Слайд №15)

От чего зависит результат действия силы?


 


 


 

  • Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» (Слайд №16)

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Лапоть говорит пузырю:

Пузырь, давай на тебе переплывем!

Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

Вывод: Любая поверхность выдерживает только определенное давление. Если это давление будет выше, то опора разрушается.

Учитель (демонстрирует иллюстрацию «Лист растения «Виктория круциана»»): Кто из вас знает, как называется это растение? Чем оно знаменито? (Слайд №17)

Учащиеся, если знают, то отвечают на поставленный вопрос, если дети затрудняются, то учитель отвечает сам.

Учитель: Это растение называется Виктория круциана, из семейства кувшинковых. Ее цветки достигают в диаметре 40 см и в течение жизни несколько раз меняют свою окраску. А еще более удивительны похожие на плотики листья этого растения! Они выдерживают насыпанный песок массой до 50 кг, но если на лист поставить мешок с песком той же массы, то лист деформируется и начинает тонуть. Почему?

Дети высказывают свои версии.

(Если после высказывания разных версий у детей не получается «выйти» на правильный ответ, то следует «подтолкнуть» их мысль в нужном направлении, задав наводящий вопрос).

Насыпанный песок и мешок с песком создают разное давление, т.к. один и тот же вес действует на разную площадь. Т. е. давление можно изменять. Итак, тема нашего урока «Способы изменения давления» (не исключено, что тему сформулируют сами дети). (Слайд №18)


 

  • Виртуальный магазин

А теперь посетим виртуальный магазин, где каждый выберет себе по вкусу одну вещь из трех представленный в комплекте вещей. (Слайды №19-20)

  • Санки, кто любит на них кататься.

    Кто долго сидит за компьютером, предлагаю выбрать кресло или стул, на котором бы вам было удобно сидеть длительное время.

    Кто увлекается спортом, выберите спортивный инвентарь, с которым вы пойдете за новогодней елкой в лес.

    Выберите обувь, в которой удобно ходить зимой, особенно по сугробам.

    Кто любит полежать, выберите удобную для себя кровать.

Обоснуйте свой выбор.

Может ли каменное ложе быть мягким, как пуховая перина?

Побывав в магазине, вы выбрали себе нужную вам вещь, обосновали свой выбор с практической, обыденной точки зрения. Сегодня мы с вами рассмотрим на уроке материал, который поможет вас подойти к выбору вещей с научной точки зрения.

Какова же цель нашего урока? (Слайд №21)

Цель урока — получить знания, которые помогут научно обосновать выбор практичных вещей, применить знания на практике.

Эпиграф:

«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Р. Декарт. (Слайд №22)

  • Сегодня главным героем нашего урока будет пчела.

Дети меда захотели — сгиньте вьюги и метели,

Чтобы добрая пчела в гости на урок пришла. (Слайд №23)

Перед вами слайд, на котором изображен цветик-семицветик, лепестки у которого непростые, посмотрите:

1 лепесток — Повторение.

2 лепесток — виртуальный магазин.

3 лепесток — Экспериментальное задание.

4 лепесток — Путешествие в биологию.

5 лепесток — Мир техники.

6 лепесток — Мир сказок.

7 лепесток — Путешествие в историю.

  • Мы знаем, что источником физических знаний являются наблюдения и опыты. (Слайд №24)

Обратить внимание на слова:

Опыт — отец всякой достоверности.

Мудрость — дочь опыта.

Что такое давление?

От чего она зависит? (предположение/гипотеза).

Опыт с линейками и грузами.

  •  


 

p~F

  • Опыт с детским шариком, тупой стороной карандаша и острой иглой.

p~


 

Предположение:

От чего зависит p=

Возможно, ваши предположения относятся к шарику и линейке? (Слайд №25)


 

  • У вас на столах имеются карты исследования. (Слайд №26)


 

Исследовать зависимость давления от площади опоры (сила давления одинакова).

Исследовать зависимость давления от силы, действующей перпендикулярно поверхности (площадь одинакова).

Учитель: Исследовать — это значит видеть то, что видят все, и думать так, как не думают никто. (Слайд №27)


 

Карточка №А1.

Задание: Исследовать зависимость давления от площади опоры. Сила одинакова.

Оборудование: опора на гвоздях, стеклянная емкость с песком, груз, два листа бумаги.

Ход работы:

Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем …

Положите на песок лист бумаги и поставьте на него опору шляпками гвоздей вниз, а наверх поместите груз. Повторите опыт, поменяв лист бумаги и перевернув опору острием гвоздей вниз.

Сравните результаты опытов.

Сделайте вывод. На основе опытных данных…

Карточка №А2.

Задание: Исследовать зависимость давления от площади опоры. Сила одинакова.

Оборудование: штатив, брусок из пластилина, две проволоки разной толщины, набор грузов (по 100 г каждый) — 4 шт.

