Конспект открытого урока по ИЗО в 6 классе
Конспект открытого урока ИЗО в 6 классе
/data/files/f1603875070.pptx (урок по ИЗО 6 класс)
Автор: Мирзоева Мариян Магомедовна, учитель ИЗО и музыки, к.п.н., 11разряд.
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 2» г. Каспийска, муниципального образования республики Дагестан.
Направление: средняя школа.
Предмет: Искусство.
Тема урока находится в ряду тем раздела «Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов» и является завершающей во второй четверти в рамках раздела «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве».
Авторские комментарии: данный урок разработан в рамках личностно-ориентированного обучения с целью раскрыть способности каждого учащегося. На уроке проводится большая работа по расширению кругозора учащихся, используется большое количество наглядного материала. Применяются технологии: диалог; игровая технология; ИКТ; технология эмоционального погружения; технология творческого сотрудничества учителя и учеников; развивающая технология правополушарного рисования; технология «педагогики успеха»; рефлексия.
Продолжительность: 45 мин.
Тема урока: «Новогодняя открытка».
Вид урока: рисование по памяти и представлению.
Тип урока: урок закрепления знаний с применением ИКТ.
Цель урока: написать открытку на предложенную тему; скорректировать умения и навыки учащихся в изображении пейзажной композиции.
Задачи:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развитие воображение, творческой и познавательной деятельности;
- РАЗВИВАЮЩИЕ: научить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании художественных произведений; развивать образное мышление, зрительную память.
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к искусству; воспитывать интерес к природе, умение видеть красоту, гармонию, прекрасное в пейзаже; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.
УУД:
- ЛИЧНОСТНЫЕ: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои интересы и цели; осознают творческий характер зрительского восприятия, целостность мира и многообразие взглядов на него.
- РЕГУЛЯТИВНЫЕ: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке.
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: учатся сравнивать объекты переднего и заднего плана, изображать глубину в картине и линию горизонта; познают многообразие образов и красок в изображении пейзажа.
- КОММУНИКАТИВНЫЕ: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу); делают выводы.
Оборудование:
Для учителя: классная доска, компьютер, проектор, лист ватмана А3, гуашь, кисточки, палитра.
Зрительный ряд: репродукции художников – И. Грабарь «Иней», И. Шишкин «Одинокая сосна», Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу».
Литературный ряд: отрывки из стихотворений – С. Есенин «Белая береза», Ю. Лермонтов «На севере диком…», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою», И. Суриков «Зима».
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года». Зима. Декабрь; А.К. Глазунов балет «Времена года». Зима. Снег.
2. Для учащихся:; гуашь, кисточки, палитра, салфетки, лист ватмана А3, согнутый вдвое.
ХОД УРОКА
Этап урока с указанием минут |
Содержание учебного материала, деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Орг. момент (1 мин) |
- Здравствуйте, садитесь. Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас на столах. Аккуратно закрепим скотчем лист ватмана формата А4. |
Организация рабочего места. |
2. Сообщение темы (2 мин) |
- Ребята, на доске я скрыла тему урока, которую предлагаю Вам отгадать – это один из способов поздравления. Для этого я задам вопросы, кто ответит правильно, может открыть две буквы в любом порядке. - Ребята, Какой праздник все мы с вами ждем? - Вы уже придумали, как вы будете поздравлять своих близких и друзей? - Какими способами можно поздравить человека, если он живет очень далеко? - Молодцы, Вы отгадали тему урока «Новогодняя открытка». Открываем на доске: Тема урока: «Новогодняя открытка». |
Ответы учащихся
(Новый год) (пошлем посылку с подарком, пошлем СМС, подарю открытки и т.д.) (выслать ему открытку) |
3. Цель урока (1 мин) |
Открытку конечно можно купить в магазине, но лучший подарок – это подарок, выполненный своими руками. Значит какова цель нашего урока? (Что мы должны сделать? Чему научиться?) (Запись цели учителем на доске – Создание открытки.) |
Ответы учащихся (создать открытку) |
4. Мотивация, обращение к жизненному опыту (2 мин.) |
- Каждый из Вас не раз в своей жизни конечно дарил открытки. А что вы знаете об открытках? - Я предлагаю пополнить Ваши знания и просмотреть несколько слайдов. (Включает презентацию и озвучивает) |
Ответы учащихся (нечеткие ответы) |
5. Получение новых знаний (5 мин) |
Слайд 1) Открытка – дословно означает открытое письмо. Первые открытки появились не так уж давно: каких-то 150-200 лет назад во Франции, Англии, Китае. Но путь появления и предназначения открытки в каждой из стран был различным. (Слайд 2) А вот новогодняя поздравительная открытка появилась в Англии. Первую рисованную рождественскую открытку нарисовал Добсон - английский художник и лично вручил её своему другу в 1794 году. - На картинке была изображена счастливая семья возле ёлки и зимний пейзаж. Художник не придал особого внимания своему изобретению, он просто хотел поздравить своего друга необычным способом. Фактически это была ещё не открытка, а рождественская поздравительная карточка. (Слайд 2) Первая в мире почтовая новогодняя открытка, произведённая промышленным способом, увидела свет в канун 1843 года. Идея принадлежит англичанину государственному деятелю, художнику- проектировщику Генри Коулу. - С тех пор обычай поздравлять своих близких с Новым годом почтовыми открытками завоевал весь мир. (Слайд 3) - В Россию открытки поначалу привозились из-за границы, в основном из Германии. Первые отечественные открытки были выпущены в Петербурге к Рождеству 1898 года. В дореволюционной России на таких открытках изображались пейзажи зимней русской природы с занесенными снегом избушками, а также лихие русские тройки. (Слайд 4) - В наше время открытки изготавливают любых размеров и из различных материалов. А предназначение открытки может быть не только поздравительным, но и рекламным, деловым, пригласительным, политическим и т.д. - Сегодня я предлагаю вам создать художественную поздравительную открытку самостоятельно, на которой будем писать зимний пейзаж. |
Слушают.
