Конспект открытого урока по русскому языку «Разряды причастий. Действительные и страдательные причастия» (8 класс)

9
3
Материал опубликован 2 December в группе

Конспект урока по русскому языку

Тема: Разряды причастий. Действительные и страдательные причастия

Цели:

Образовательные:

- повторить морфологические признаки причастия как особой формы глагола, деление причастий на разряды;

- сформировать умение различать действительные и страдательные причастия;

- сформировать представление о делении причастий на разряды по их отличительным признакам (суффиксам);

- обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по теме урока.

Развивающие:

- активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

- развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, умение систематизировать, анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать, понимать, формулировать проблему, доказывать свою точку зрения, использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать потребность овладения грамотным письмом;

- воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности;

- способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной культуры;

- осуществлять нравственное и эстетическое воспитание путём создания благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Методы обучения.

По источникам знаний: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный,

продуктивный.

По дидактическим задачам: закрепление умений и способов деятельности, применение умений и способов деятельности.

Ход урока

 

1. Организационный момент, мотивация к деятельности.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Надеюсь, что наше общение с вами будет полезным и плодотворным. А гости, присутствующие на уроке, будут мотивировать вас к успешной деятельности!

- Запишите сегодняшнее число и оставьте пустую строчку для темы.

2. Актуализация знаний учащихся по теме прошлого урока.

- Я хочу начать наш урок с загадки, которая поможет вам вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке:

Мама - Прилагательное, Папа - сам Глагол,

Их сыночек родненький в них двоих пошёл.

Мамины вопросы Сынок всем задаёт,

Признаки по действию предметам раздаёт.

Этому ребёнку с рожденья повезло:

Как мама, он имеет Род, падеж, число.

Время, вид имеет, как родной отец,

Имя отгадаешь - Будешь молодец! (Причастие.)

- Молодцы! А как вы догадались, что речь идёт о причастии? (В стих-ии перечисляются признаки причастия).

- Отлично! Чтобы проверить, как вы усвоили материал прошлого урока, проведем цифровой диктант: Я диктую вам тезисы, если вы согласны со мной, пишите цифру 1, если не согласны – цифру 2. - У вас должна получиться цифровая запись, например: 112122211. Итак, начнем:

1. Причастие – особая часть речи, которая совмещает признаки глагола и наречия (нет) – 2

2. Причастие сохраняет значение глагола (да) - 1

3. У причастия можно определить вид и возвратность (да) – 1

4. Причастие изменяется по временам и может быть в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (нет) – 2

5. Причастие отвечает на вопросы Что делает? Что делал? Что будет делать? (нет) – 2

6. Причастие изменяется по родам, числам и падежам (да) – 1

7. В предложении причастие обычно является сказуемым и подчеркивается двумя чертами (нет) – 2

8. У причастия есть морфемный признак, по которому его легко узнать, это его окончания (нет) – 2

Ответ: 21122122

- Проверку осуществляем у доски (1 человек), оцениваем себя сами (самооценка):

Всё верно – оценка «5»

1-2 минуса – оценка «4»

3-4 минуса – оценка «3»

5 минусов и более – оценка «2»

- Просигнальте мне зеленым цветом, кто получил 4, 5

- Поднимите желтую карточку, у кого 3-4 минуса

- Есть такие, кто получил красную карточку?

 

- Итак, на прошлом уроке мы приземлились на планету Причастие, сегодня мы продолжим её изучать и исследовать.

3. Актуализация новых знаний. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

 - А теперь внимание на доску: 

 

e1733144094.png
графическая цель урокаPNG / 46.92 Кб

- b1733145099.pngДавайте посмотрим на слова. Что общего между всеми этими словами? (Это все причастия) – А по какому признаку вы определили, что это причастия? (суффиксы, и эти слова можно заменить на словосочетания со словом который)

- Почему у меня возник вопрос? (Не могу определить разряд причастия)

- Так о чём мы сегодня будем говорить?

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Разряды причастий).

Записываем тему урока.

- А вы можете сразу определиться с выбором разряда?

- Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно определить разряды причастий? (правило)

- Вы правы. Так какова цель нашего урока? (узнать, какие причастия относятся к действительным, а какие к страдательным; узнать условия деления причастий на разряды; ну и, конечно, научиться определять разряд причастий).

 

4. Работа над н/м. Теория.

- Итак, внимание на слайд . Рассмотрите картинки и предложения к ним

 

r1733146115.png

- Что вы можете сказать? На что мы должны обратить внимание? (верно, на слова, выделенные красным цветом, к какой части речи они относятся?)

- Что обозначает причастие в первом случае? (вспоминаем определение)

– Причастие РАЗБИВШИЙ обозначает признак предмета, который действует сам, сам совершает это действие, ( Мальчик, разбивший окно – мальчик, который сам разбил), поэтому такие причастия назвали ДЕСТВИТЕЛЬНЫМИ.

i1733145250.png

- Что обозначает причастие во втором случае? (вспоминаем определение)

- Причастие РАЗБИТОЕ обозначает признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета(лица), и, может быть, от этого страдает, поэтому такие причастия стали называть СТРАДАТЕЛЬНЫМИ.

k1733145287.png

- А чтобы вам было ещё легче определить, какое перед вами причастие, действительное или страдательное, ученые придумали ещё одну хитрость и каждому разряду причастий подарили свои особые суффиксы

- Давайте вместе выполним задание и сделаем соответствующий вывод

- Задание: разбить причастия на две группы: действительные и страдательные:

Поющий в хоре человек, Проект, создаваемый учеными, Колокольчик, звенящий в саду, Горы, видимые туристами, Ученик, прочитавший доклад, Турист, принесший грибы, Билет, потерянный пассажиром, Листок, влекомый ветром, Соперник, дышащий в спину, Волосы, взъерошенные ветром, Причал, разбитый волной, Инструмент, режущий по металлу

Образец:

действительные

страдательные

Поющий

Создаваемый

Звенящий

Видимые

Прочитавший

Потерянный

Принесший

Влекомый

Дышащий

Взъерошенные

Режущий

Разбитый

 

- Выделить суффиксы. Сделать вывод.

- Вывод: к действительным относятся причастия с суффиксами ущ, ющ, ащ, ящ, вш, ш.

- К страдательным относятся причастия с суффиксами ом, ем, им, енн, нн, т.

- Обобщая всё вышесказанное, скажите, какие причасти мы называем ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ, а какие СТРАДАТЕЛЬНЫМИ?

- Какие суффиксы указывают на то, что перед нами действительное причастие?

- Какие суффиксы указывают на то, что перед нами страдательное причастие?

- Записываем выводы в тетради!

 

5. Работа над закреплением.

1. – Давайте вернемся к началу урока и уже с уверенностью решим обозначенную нами проблему.

 

t1733147134.png
 

2. – Ну а теперь давайте применим полученные знания на практике.

( слайды с упражнением замены одного разряда причастий на другие).

 

o1733144842.png
q1733144875.png
j1733144923.png
d1733144964.png
r1733145021.png

3. . Запишите предложения, заменяя глаголы причастиями, определите их разряд.

I вариант: Человек, (показать) нам дорогу, был лесником.

II вариант: Студенты, (распределить) по группам, выполняли задание.

 

4. Упражнение «Головоломка»

- У вас у всех на столах есть слово, которое рассыпалось на части, на морфемы. Ваша задача – собрать из морфем причастие и определить его разряд. Кто быстрее?

- (Поднимают руки, озвучивают ответы.)

 

6. Подведение итогов​​​​​​​

Наш урок подходит к концу.           

– Какую цель мы поставили в начале урока?

– Удалось ли нам достичь поставленной цели? Какие трудности возникли?

– Сможете теперь определить разряд причастия?

– Итак, Мы завершаем наше путешествие по планете «Причастие» и чтобы нас всей группой взяли в следующую космическую экспедицию, мы должны пройти квалификационные испытания и доказать, что готовы участвовать в полете.

- Для этого вы должны рассказать о планете ПРИЧАСТИЕ, восстановив текст:

ПЛАНЕТА ПРИЧАСТИЕ

Причастие – это___________форма глагола, которая обозначает___________ _________________________________________________ и совмещает в себе признаки_________________________(вид, время, возвратность) и признаки _____________________(род, число, падеж). Причастие отвечает на вопросы: какой?_____________________________что делающий?__________________.

Причастия образуются от ____________с помощью специальных суффиксов:

__________________________________________________________________

Причастия могут быть страдательными и ______________________________.

Причастия в предложении обычно бывают____________________________ и подчеркиваются__________________________________________________ .

 

c1733145483.png

- Оценка, полученная вами, будет означать, отправитесь вы в следующую экспедицию или нет

7. РефлЕксия​​​​​​​

Перед вами на столе цвета светофора, я прошу вас просигналить мне тем цветом, который соответствует вашему настроению и вашим ощущениям, с какими вы уходите с урока:

Зеленый – у меня прекрасное настроение, я всё понял, мне было легко и интересно!

Жёлтый – моё настроение по-прежнему хорошее, конечно, некоторые трудности возникли, но в дальнейшем я постараюсь с ними справиться!

Красный – я немного огорчен и расстроен, мне совсем непонятно, буду грызть гранит науки!

- Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что у вас есть еще и кружок белого цвета. Он на тот случай, если у вас возникли какие-то другие эмоции, ощущения и пожелания, напишите мне, с цветом какого настроения вы уходите, и что он обозначает.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре -
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова,
Выучи русский язык!

Спасибо всем за работу!

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ольга Викторовна, спасибо за конспект урока! Презентация будет? Интересно, много ли на рефлексии зеленых кружков?

2 December

Добрый день, Галина Геннадьевна, да, презентацию, конечно, тоже опубликую. Кружки практически все были зеленого цвета, один желтый и 4 кружка белого цвета с очень добрыми словами::smile9::

3 December

Презентация уже опубликована::smile53::

3 December

Похожие публикации