Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему «Правописание частицы не с глаголами»

1
0
Материал опубликован 22 April 2018

Конспект открытого урока

русского языка в 4 классе на тему «Правописание частицы не с глаголами»

Учитель первой квалификационной категории
Козлова Елена Валентиновна
МОУ СШ №7 г. Фурманов , Ивановская обл.

Цели:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы о правописании глаголов с частицей не за счет включения в нее новых элементов.

Образовательные

-создать условия по организации деятельности учащихся, направленной на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности;

-на приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации;

-на умение разрешать поставленные проблемы.

Развивающие
- способствовать развитию речи, внимания, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности.

Воспитательные 
- воспитывать позитивное отношению к учебе, самостоятельность в получении знаний, стремление к совместному творчеству.

Валеологические

-увеличить двигательную активность учащихся на уроке,

предупреждать близорукость, нарушение осанки, перегрузку учащихся.

Педагогические технологии, используемые на уроке:

-Технология личностно-ориентированного обучения.

-Технология системно- деятельностного обучения.

-Приемы развивающей технологии Занкова: сравнение, аналогия, обобщение, моделирование.

-Здоровьесберегающие технологии

Основные принципы проведения урока:

- принимаю все ответы и реакции детей (устные и письменные, ответы, имеющие литературную и нелитературную форму, ответы в графической и пластической форме и т.д.);

- каждой идеей ученика восхищаюсь;

- фиксирую все гипотезы детей, как бы абсурдны на взгляд педагога они не были. Ошибка ученика должна восприниматься как возможность нового неожиданного взгляда на что – то привычное;

- во время урока исключаю критику личности и деятельности ученика;

- отказываюсь от деления учеников на «слабых» и «сильных», понимая, что все дети разные и каждый умеет делать что – то лучше других;

- перехожу с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся» и « мне интересно знать, что ты думаешь о…»;

- понимаю, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше на уроке говорит и делает сам учитель и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам.

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный фрагмент, презентация к уроку, индивидуальные карточки с инструкциями, тест для организации самостоятельной работы, памятки- инструкции, учебник русского языка 4 класса под редакцией А.В.Поляковой.

Этапы урока введения нового знания

 

1. Этап самоопределения к деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3. Постановка учебной проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения (или поиск решения).

5. Первичное закрепление во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия деятельности.

 

 

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:

-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели, ищут информацию, моделируют, проводят анализ информации, обобщают в виде правила);

-личностные УУД (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);

-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнера, учатся учитывать позицию собеседника);

-регулятивные УУД (ставят учебные задачи, проводят контроль, учатся осознавать качество и уровень усвоения материала, ищут ошибки в решении).

Ход урока:

I.Эмоциональный настрой на урок.

(стоим в кругу у доски)

- Доброе утро, ребята!. Пусть это утро будет для нас добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.

- Улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А теперь подарим улыбки нашим гостям и с хорошим настроением начнем урок.

II. Самоопределение в деятельности.

- В роли кого вы хотите видеть себя на уроке? (ответы детей)

(на доске карточки: контролер, исследователь, консультант, путешественник)

-Какую роль предлагаете выполнять мне? (консультант)

- А я предлагаю вам побыть в (новой или заинтересовавшей вас) роли исследователей.

- Ну что ж, уважаемые исследователи, прошу вас занять ваши рабочие места.

III.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Какую часть речи вы изучали на протяжении нескольких уроков?

(Глагол)

- Вы выполняли домашнее задание в группах и составляли «Портрет глагола».

- Давайте посмотрим, какие портреты у вас получились.

Защита рисунков на тему «Портрет Глагола»).

- Глагол - самая живая и яркая часть речи. Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.

- Знаете ли вы, что….

По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов.

(слайд)

- А как вы думаете, данный портрет закончен? Можно ли его дополнить какими-либо новыми данными?

(ответы детей)

- Я вам помогу.

- Послушайте музыкальный фрагмент, и постарайтесь запомнить и затем назвать глаголы, которые в нем встретятся.

Звучит музыкальный фрагмент «Дружба крепкая не сломается»

- Пожалуйста, назовите глаголы.

- Чем они интересны?

(начинаются с не, все отрицательные)

- Что будет объектом нашего исследования ?

(не с глаголом, написание не с глаголом)

( слайд Тема урока «Правописание НЕ с глаголами»)

Часто они встречаются в нашей речи?

-Что нам известно о правописании НЕ с глаголами?

Таблички на доске:

Я знаю: Глаголы с НЕ пишутся отдельно.