Ход работы:

Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем …

Подвесьте по обе стороны тонкой проволоки по одному грузу.

Подвесьте по обе стороны толстой проволоки по одному грузу.

Сравните результаты опытов.

Сделайте вывод. На основе опытных данных…

Карточка №Б1.

Задание: Исследовать зависимость давления от силы. Площадь опоры одинакова.

Оборудование: штатив, брусок из пластилина, проволока, набор грузов (по 50 г каждый) — 4 шт.

Ход работы:

1. Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем …

2. Подвесьте по обе стороны проволоки по одному грузу.

3. Подвесьте по обе стороны проволоки по два груза.

4. Сравните результаты опытов.

5. Сделайте вывод. На основе опытных данных…


 

Карточка №Б2.

Задание: Исследовать зависимость давления от силы, действующей перпендикулярно поверхности. Площадь опоры одинакова.

Оборудование: опора на гвоздях, стеклянная емкость с песком, два груза и два листа бумаги.

Ход работы:

1. Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем …

2. Положите на песок лист бумаги и поставьте на него опору шляпками гвоздей вверх. Повторите опыт, поменяв лист бумаги, и на опору поставьте груз, затем другой.

3. Сравните результаты опытов.

4. Сделайте вывод. На основе опытных данных…


 

При отчете ученики пользуются предложенной терминологией (смотреть карточки А1, А2, Б1, Б2) и заполняют таблицу на доске. (Слайд №28)

Вывод: p = (Слайд №29)

Учитель: Мы познакомились с научным методом познания мира — методом исследования.

Исходный опытный факт.

Гипотеза, эксперимент, выводы формула (теория).


 

  • Физика + биология

Моря и пустыни, Земля и Луна
Свет Солнца и снега лавины…..
Природа сложна, но Природа одна.
Законы природы – едины!
(Слайд №30)

В Амазонке есть пиранья –

С виду рыбка так себе.

Если сунешь палец в воду,

Перекусит вмиг его. (Слайд №31)


 

Вот верблюд, а на верблюде

Возят кладь и ездят люди.

Он живет среди пустынь,

Ест невкусные кусты,

Он в работе круглый год…

Почему же на верблюде возят кладь и ездят люди? (Слайд №32)


 

Ёж сердитый, серый ёж,

Ты куда, скажи, идёшь?

Ты колючий весь такой,

что не взять тебя рукой!

Почему же ёж колючий? (Слайд №33)


 

Пчелка – труженик известный,

Дарит людям мёд и воск,

А врагам покажет жало,

Будут помнить целый год! (Слайд №33)


 

Как-то раз спросили розу:

Отчего, чаруя око,

Ты колючими шипами

Нас царапаешь жестоко? (Слайд №35)


 

  • Физика + история

Душа науки – это практическое применение ее открытий. (Слайд №37)


 

Чтобы уменьшить давление на грунт, тяжелые машины ставят на широкие колеса. Для передвижения в пустынях машины снабжают сверхбаллонами. (Слайд №38-39)


 

В условиях бездорожья, заболоченных участков, снежной целины хорошо зарекомендовали себя вездеходы, обладающие высокой проходимостью. (Слайд №40)

Давление снегоболотохода на грунт при нагрузке
80 000 Н в 10-20 раз меньше, чем давление грузовика.


 

  • Физкультминутка. (Слайд №42)

Знания о способах изменения давления очень широко используются и в природе, и в деятельности человека.

Раз, два, три, четыре.

Руки выше, руки шире.

Поворот направо, влево…

Все мы думаем умело.

Одну ногу поднимаешь,

Этим площадь уменьшаем,

А давление растет.

Прыгнем – вовсе пропадет.


 

  • Что за прелесть эти сказки! (Слайд №43)
    А.С. Пушкин


 

«…Лиса действительно пришла через несколько дней, села на берегу и опять заговорила:

-соскучилась я по тебе, уточка…Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива…

И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце…». Д. Мамин-Сибиряк. «Серая шейка». (Слайд №44)


 

Утром королева поинтересовалась у девушки, как ей спалось.
- Ах, очень, очень плохо! Я лежала на каких-то камнях – у меня все тело в синяках! – ответила та.
(Слайд №45)


 

Видеофрагмент из мультфильма «Маша и медведь».
Видеофргамент "Маша и медведь"
AVI / 15.28 Мб

(Слайд №46)


 

  • Наш ум по природе своей наделен неутомимой жаждой познавать истину. (Слайд №47)


 

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась,

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась…

Встает заря, светла и горяча –

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима! (Э. Асадов.)

Объясните, почему меч, плуг, косу - делают острыми? (Слайд №48)


 

Почему у высоких колоколен были мощные фундаменты?

