Технологическая карта урока русского языка на тему «Правописание частицы НЕ с глаголами» (4–5 классы)
Конспект урока русского языка
для 5 класса
Шабановой Зарины Ахматовны
Волгодонск
Тема: Правописание частицы не с глаголами.
Цели: познакомить учащихся с правописанием частицы НЕ с глаголами и с глаголами, которые без НЕ не употребляются.
Задачи:
продолжить формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения;
развивать навыки самостоятельного и творческого мышления, умения слушать, вести диалог, применять знания и делать умозаключения;
продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки;
развивать и обогащать устную и письменную речь;
воспитывать интерес к русскому языку,.
расширить знания детей о служебных частях речи
углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
развивать внимание и память учащихся
Этапы |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I.Орг. момент |
1 мин. |
Здравствуйте, ребята. На уроке нам понадобятся: учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш. Проверьте, у всех ли все необходимое лежит на партах. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
II. Проверка домашнего задания. |
2 мин. |
Ребята, с домашним заданием все справились? Поднимите руки кто не смог выполнить упражнение? |
|
III. Подготовка учащихся к работе на уроке. 1)Словарная работа Актуализация знаний. 2)Актуализация знаний. |
7 мин. |
Запишите число, Классная работа. Начнем наш урок с словарного диктанта. Я читаю загадки, а вы записываете ответ в тетради через запятую. Не забывайте что сидим мы ровно, тетрадь под наклоном. Пишем красиво. Читаю загадки: 1) Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином; 2) Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки 3) Два серебряных Коня Понесли меня звеня. На Конях по льду озёр Целый день черчу узор. 4) Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. 6) Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы - Уши больше головы. 7) Круглый овощ в огороде Он одет не по погоде Из него наварим щей С этим овощем сытней! 8) Высоких деревьев длинней, Травиночки маленькой ниже. С ней дали становятся ближе И мир открываем мы с ней. 9) На стене висит давно, На холсте всего полно: Лес и речка, и машина… Называется -… 10)Назовете сразу вы Символ города Москвы. Площадь там зовет Красной. Бьет часы на башне Спасской. Проверяют написавшего у доски, если есть ошибки исправляют. Как сказал русский советский писатель, литературовед, переводчик Алексей Кузьмич Югов “Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”. Как вы понимаете смысл этого высказывания? - Что значит огнепышущая, живая часть речи? Глагол – в переводе с латинского языка означает “слово, речь”. Давайте вспомним основные признаки глагола. |
Один ученик у доски, остальные в тетради. Угадывают загадки, записывают ответ Автобус . Береза. Коньки. Медведь. Заяц. Капуста. Дорога. Картина. . Кремль. Глагол обозначает действия, движения, без него невозможно передать события, представить будущее, узнать прошлое. Называют признаки: время, число, род, время. |
IV.Новая тема. 1)Беседа по вопросам. 2)Работа с учебником 3)Восприятие и осмысление изученного материала. 4)Работа с учебником. 5)Закрепление новых знаний и способов действий. |
10 мин. |
Перечислите известные вам части речи? Как их еще по- другому называют? Почему? Знаете, ребята, в русском языке есть еще и части речи «слуги». Их так и называют служебные части речи. Служебные части речи «обслуживают» самостоятельные части речи . Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, ни признаков. К ним нельзя поставить вопрос, они не изменяются. С некоторыми из них вы уже знакомы. Какие части речи относятся к служебным, мы выясним, выполнив упражнение. Догадайтесь, какие слова пропущены в данных предложениях. Кошка спит, … мышку видит. К какой части речи относится слово «но»? Кто … мною в дождик вышел, … того я- вроде крыши. А эти два слова какой части речи? Верно. К служебным частям речи относятся союзы и предлоги. Какую роль они выполняют? Запишите эти пословицы в тетради. Подчеркните служебные части речи. Откройте учебники на странице 90, прочитайте правило вверху. Сегодня мы поговорим еще об одной служебной части речи. Выясним, какой смысловой оттенок она придает словам. Эта часть речи называется частица. А еще точнее мы поработаем с частицей не и узнаем дружит она с глаголами или нет. Посмотрите на пословицы. Подумайте, что пропущено в них. За работой … видишь, как время летит. … откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. … догонишь и конем, коль опоздаешь одним днем. … ездят дальней дорогой, когда ближнюю знают. … спеши языком, торопись делом. Не светит зимой солнце против летнего. … живет сорока без белого бока. Подкамень и вода … течет. Верно. Обратите внимание на то, что частица рядом с глаголом. А теперь подумайте какой эмоциональный оттенок придает она глаголу: отрицание или утверждение? Как пишется не с глаголами? Значит мы можем сделать вывод и сформулировать правило я начну, а вы продолжите: « Не с глаголами… Прочитайте правило на странице 90, в рамочке. Кто может его пересказать? Выпишите глаголы с частицей не, и через дефис без частицы не. Подчеркните промежуток между глаголом и частицей. Давайте вместе прочитаем еще раз это правило в стихах. Докажите, что «не» это частица? Почему она отрицательная? Как известно русский язык богат и разнообразен, и в некоторых правилах есть исключения. Вот и это правило без них не обошлось. Есть глаголы, которые пишутся слитно с частицей не. Например: ненавидеть, недомогать, недоумевать, неволить, негодовать, нездоровится. Подумайте, а почему они пишутся слитно? Давайте объясним значения этих слов. На странице 90 это правило записано. Прочитайте его. |
Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение. Самостоятельные части речи. Они могут называть предмет, признак или действие, могут быть членами предложения, изменяться. но Союз. со, для. Предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Союзы служат для соединения однородных членов предложения и связи простых предложений в составе сложного Везде пропущена частица «не». Отрицание. Раздельно. …пишется раздельно» Не видишь-видишь, не откладывай-откладывай, не догонишь-догонишь, не ездят-ездят, не спеши-спеши, не светит-светит, не живет-живет, не течет-течет. Читают вместе со мной: Не выучил, не делай. Потому что они без не не употребляются. Негодовать – возмущаться, быть недовольным Недоумевать -растеряться, не понимать, теряться в догадках. Неволить – принуждать, заставлять делать что-то Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение Недомогать – испытывать болезненное состояние Нездоровится – болеть, хворать Читают правило. |
V. Этап применения знаний и способов действий VI. Этап обобщения и систематизации знаний. VII. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. VIII. Этап коррекции знаний и способов действий. |
15 мин. |
На стр. 90, упражнение 124. Прочитайте стихотворение. Выпишите все глаголы с частицей не. Перед какой глагольной формой стоит частица не? Давайте попробуем составить алгоритм рассуждения, при написании частицы не. Итак, первое что мы должны сделать? Так, определили, дальше что мы делаем? И третье, что мы делаем если можно употреблять? А если нет? Молодцы, теперь вы не ошибетесь. Физминутка. Пальчиковая гимнастика. Сейчас мы разомнем наши пальчики, я буду читать стихотворения и показывать движения, а вы должны не только повторять за мной, но и постараться запомнить как можно глаголов из этого стихотворения. Готовы?
Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. Какие вы глаголы запомнили? А теперь подставьте к каждому глаголу частицу «не». Пользуясь алгоритмом объясните их написание. (устно) На странице 92 упражнение 126. Прочитайте задание. В этом нам поможет вот такая иллюстрация. Давайте подумаем и запишем. Слушаю разные варианты, выбираю более удачные. В глаголах указываем лицо, число, время. Кто сможет рассказать еще раз правило? А теперь мы проверим какие вы внимательные. Я буду называть глаголы с частицей «не», а вы если пишется слитно, поднимаете зеленую карточку, если раздельно красную. Задание понятно? Начали: не вижу, негодую, не сходил, не увидел, недомогать, неволить, не думать, не унывать, ненавидеть, не возражать. Молодцы, ребята. |
Завести велели мне Новые привычки: Никогда девчонок не Дергать за косички! Никогда с братишкой не Драться за обедом! На уроках больше не Говорить с соседом! Я согласен даже не Рисовать на карте! И согласен даже не Танцевать на парте! Выписывают. Перед начальной формой. Определить часть речи. Смотрим, может этот глагол употребляться без не или нет? Пишем раздельно. Пишем вместе. Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «размешивают» Загибают пальцы по одному, начиная с большого. Опять «варят» и «мешают». Составьте и запишите три предложения, в которых были бы глаголы с отрицательной частицей не. Записывают и подчеркивают глаголы с частицей. |
IX. Рефлексия. X. Домашнее задание. |
5 мин. |
Как называется частица «не»? Почему? Докажите, что это частица? Вспомните алгоритм рассуждения при написании глаголов с этой частицей? Поднимите руки те, кто не испытывал трудностей на уроке? Ребята, были ли задания, с которыми вам было сложно на уроке работать? Вы хорошо поработали, я осталась вами довольна. А кому бы вы поставили 5? А что пожелаем остальным? Запишите домашнее задание. Стр. 92, упр. 127. Прочитайте задание. Поднимите руки, кто не понял что надо делать. Урок окончен. До свиданья. |
Отрицательная частица. Это частица отрицает действие. Она не отвечает на вопрос, не может употребляться самостоятельно. 1.определить часть речи 2.подумать можно ли употреблять без не глагол. 3. выбрать способ написания: слитно или раздельно Ответы детей. Записывают домашнее задание. |