Смотрят слайд 1.
Слушают.
Смотрят
.
Слушают
Слушают и смотрят.
Слушают и смотрят.
Слушают и смотрят.
|
6. Активизация настроя (создание творческой атмосферы с помощью музыки, литературных и художественных произведений) (4 мин) |
- Кто может напомнить, что такое пейзаж? (пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основным. предметом изображения является природа). - Зимний пейзаж излюбленная тема не только живописцев, но и поэтов и композиторов. - Многие композиторы посвящали свои произведения различным временам года и в частности зиме. А сейчас чтобы настроиться на творческий лад, мы будем слушать один из музыкальных шедевров П. И. Чайковского фортепианный цикл «Времена года» зима январь. (Включает музыку) - За окном погода нас не балует снегом, поэтому, чтобы восстановить в памяти и представить, как прекрасна природа в зимнем одеянии посмотрим репродукции известных русских художников и вспомним отрывки из стихотворений великих русских поэтов. (Слайды 5-8) |
Слушают. Отвечают.
Слушают.
Слушают и представляют.
|
7. Практическая работа (этапы создания открытки) (25 мин) |
- А теперь мы с Вами творчески настроены, начинаем писать зимний пейзаж на открытке. Как вы думаете какие цвета нам понадобятся? Какой основной цвет у зимы? Приготовим основную палитру для нашей работы: разные оттенки: синего, зеленого цвета, желтый, красный. Посмотрите на доску, я покажу вам приемы написания пейзажа. - Работаем вместе: 1. Создаем фон: возьмём большую кисточку и макаем в краску синих оттенков, допустим голубую, синюю, и ставим точки на верхней половине листа до середины листа. По желанию добавляем в центре листа желтых, красных, фиолетовых точек предварительно вытерев кисточку салфеткой. Внимание! Хорошо вытертой большой кисточкой ныряем в белую краску, и будем растушёвывать ею точки, проводя горизонтально один, два раза по одному месту. Ещё раз повторю: не больше двух раз по одному месту. - Небо готово! Проход педагога по классу и поддержка учащихся. - Теперь этой же кисточкой берем опять белую краску и продолжаем наносить горизонтальные широкие мазки, прописывая плоскость земли. Проводим горизонтальную линию светло-голубой краской чуть ниже середины листа. Это будет линия горизонта, где земля с небом сходится. Горизонт всегда извилистый. Средней плоской кисточкой перпендикулярно линии горизонта изображаем линии разной высоты. Это стволы елок далекого леса. Перед далёким лесом (ниже горизонта) большой кисточкой напишем снег. Белой краской различных оттенков средней кистью горизонтальными мазками прописываем снежные сугробы. На переднем плане наметим вертикальную линию, которая будет изображать ствол нашей елочки. Оденем её, выписывая горизонтальные комплексы точек вправо-влево. Сверху – покороче. снизу длиннее. Снег на еловых лапах изобразим средней жесткой кисточкой. Снегопад. На большую кисточку набираем белой гуаши. Аккуратно постукиваем кистью о ребро ладони над всей картиной. Получился отличный снегопад. - Вот наша открытка и готова! |
Ответы учащихся
Белый цвет. Выполнение работы. Готовят палитру.
Создают фон.
Прописывают плоскость земли.
Определяют линию горизонта.
Задают дальний план
Пишут снег.
Изображают линию.
Выписывают точки.
Пишут снег на еловых лапах. Изображают снегопад.
|
Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание. (5 мин)
|
Пока наша открытка подсыхает, давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали на уроке? - Как давно появились открытки? - В каких странах они появились? - Чему Вы сегодня научились? - Подведем итоги. Для этого снимем аккуратно скотч. - А теперь ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Первый ряд выставите свои открытки на доску и т.д. (Педагог проводит презентацию работ школьников.) - Да, Вы настоящие художники! Молодцы, ребята! - Вам понравилось рисовать? - Были ли у вас трудности при работе? - Могли бы Вы стать художниками? - С каким настроением вы уходите после урока? Дом. Задание: предлагаю вам подписать свои открытки и попробовать написать еще один пейзаж самостоятельно на свободную тему. |
Отвечают на вопросы.
Снимают скотч. Рассматривают получившиеся картины.
Отвечают на вопросы.
Записывают в дневник дом. задание |
ЛИТЕРАТУРА
Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С‑Пб.: Питер, 2006.
Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - С-Пб.: Питер, 2006.
Ермолинская Е.А., Медкова Е.С.,Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: 6 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2014.
Немцов Г.М. Искусство - школа формирования личности. - М., 2004.
Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских].- 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015.
Шалаева Т.П. Учимся рисовать. - М.: АСТ Слово, 2010.