Чистым звонам твоим поклонюсь,

Среди неба огнеликого

С колокольни Ивана Великого

вижу всю православную Русь…

(Ф. Тютчев) (Слайд №49)


 

Одним из украшений кремля является Царь – колокол. Масса его 200 тонн и высота 6,14 м.. Определите его давление на землю, если он занимает площадь 2,5 м2 ? (Слайд №50)


 

Почему вовремя битвы Александра Невского на Чудском озере (ледовое побоище) тевтонские рыцари, имевшие большое преимущество в силах и тяжелом вооружении, быстрее уходили под воду и проиграли сражение легким конным дружинам? (Слайд №51)


 

Как пехота проходила во время Великой Отечественной войны топи и болота?

Нам в пехоте не страшны

Топи и болота.

Мост не хуже инженера

возведет пехота.

Пехотинцы удалые – воины на славу ,

Защитить всегда сумеют русскую державу. (Слайд №52)


 

Переход через болото.

В кинофильме «Освобождение» показано, как во время Великой отечественной войны при наступлении наших войск в белорусских лесах для проезда по заболоченным местам солдаты делали настил из хвороста, бревен и досок и другого подручного материала. С какой целью это делалось?. (Слайд №53)


 

Картина «Три богатыря», В.М. Ваcнецов. Почему клинки у богатырей острые? (Слайд №54)

  • Итог урока. (Слайд №55)


 

Уменьшение давления

Увеличение давления

Фундамент здания

Шасси самолета

Широкие шины автомобилей

Гусеницы вездеходов, тракторов

Лыжи

Шайбы под гайки

Шпалы под рельсы

Топор

Нож

Гвозди, кнопки

Иголки

Зубы, когти,

клювы зверей

Шипы,

колючки растений

Жало осы


 


 

Проникнуть в тело – цель твоя, своди опору до нуля! (Слайд №56)

Идя гулять зимою в лес,
ты увеличь опору S.


 

Тест. (Слайд №57-58)

1. В каких единицах измеряется давление?

А) Н.  Б) Па.  В) м2.

2. Чем…площадь опоры, тем… давление, производимое одной и той же силой на эту опору?

А) больше; меньше.  Б) больше; больше.  В) меньше; меньше.

3. Давление тела на поверхность зависит …

А) от модуля силы и площади поверхности, перпендикулярно которой он действует; 

Б) от модуля силы и не зависит от площади поверхности, на которую действует сила;

В) от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.

4. Выразите в Па давление 10 кПа?

А) 10000Па.  Б) 100Па.  В) 1000Па.

5. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности называется…

А) силой давления.  Б) давлением.  В)  весом тела.

6. Тело весом 120Н имеет площадь опоры 0,02 м2. Определите давление тела на опору?

А) 2,4 Па.  Б) 6000 Па.  В) 240 Па.

7. Как изменится давление книги на стол, если поставить ее на ребро?

А) не изменится. Б) уменьшится. В) увеличится.

8. Коробка весом 60 Н оказывает на опору давление 0,5 кПа. Какую площадь опоры имеет ящик?

А) 0,12 м2.  Б) 12 м2.  В) 1,2 м2.

XIV. Учащиеся объясняют свой выбор предметов из виртуального магазина. (Слайд №59)


 

Учитель: И в заключение урока одна народная мудрость: «Человек неученый, что топор точенный: можно дерево срубить, да измаешься». Поэтому человек должен учиться всю свою жизнь. Учитесь вы, учусь и я. Я думаю, что, сегодняшний урок не пройдет бесследно: вы получили знания, опыт общения. Мне хотелось бы сегодня узнать ваше мнение об уроке. Пусть ваше внутреннее «Я» проанализирует эту работу.


 

  • Рефлексия.

Живет природа по своим законам.
Мы изучаем их, стремясь понять,
И очень важно знать и понимать основы,
Чтоб эти знанья в жизни применять.
(Слайд №60)


 

Наш урок подходит к завершению. В той атмосфере, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Перед вами рисунок, где вы должны нарисовать тот уровень, который соответствовал вашему настроению:

(карточки на столах у каждого учащегося)

«Я» – Как я чувствую себя на уроке, комфортно ли мне, доволен ли я собой?

«Мы» – Комфортно ли было работать в классе?

«Дело» – Достиг ли я цели учения, преодолел ли проблемы?

«Хорошо»  

«Не очень хорошо»  

«Плохо»  

(Рисуют в тетрадях ответы на рефлексивный механизм.)

XVI. Решать задачки можно вечно,
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем вам за урок,
А главное, чтоб был он впрок.

Всем спасибо за урок!

/data/files/a1517054883.avi (Видеофргамент "Маша и медведь") Домашнее задание(Слайд №61)

/data/files/r1517054818.ppt (Презентация)

§ 32

Дополнительное задание

«Почему заостренные предметы колючи. Наподобие Левиафана», Занимательная физика. Я.И. Перельман

 

 

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.