Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему «Правописание частицы не с глаголами»
Конспект открытого урока
русского языка в 4 классе на тему «Правописание частицы не с глаголами»
Учитель первой квалификационной категории
Козлова Елена Валентиновна
МОУ СШ №7 г. Фурманов , Ивановская обл.
Цели:
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы о правописании глаголов с частицей не за счет включения в нее новых элементов.
Образовательные
-создать условия по организации деятельности учащихся, направленной на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности;
-на приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации;
-на умение разрешать поставленные проблемы.
Развивающие
- способствовать развитию речи, внимания, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности.
Воспитательные
- воспитывать позитивное отношению к учебе, самостоятельность в получении знаний, стремление к совместному творчеству.
Валеологические
-увеличить двигательную активность учащихся на уроке,
предупреждать близорукость, нарушение осанки, перегрузку учащихся.
Педагогические технологии, используемые на уроке:
-Технология личностно-ориентированного обучения.
-Технология системно- деятельностного обучения.
-Приемы развивающей технологии Занкова: сравнение, аналогия, обобщение, моделирование.
-Здоровьесберегающие технологии
Основные принципы проведения урока:
- принимаю все ответы и реакции детей (устные и письменные, ответы, имеющие литературную и нелитературную форму, ответы в графической и пластической форме и т.д.);
- каждой идеей ученика восхищаюсь;
- фиксирую все гипотезы детей, как бы абсурдны на взгляд педагога они не были. Ошибка ученика должна восприниматься как возможность нового неожиданного взгляда на что – то привычное;
- во время урока исключаю критику личности и деятельности ученика;
- отказываюсь от деления учеников на «слабых» и «сильных», понимая, что все дети разные и каждый умеет делать что – то лучше других;
- перехожу с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся» и « мне интересно знать, что ты думаешь о…»;
- понимаю, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше на уроке говорит и делает сам учитель и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам.
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный фрагмент, презентация к уроку, индивидуальные карточки с инструкциями, тест для организации самостоятельной работы, памятки- инструкции, учебник русского языка 4 класса под редакцией А.В.Поляковой.
Этапы урока введения нового знания
1. Этап самоопределения к деятельности. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. |
3. Постановка учебной проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (или поиск решения). |
5. Первичное закрепление во внешней речи. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
7. Включение в систему знаний и повторение. |
8. Рефлексия деятельности. |
Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:
-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели, ищут информацию, моделируют, проводят анализ информации, обобщают в виде правила);
-личностные УУД (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);
-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнера, учатся учитывать позицию собеседника);
-регулятивные УУД (ставят учебные задачи, проводят контроль, учатся осознавать качество и уровень усвоения материала, ищут ошибки в решении).
Ход урока:
I.Эмоциональный настрой на урок.
(стоим в кругу у доски)
- Доброе утро, ребята!. Пусть это утро будет для нас добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.
- Улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А теперь подарим улыбки нашим гостям и с хорошим настроением начнем урок.
II. Самоопределение в деятельности.
- В роли кого вы хотите видеть себя на уроке? (ответы детей)
(на доске карточки: контролер, исследователь, консультант, путешественник)
-Какую роль предлагаете выполнять мне? (консультант)
- А я предлагаю вам побыть в (новой или заинтересовавшей вас) роли исследователей.
- Ну что ж, уважаемые исследователи, прошу вас занять ваши рабочие места.
III.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Какую часть речи вы изучали на протяжении нескольких уроков?
(Глагол)
- Вы выполняли домашнее задание в группах и составляли «Портрет глагола».
- Давайте посмотрим, какие портреты у вас получились.
Защита рисунков на тему «Портрет Глагола»).
- Глагол - самая живая и яркая часть речи. Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.
- Знаете ли вы, что….
По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов.
(слайд)
- А как вы думаете, данный портрет закончен? Можно ли его дополнить какими-либо новыми данными?
(ответы детей)
- Я вам помогу.
- Послушайте музыкальный фрагмент, и постарайтесь запомнить и затем назвать глаголы, которые в нем встретятся.
Звучит музыкальный фрагмент «Дружба крепкая не сломается»
- Пожалуйста, назовите глаголы.
- Чем они интересны?
(начинаются с не, все отрицательные)
- Что будет объектом нашего исследования ?
(не с глаголом, написание не с глаголом)
( слайд Тема урока «Правописание НЕ с глаголами»)
Часто они встречаются в нашей речи?
-Что нам известно о правописании НЕ с глаголами?
Таблички на доске:
Я знаю: Глаголы с НЕ пишутся отдельно.