Ученик - Я, не согласен, не всегда не с глаголами пишется раздельно, например, глагол ненавидеть пишется слитно.

- Какова цель нашего исследования?

Я хочу узнать: Когда НЕ с глаголом пишется слитно, а когда раздельно.

- Наши исследования мы проведем в группах. Предлагаю создать группы теоретиков, практиков и ученых.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

- Посмотрите на слайд и вспомните правила работы в группах.

(слайд Правила работы в группах)

- Каждая группа получает «Журнал исследований», где записано задание и дана инструкция.

- На работу вам дается 5 минут.

1. «Журнал исследований группы №1» (теоретики)

Задание для исследования:

1. Вам необходимо ответить на вопросы:

1) Какой частью речи является НЕ? ;

2) Как пишется НЕ с глаголами?

Инструкция:

1. Откройте учебник на станице 91.

2. Прочитайте правила.

3. Сделайте вывод.

2. «Журнал исследований группы №2» (практики)

Задания для исследования:

Вам необходимо ответить на вопрос: Какое значение имеет НЕ?

Инструкция:

Проанализируйте правила питания

«Правила питания»

Перед едой не мой руки. Фрукты и овощи надо хорошо мыть. Торопись. Ешь большими кусками. Во время еды разговаривай. Ешь в меру.

Согласны ли вы с этими правилами?

Исправьте правила так, чтобы они стали верными. (работать в карточке).

Сделайте вывод о значении НЕ (отрицание или утверждение).

3. «Журнал исследований группы №3» (ученые)

Задание для исследования: Всегда ли глаголы пишутся с НЕ раздельно?

Инструкция:

1.Прочитайте внимательно пословицы, объясните их смысл.

2.Обратите внимание на написание выделенных глаголов.

3. Попробуйте произнести эти слова без НЕ.

4.Сделайте вывод.

Потчевать велено, а неволить грех.

Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

V.Проверка гипотез детей.

Отчеты групп.

- Прошу ответственных групп доложить о результатах исследований.

- Ребята из других групп внимательно слушают и дают оценку работе группы. (цветные веера)

- У кого есть дополнения?

- Оцените работу группы. (цветные веера)

- Молодцы! Всем спасибо за работу.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

(Слайд- правило каждый вывод появляется отдельно.)

Частица НЕ - служебная часть речи, пишется с глаголами раздельно.

Частица НЕ имеет отрицательное значение.

Если глагол не употребляется без НЕ, то пишется слитно.

Работа с правилом:

- Подведем итоги наших исследований.

- Прочитайте, пожалуйста, наше правило. (1 ученик).

- Повторите самостоятельно, стараясь его запомнить.

- Проверим ваши знания в игре «Вертушка» .

- Стоп! Игра закончена, эти ребята быстрее всех рассказали правило.

- Где нам могут пригодиться итоги наших исследований.

(В практике)

VII.Закрепление материала.

Работа в парах:

Раскройте скобки и в тетради запишите глаголы в 2 группы:

(не)рисовать, (не)навидеть, (не)знать, (не)любить, (не)уметь, (не)учить, (не)волить, (не)спрашивать, (не)взлюбить.

Взаимопроверка (ответы на слайде) .

- По какому признаку вы распределили глаголы в два столбика?

- Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибки.

- Прошу выйти организаторов Физкультминутки.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- А сейчас я предлагаю два задания на выбор:

1. Задание . Каждый из вас может поработать в роли учителя и проверить работу ученика, где возможно допущены ошибки.

(на партах карточки задание с «Ловушками»)

Кто неработает, тот не ест. Правда в огне не горит и в воде нетонет. Не домогать - не значит болеть. Каши маслом не испортишь.

 

2 Задание - творческая работа.

- Составьте и запишите, пожалуйста, в тетрадь «Правила поведения в школе.» ( 3)

- Заслушаем какие правила у вас получились. Не забывайте об этих правилах и выполняйте их каждый день.

IX. Домашнее задание.

- Дома я вам то же предлагаю выполнить творческое задание. Откройте учебник на стр. 93, № 126.

- Прочитайте задание. Есть вопросы.

X. Рефлексия деятельности

-Достигли мы цели, поставленной в начале урока?( вернуться к таблице: Я знаю; Я хочу узнать)

- Дайте оценку своей работе, воспользуясь, опорными фразами:

(слайд)

1. На уроке у меня было … настроение

 

2. Задания на уроке были:

3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною.

4. Мне больше всего понравилось на уроке:

- Спасибо за работу! Урок окончен!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации