Конспект открытого урока по русскому языку с мультимедийным сопровождением «Разряды причастий. Действительные и страдательные причастия» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Название презентации | «Разряды причастий. Действительные и страдательные причастия» |
Предмет | Русский язык |
Класс | 7 |
Тема урока | «Разряды причастий. Действительные и страдательные причастия» |
Раздел программы, номер урока | Раздел №4. Причастие. Урок №19. |
Цель | - сформировать умение различать действительные и страдательные причастия; - сформировать представление о делении причастий на разряды по их отличительным признакам (суффиксам) |
Приемы работы с презентацией | Презентация содержит теоретический материал, актуализация знаний учащихся выполняется в тестовой форме, создаётся проблемная ситуация по теме урока, упражнения на закрепление иллюстрируются наглядным материалом, проводится самостоятельная работа, выводы по уроку осуществляются в занимательной форме «Экзамена», рефлексия осуществляется при помощи «Светофора» |
Формы | Общеклассная, индивидуальная, групповая, парная |
Планируемый результат | Предметные: - научиться по грамматическим признакам определять и различать действительные и страдательные причастия; - уметь использовать полученные теоретические знания для решения соответствующих задач по теме; - формировать речевую культуру. Метапредметные результаты: - уметь: - самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - соотносить цели и результаты своей деятельности; - вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы; - находить нужную информацию; - проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; - выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков; - контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. - уметь формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи; - учиться критично относиться к собственному мнению. |
Источники | https://maximumtest.ru/uchebnik/7-klass/russky-yazyk/prichastiye-morfologiya https://skysmart.ru/articles/russian/dejstvitelnye-i-stradatelnye-prichastiya https://tetrika-school.ru/blog/deystvitelnie-i-stradatelnie-prichastiya/ https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/prichastie/deystvitelnye-i-stradatelnye.html https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/chto-takoe-prichastie?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F https://100urokov.ru/predmety/urok-1-prichastie https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/prichastie-v-russkom-yazyke |
Шаблон презентации | https://bipbap.ru/svoimi-rukami/shablony-dlya-prezentatsii-na-urok-russkogo-yazyka-130-foto.html |
Конспект урока по русскому языку с мультимедийным сопровождением
Тема: Разряды причастий. Действительные и страдательные причастия
Цели:
Образовательные:
- повторить морфологические признаки причастия как особой формы глагола, деление причастий на разряды;
- сформировать умение различать действительные и страдательные причастия;
- сформировать представление о делении причастий на разряды по их отличительным признакам (суффиксам);
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по теме урока.
Развивающие:
- активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
- развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, умение систематизировать, анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать, понимать, формулировать проблему, доказывать свою точку зрения, использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать потребность овладения грамотным письмом;
- воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности;
- способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной культуры;
- осуществлять нравственное и эстетическое воспитание путём создания благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Методы обучения.
По источникам знаний: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный,
продуктивный.
По дидактическим задачам: закрепление умений и способов деятельности, применение умений и способов деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к деятельности.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Надеюсь, что наше общение с вами будет полезным и плодотворным. А гости, присутствующие на уроке, будут мотивировать вас к успешной деятельности!
- Запишите сегодняшнее число и оставьте пустую строчку для темы.
2. Актуализация знаний учащихся по теме прошлого урока.
- Я хочу начать наш урок с загадки, которая поможет вам вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке:
Мама - Прилагательное, Папа - сам Глагол,
Их сыночек родненький в них двоих пошёл.
Мамины вопросы Сынок всем задаёт,
Признаки по действию предметам раздаёт.
Этому ребёнку с рожденья повезло:
Как мама, он имеет Род, падеж, число.
Время, вид имеет, как родной отец,
Имя отгадаешь - Будешь молодец! (Причастие.)
- Молодцы! А как вы догадались, что речь идёт о причастии? (В стих-ии перечисляются признаки причастия).
- Отлично! Чтобы проверить, как вы усвоили материал прошлого урока, проведем цифровой диктант: Я диктую вам тезисы, если вы согласны со мной, пишите цифру 1, если не согласны – цифру 2. - У вас должна получиться цифровая запись, например: 112122211. Итак, начнем:
1. Причастие – особая часть речи, которая совмещает признаки глагола и наречия (нет) – 2
2. Причастие сохраняет значение глагола (да) - 1
3. У причастия можно определить вид и возвратность (да) – 1
4. Причастие изменяется по временам и может быть в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (нет) – 2
5. Причастие отвечает на вопросы Что делает? Что делал? Что будет делать? (нет) – 2
6. Причастие изменяется по родам, числам и падежам (да) – 1
7. В предложении причастие обычно является сказуемым и подчеркивается двумя чертами (нет) – 2
8. У причастия есть морфемный признак, по которому его легко узнать, это его окончания (нет) – 2
Ответ: 21122122
- Проверку осуществляем у доски (1 человек), оцениваем себя сами (самооценка):
Всё верно – оценка «5»
1-2 минуса – оценка «4»
3-4 минуса – оценка «3»
5 минусов и более – оценка «2»
- Просигнальте мне зеленым цветом, кто получил 4, 5
- Поднимите желтую карточку, у кого 3-4 минуса
- Есть такие, кто получил красную карточку?
- Итак, на прошлом уроке мы приземлились на планету Причастие, сегодня мы продолжим её изучать и исследовать.
3. Актуализация новых знаний. Определение темы. Постановка цели и задач урока.
- А теперь внимание на доску:

