Конспект открытого урока по русскому языку «Разряды причастий. Действительные и страдательные причастия» (8 класс)
Конспект урока по русскому языку
Тема: Разряды причастий. Действительные и страдательные причастия
Цели:
Образовательные:
- повторить морфологические признаки причастия как особой формы глагола, деление причастий на разряды;
- сформировать умение различать действительные и страдательные причастия;
- сформировать представление о делении причастий на разряды по их отличительным признакам (суффиксам);
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по теме урока.
Развивающие:
- активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
- развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, умение систематизировать, анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать, понимать, формулировать проблему, доказывать свою точку зрения, использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать потребность овладения грамотным письмом;
- воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности;
- способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной культуры;
- осуществлять нравственное и эстетическое воспитание путём создания благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Методы обучения.
По источникам знаний: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный,
продуктивный.
По дидактическим задачам: закрепление умений и способов деятельности, применение умений и способов деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к деятельности.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Надеюсь, что наше общение с вами будет полезным и плодотворным. А гости, присутствующие на уроке, будут мотивировать вас к успешной деятельности!
- Запишите сегодняшнее число и оставьте пустую строчку для темы.
2. Актуализация знаний учащихся по теме прошлого урока.
- Я хочу начать наш урок с загадки, которая поможет вам вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке:
Мама - Прилагательное, Папа - сам Глагол,
Их сыночек родненький в них двоих пошёл.
Мамины вопросы Сынок всем задаёт,
Признаки по действию предметам раздаёт.
Этому ребёнку с рожденья повезло:
Как мама, он имеет Род, падеж, число.
Время, вид имеет, как родной отец,
Имя отгадаешь - Будешь молодец! (Причастие.)
- Молодцы! А как вы догадались, что речь идёт о причастии? (В стих-ии перечисляются признаки причастия).
- Отлично! Чтобы проверить, как вы усвоили материал прошлого урока, проведем цифровой диктант: Я диктую вам тезисы, если вы согласны со мной, пишите цифру 1, если не согласны – цифру 2. - У вас должна получиться цифровая запись, например: 112122211. Итак, начнем:
1. Причастие – особая часть речи, которая совмещает признаки глагола и наречия (нет) – 2
2. Причастие сохраняет значение глагола (да) - 1
3. У причастия можно определить вид и возвратность (да) – 1
4. Причастие изменяется по временам и может быть в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (нет) – 2
5. Причастие отвечает на вопросы Что делает? Что делал? Что будет делать? (нет) – 2
6. Причастие изменяется по родам, числам и падежам (да) – 1
7. В предложении причастие обычно является сказуемым и подчеркивается двумя чертами (нет) – 2
8. У причастия есть морфемный признак, по которому его легко узнать, это его окончания (нет) – 2
Ответ: 21122122
- Проверку осуществляем у доски (1 человек), оцениваем себя сами (самооценка):
Всё верно – оценка «5»
1-2 минуса – оценка «4»
3-4 минуса – оценка «3»
5 минусов и более – оценка «2»
- Просигнальте мне зеленым цветом, кто получил 4, 5
- Поднимите желтую карточку, у кого 3-4 минуса
- Есть такие, кто получил красную карточку?
- Итак, на прошлом уроке мы приземлились на планету Причастие, сегодня мы продолжим её изучать и исследовать.
3. Актуализация новых знаний. Определение темы. Постановка цели и задач урока.
- А теперь внимание на доску:
графическая цель урокаPNG / 46.92 Кб
- Давайте посмотрим на слова. Что общего между всеми этими словами? (Это все причастия) – А по какому признаку вы определили, что это причастия? (суффиксы, и эти слова можно заменить на словосочетания со словом который)
- Почему у меня возник вопрос? (Не могу определить разряд причастия)
- Так о чём мы сегодня будем говорить?
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Разряды причастий).
– Записываем тему урока.
- А вы можете сразу определиться с выбором разряда?
- Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно определить разряды причастий? (правило)
- Вы правы. Так какова цель нашего урока? (узнать, какие причастия относятся к действительным, а какие к страдательным; узнать условия деления причастий на разряды; ну и, конечно, научиться определять разряд причастий).
4. Работа над н/м. Теория.
- Итак, внимание на слайд . Рассмотрите картинки и предложения к ним
- Что вы можете сказать? На что мы должны обратить внимание? (верно, на слова, выделенные красным цветом, к какой части речи они относятся?)
- Что обозначает причастие в первом случае? (вспоминаем определение)
– Причастие РАЗБИВШИЙ обозначает признак предмета, который действует сам, сам совершает это действие, ( Мальчик, разбивший окно – мальчик, который сам разбил), поэтому такие причастия назвали ДЕСТВИТЕЛЬНЫМИ.
- Что обозначает причастие во втором случае? (вспоминаем определение)
- Причастие РАЗБИТОЕ обозначает признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета(лица), и, может быть, от этого страдает, поэтому такие причастия стали называть СТРАДАТЕЛЬНЫМИ.
- А чтобы вам было ещё легче определить, какое перед вами причастие, действительное или страдательное, ученые придумали ещё одну хитрость и каждому разряду причастий подарили свои особые суффиксы
- Давайте вместе выполним задание и сделаем соответствующий вывод
- Задание: разбить причастия на две группы: действительные и страдательные:
Поющий в хоре человек, Проект, создаваемый учеными, Колокольчик, звенящий в саду, Горы, видимые туристами, Ученик, прочитавший доклад, Турист, принесший грибы, Билет, потерянный пассажиром, Листок, влекомый ветром, Соперник, дышащий в спину, Волосы, взъерошенные ветром, Причал, разбитый волной, Инструмент, режущий по металлу
Образец:
действительные |
страдательные |
Поющий |
Создаваемый |
Звенящий |
Видимые |
Прочитавший |
Потерянный |
Принесший |
Влекомый |
Дышащий |
Взъерошенные |
Режущий |
Разбитый |
- Выделить суффиксы. Сделать вывод.
- Вывод: к действительным относятся причастия с суффиксами ущ, ющ, ащ, ящ, вш, ш.
- К страдательным относятся причастия с суффиксами ом, ем, им, енн, нн, т.
- Обобщая всё вышесказанное, скажите, какие причасти мы называем ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ, а какие СТРАДАТЕЛЬНЫМИ?
- Какие суффиксы указывают на то, что перед нами действительное причастие?
- Какие суффиксы указывают на то, что перед нами страдательное причастие?
- Записываем выводы в тетради!
5. Работа над закреплением.
1. – Давайте вернемся к началу урока и уже с уверенностью решим обозначенную нами проблему.
2. – Ну а теперь давайте применим полученные знания на практике.
( слайды с упражнением замены одного разряда причастий на другие).
3. . Запишите предложения, заменяя глаголы причастиями, определите их разряд.
I вариант: Человек, (показать) нам дорогу, был лесником.
II вариант: Студенты, (распределить) по группам, выполняли задание.
4. Упражнение «Головоломка»
- У вас у всех на столах есть слово, которое рассыпалось на части, на морфемы. Ваша задача – собрать из морфем причастие и определить его разряд. Кто быстрее?
- (Поднимают руки, озвучивают ответы.)
6. Подведение итогов
Наш урок подходит к концу.
– Какую цель мы поставили в начале урока?
– Удалось ли нам достичь поставленной цели? Какие трудности возникли?
– Сможете теперь определить разряд причастия?
– Итак, Мы завершаем наше путешествие по планете «Причастие» и чтобы нас всей группой взяли в следующую космическую экспедицию, мы должны пройти квалификационные испытания и доказать, что готовы участвовать в полете.
- Для этого вы должны рассказать о планете ПРИЧАСТИЕ, восстановив текст:
ПЛАНЕТА ПРИЧАСТИЕ
Причастие – это___________форма глагола, которая обозначает___________ _________________________________________________ и совмещает в себе признаки_________________________(вид, время, возвратность) и признаки _____________________(род, число, падеж). Причастие отвечает на вопросы: какой?_____________________________что делающий?__________________.
Причастия образуются от ____________с помощью специальных суффиксов:
__________________________________________________________________
Причастия могут быть страдательными и ______________________________.
Причастия в предложении обычно бывают____________________________ и подчеркиваются__________________________________________________ .
- Оценка, полученная вами, будет означать, отправитесь вы в следующую экспедицию или нет
7. РефлЕксия
Перед вами на столе цвета светофора, я прошу вас просигналить мне тем цветом, который соответствует вашему настроению и вашим ощущениям, с какими вы уходите с урока:
Зеленый – у меня прекрасное настроение, я всё понял, мне было легко и интересно!
Жёлтый – моё настроение по-прежнему хорошее, конечно, некоторые трудности возникли, но в дальнейшем я постараюсь с ними справиться!
Красный – я немного огорчен и расстроен, мне совсем непонятно, буду грызть гранит науки!
- Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что у вас есть еще и кружок белого цвета. Он на тот случай, если у вас возникли какие-то другие эмоции, ощущения и пожелания, напишите мне, с цветом какого настроения вы уходите, и что он обозначает.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре -
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова,
Выучи русский язык!
Спасибо всем за работу!
Селиванова Галина Геннадьевна
Седых Ольга Викторовна
Седых Ольга Викторовна