12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кулешова Марина Владимировна575
Место работы - Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2». Учитель высшей квалификационной категории.
Россия, Ханты-Мансийский АО, Лангепас

Урок физики. 7 класс.

Тема урока «Давление. Единицы давления»

Цели урока:

-        ввести экспериментальным путем понятие давления тела, формулу для расчета давления, единицы его измерения;

-        исследовать зависимость давления, оказываемого твердым телом, от силы и площади опоры;

-        развивать умение анализировать, обобщать, а также исследовательские навыки: выдвигать гипотезу, планировать и проводить эксперимент, делать выводы;

-        воспитывать ответственность, умение слушать, уважение к сверстникам.

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, оборудование для проведения исследования:

1)      2 одинаковых воздушных шарика, надутых до одинакового объема, дощечка, набор грузов;

2)      2 сосуда с песком, 2 дощечки с гвоздями, набор грузов;

3)      2 одинаковых кусочка пластилина, два груза одинаковой массы, закрепленные к разной площади опоры;

4)      2 сосуда с песком, платформы разной площади, набор грузов.

5)      2 тела одинаковой массы (кнопки), весы, две одинаковые дощечки (?2 комплекта).

Дополнительный материал: презентация или материал в программе Notebook 


МАТЕРИАЛ К УРОКУ
NOTEBOOK / 166.89 Кб

Ход урока.

1.    Мотивационный этап.

Учитель: Сегодня я хочу начать свой урок с описания, данного Алексеем Толстым в своем произведении «Детство Никиты». (слайд 1)

«Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Синели на нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сарай и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор».

Всегда ли глубина следа одинакова? (слайд 2)

Учащиеся: приводят свои варианты ответов

Учитель: То есть, результат действия тел на опору может быть разным!

2.    Введение новой величины.

2.1.Постановка целей урока.

Учитель: Значит нужно ввести физическую величину, которая бы характеризовала результат действия тела на опору.

Как бы Вы назвали эту величину?

Учащиеся: предлагают свои варианты.

Учитель: В физике ее называют давление. Запишите в тетради тему урока. (слайд 3)

Учащиеся: записывают тему.

Учитель: Если мы вводим с Вами какую-либо величину, то, что обязательно определяем для нее, т.е. что мы должны будем узнать о давлении?

Учащиеся называют: определение величины, как ее найти, от чего зависит, в каких единицах измеряется. (слайд 4)

2.2.Постановка исследовательских задач.

Учитель: Чтобы ввести определение, найти формулу, сначала давайте разберемся, от чего зависит давление, оказываемое телом на одну и ту же опору. Как Вы думаете от каких величин? 

Учащиеся: выдвигают гипотезы (от массы, от силы, от площади).

*Учитель записывает на доске предложения учащихся (слайд 5).

Учитель: Давайте проверим ваши гипотезы. Мы опять будем работать в группах по 4 человека. У нас получилось 3 гипотезы. Как будем проверять увеличивается или уменьшается давление – результат действия тела на опору в процессе эксперимента?

Учащиеся: вносят предложения.

*Если ученики не знают, учитель сам вносит предложения. Останавливаемся на использовании материалов, с помощью которых можно легко сравнить результат: воздушные шарики, пластилин, песок.

Учитель: У вас на столах для этого стоит оборудование. Задание группам (написаны на листочках) (слайд 6):

1 и 4 группы будут проверять, зависит ли (если да, то как) давление от массы тела (1 и 2 комплекты оборудования);

2 и 5 группы будут проверять, зависит ли (если да, то как) давление от площади опоры (3,4 комплекты оборудования);

3 и 6 группы будут проверять, зависит ли (если да, то как) давление от силы, действующей на опору (5 комплект оборудования).

2.3.            Проведение исследований.

Учащиеся выполняют эксперимент, при необходимости учитель помогает учащимся, которые не справляются с заданием самостоятельно.

2.4.Подведение итогов эксперимента.

Представитель каждой группы озвучивает результаты эксперимента и делает вывод (слайд7).

1.      Давление зависит от массы тела. Чем больше масса, тем больше давление.

2.      Давление зависит от силы. Чем больше сила, тем больше давление.

3.      Давление зависит от площади опоры. Чем больше площадь, тем меньше давление.

Учитель: Необходимо уточнить некоторые итоги. Как направлена сила, которую вы меняли по отношению к поверхности? *Перпендикулярно поверхности.

Мы с Вами знаем, что сила вес тела зависит от массы. Давайте уточним, действительно ли давление зависит и от массы, и от силы.

Посмотрим анимации (слайд 8):

1.      Вес тела в движущемся лифте / http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5240-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_15.swf стр.7. 

2.      Вес на полюсе и на экваторе https://youtu.be/2FSTXeBY8vw.

Скажите, пожалуйста, если вес будет равен нулю, будет тело оказывать давление на опору? Учащиеся: нет.

Учитель: А масса в этом случае равна нулю?

Учащиеся: нет.

Учитель: Следовательно, от массы или от силы зависит давление?

Учащиеся: от силы.

Учитель: Давайте сформулируем общий вывод по результатам исследований.

Учащиеся: предлагают формулировки.

* Выбираем наиболее точную.

Учитель: Запишите в тетрадь: Давление – физическая величина, прямо пропорциональная силе, действующей перпендикулярно поверхности и обратно пропорциональная площади поверхности (слайд 9).

Введем обозначение и единицы измерения (слайд 10):

 

Формула давления.

 

Способы уменьшения и увеличения давления: (дети сами называют, записывают в тетрадь) (слайд 11)

 

Таблица 1.

 

3.      Закрепление материала.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_2.swf стр. 5

Примеры решения задач (используется сборник задач В. И. Лукашика, 2011):

№ 442, 447.

 

№ 452 (слайд 12)

 

Решение задачи.

 

4.      Рефлексия. (слайд 13)

Учитель: На столах у Вас лежат маленькие листочки, возьмите их, можно не подписывать.

 

Выберите утверждения, больше всего соответствующие Вашему уровню понимания разобранного материала.

 

Таблица 2.

 

5.      Домашнее задание: § 35,36, упр.14 (1,4), упр. 15 (2), задание 1 стр. 105. (слайд 14)

*Учитель дает пояснения к домашнему заданию.

Список используемой литературы

1.    Ивашкина Д. А. Материалы курса «Эксперимент как метапредметная деятельность: реализация ФГОС на примере курса физики».- М.: Педагогический университет «первое сентября», 2014.

2.    Толстой А. Н. Детство Никиты /Сайт Аzbyka/Художественная литература. Код доступа: https://azbyka.ru/fiction/detstvo-nikity/

3.    Давление. Единицы давления [Интерактивные материалы]/ Сайт Класс!ная физика. Код доступа: http://class-fizika.narod.ru/7_class.htm 

 

4.    Способы увеличения и уменьшения давления [Интерактивные материалы]/ Сайт Класс!ная физика. Код доступа: http://class-fizika.narod.ru/7_class.htm  

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.