Ученик - Я, не согласен, не всегда не с глаголами пишется раздельно, например, глагол ненавидеть пишется слитно.
- Какова цель нашего исследования?
Я хочу узнать: Когда НЕ с глаголом пишется слитно, а когда раздельно.
- Наши исследования мы проведем в группах. Предлагаю создать группы теоретиков, практиков и ученых.
IV.Построение проекта выхода из затруднения.
- Посмотрите на слайд и вспомните правила работы в группах.
(слайд Правила работы в группах)
- Каждая группа получает «Журнал исследований», где записано задание и дана инструкция.
- На работу вам дается 5 минут.
1. «Журнал исследований группы №1» (теоретики)
Задание для исследования:
1. Вам необходимо ответить на вопросы:
1) Какой частью речи является НЕ? ;
2) Как пишется НЕ с глаголами?
Инструкция:
1. Откройте учебник на станице 91.
2. Прочитайте правила.
3. Сделайте вывод.
2. «Журнал исследований группы №2» (практики)
Задания для исследования:
Вам необходимо ответить на вопрос: Какое значение имеет НЕ?
Инструкция:
Проанализируйте правила питания
«Правила питания»
Перед едой не мой руки. Фрукты и овощи надо хорошо мыть. Торопись. Ешь большими кусками. Во время еды разговаривай. Ешь в меру.
Согласны ли вы с этими правилами?
Исправьте правила так, чтобы они стали верными. (работать в карточке).
Сделайте вывод о значении НЕ (отрицание или утверждение).
3. «Журнал исследований группы №3» (ученые)
Задание для исследования: Всегда ли глаголы пишутся с НЕ раздельно?
Инструкция:
1.Прочитайте внимательно пословицы, объясните их смысл.
2.Обратите внимание на написание выделенных глаголов.
3. Попробуйте произнести эти слова без НЕ.
4.Сделайте вывод.
Потчевать велено, а неволить грех.
Кто кого обидит, тот того и ненавидит.
V.Проверка гипотез детей.
Отчеты групп.
- Прошу ответственных групп доложить о результатах исследований.
- Ребята из других групп внимательно слушают и дают оценку работе группы. (цветные веера)
- У кого есть дополнения?
- Оцените работу группы. (цветные веера)
- Молодцы! Всем спасибо за работу.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
(Слайд- правило каждый вывод появляется отдельно.)
Частица НЕ - служебная часть речи, пишется с глаголами раздельно.
Частица НЕ имеет отрицательное значение.
Если глагол не употребляется без НЕ, то пишется слитно.
Работа с правилом:
- Подведем итоги наших исследований.
- Прочитайте, пожалуйста, наше правило. (1 ученик).
- Повторите самостоятельно, стараясь его запомнить.
- Проверим ваши знания в игре «Вертушка» .
- Стоп! Игра закончена, эти ребята быстрее всех рассказали правило.
- Где нам могут пригодиться итоги наших исследований.
(В практике)
VII.Закрепление материала.
Работа в парах:
Раскройте скобки и в тетради запишите глаголы в 2 группы:
(не)рисовать, (не)навидеть, (не)знать, (не)любить, (не)уметь, (не)учить, (не)волить, (не)спрашивать, (не)взлюбить.
Взаимопроверка (ответы на слайде) .
- По какому признаку вы распределили глаголы в два столбика?
- Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибки.
- Прошу выйти организаторов Физкультминутки.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- А сейчас я предлагаю два задания на выбор:
1. Задание . Каждый из вас может поработать в роли учителя и проверить работу ученика, где возможно допущены ошибки.
(на партах карточки задание с «Ловушками»)
Кто неработает, тот не ест. Правда в огне не горит и в воде нетонет. Не домогать - не значит болеть. Каши маслом не испортишь.
2 Задание - творческая работа.
- Составьте и запишите, пожалуйста, в тетрадь «Правила поведения в школе.» ( 3)
- Заслушаем какие правила у вас получились. Не забывайте об этих правилах и выполняйте их каждый день.
IX. Домашнее задание.
- Дома я вам то же предлагаю выполнить творческое задание. Откройте учебник на стр. 93, № 126.
- Прочитайте задание. Есть вопросы.
X. Рефлексия деятельности
-Достигли мы цели, поставленной в начале урока?( вернуться к таблице: Я знаю; Я хочу узнать)
- Дайте оценку своей работе, воспользуясь, опорными фразами:
(слайд)
1. На уроке у меня было … настроение
2. Задания на уроке были:
3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною.
4. Мне больше всего понравилось на уроке:
- Спасибо за работу! Урок окончен!