- Давайте посмотрим на слова. Что общего между всеми этими словами? (Это все причастия) – А по какому признаку вы определили, что это причастия? (суффиксы, и эти слова можно заменить на словосочетания со словом который)
- Почему у меня возник вопрос? (Не могу определить разряд причастия)
- Так о чём мы сегодня будем говорить?
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Разряды причастий).
– Записываем тему урока.
- А вы можете сразу определиться с выбором разряда?
- Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно определить разряды причастий? (правило)
- Вы правы. Так какова цель нашего урока? (узнать, какие причастия относятся к действительным, а какие к страдательным; узнать условия деления причастий на разряды; ну и, конечно, научиться определять разряд причастий).
4. Работа над н/м. Теория.
- Итак, внимание на слайд . Рассмотрите картинки и предложения к ним

- Что вы можете сказать? На что мы должны обратить внимание? (верно, на слова, выделенные красным цветом, к какой части речи они относятся?)
- Что обозначает причастие в первом случае? (вспоминаем определение)
– Причастие РАЗБИВШИЙ обозначает признак предмета, который действует сам, сам совершает это действие, ( Мальчик, разбивший окно – мальчик, который сам разбил), поэтому такие причастия назвали ДЕСТВИТЕЛЬНЫМИ.

- Что обозначает причастие во втором случае? (вспоминаем определение)
- Причастие РАЗБИТОЕ обозначает признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета(лица), и, может быть, от этого страдает, поэтому такие причастия стали называть СТРАДАТЕЛЬНЫМИ.

- А чтобы вам было ещё легче определить, какое перед вами причастие, действительное или страдательное, ученые придумали ещё одну хитрость и каждому разряду причастий подарили свои особые суффиксы
- Давайте вместе выполним задание и сделаем соответствующий вывод
- Задание: разбить причастия на две группы: действительные и страдательные:
Поющий в хоре человек, Проект, создаваемый учеными, Колокольчик, звенящий в саду, Горы, видимые туристами, Ученик, прочитавший доклад, Турист, принесший грибы, Билет, потерянный пассажиром, Листок, влекомый ветром, Соперник, дышащий в спину, Волосы, взъерошенные ветром, Причал, разбитый волной, Инструмент, режущий по металлу
Образец:
действительные | страдательные |
Поющий | Создаваемый |
Звенящий | Видимые |
Прочитавший | Потерянный |
Принесший | Влекомый |
Дышащий | Взъерошенные |
Режущий | Разбитый |
- Выделить суффиксы. Сделать вывод.
- Вывод: к действительным относятся причастия с суффиксами ущ, ющ, ащ, ящ, вш, ш.
- К страдательным относятся причастия с суффиксами ом, ем, им, енн, нн, т.
- Обобщая всё вышесказанное, скажите, какие причасти мы называем ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ, а какие СТРАДАТЕЛЬНЫМИ?
- Какие суффиксы указывают на то, что перед нами действительное причастие?
- Какие суффиксы указывают на то, что перед нами страдательное причастие?
- Записываем выводы в тетради!
5. Работа над закреплением.
1. – Давайте вернемся к началу урока и уже с уверенностью решим обозначенную нами проблему.

2. – Ну а теперь давайте применим полученные знания на практике.
( слайды с упражнением замены одного разряда причастий на другие).





3. . Запишите предложения, заменяя глаголы причастиями, определите их разряд.
I вариант: Человек, (показать) нам дорогу, был лесником.
II вариант: Студенты, (распределить) по группам, выполняли задание.
4. Упражнение «Головоломка»
- У вас у всех на столах есть слово, которое рассыпалось на части, на морфемы. Ваша задача – собрать из морфем причастие и определить его разряд. Кто быстрее?
- (Поднимают руки, озвучивают ответы.)
6. Подведение итогов
Наш урок подходит к концу.
– Какую цель мы поставили в начале урока?
– Удалось ли нам достичь поставленной цели? Какие трудности возникли?
– Сможете теперь определить разряд причастия?
– Итак, Мы завершаем наше путешествие по планете «Причастие» и чтобы нас всей группой взяли в следующую космическую экспедицию, мы должны пройти квалификационные испытания и доказать, что готовы участвовать в полете.
- Для этого вы должны рассказать о планете ПРИЧАСТИЕ, восстановив текст:
ПЛАНЕТА ПРИЧАСТИЕ
Причастие – это___________форма глагола, которая обозначает___________ _________________________________________________ и совмещает в себе признаки_________________________(вид, время, возвратность) и признаки _____________________(род, число, падеж). Причастие отвечает на вопросы: какой?_____________________________что делающий?__________________.
Причастия образуются от ____________с помощью специальных суффиксов:
__________________________________________________________________
Причастия могут быть страдательными и ______________________________.
Причастия в предложении обычно бывают____________________________ и подчеркиваются__________________________________________________ .

- Оценка, полученная вами, будет означать, отправитесь вы в следующую экспедицию или нет
7. РефлЕксия
Перед вами на столе цвета светофора, я прошу вас просигналить мне тем цветом, который соответствует вашему настроению и вашим ощущениям, с какими вы уходите с урока:
Зеленый – у меня прекрасное настроение, я всё понял, мне было легко и интересно!
Жёлтый – моё настроение по-прежнему хорошее, конечно, некоторые трудности возникли, но в дальнейшем я постараюсь с ними справиться!
Красный – я немного огорчен и расстроен, мне совсем непонятно, буду грызть гранит науки!
- Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что у вас есть еще и кружок белого цвета. Он на тот случай, если у вас возникли какие-то другие эмоции, ощущения и пожелания, напишите мне, с цветом какого настроения вы уходите, и что он обозначает.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре -
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова,
Выучи русский язык!
Спасибо всем за работу!
Презентация "Действительные и страдательные причастия"PPT / 3.38 Мб
Бланк "Экзамен!"DOCX / 15.17 Кб
Селиванова Галина Геннадьевна
Седых Ольга Викторовна
Седых Ольга Викторовна