Урок русского языка в 3 классе на тему «Правописание частицы «не» с глаголами»

4
0
Материал опубликован 17 November 2020 в группе

РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

(ФГОС, УМК «Перспектива»)

Чаликова Любовь Ивановна

Тема: Правописание частицы «не» с глаголами

Цель: сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Правописание частицы «не» с глаголами»

Задачи: обучающие:

актуализировать знания о понятии «служебные части речи»

ввести правило написания частицы не с глаголами

научить:

определять случаи написания глагола с частицей не и обосновывать своё мнение

рассказывать правило написания частицы не с глаголами

писать глаголы с частицей не

выполнять учебное действие, используя правило;

в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины

развивающие:

развивать умение наблюдать за языковым материалом, анализировать, сравнивать материал;

развивать умение работать в паре: выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению;

развивать навыки контроля и самоконтроля

воспитательные:

воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу одноклассников

формировать мотивы учебной деятельности

Тип: урок введения нового знания.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ноутбуки у обучающихся, готовые электронные образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru : 1.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/89d8acea-3973-4524-bcb5-bca24f66f4b9/%5BNS-RUS_3-27%5D_%5BTQ_059%5D.swf, 2.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38d10548-311e-4921-ac5c-cfb5996643d8/%5BNS-RUS_3-27%5D_%5BIM_056%5D.swf

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута уч-ся:

- подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достигнуть учитель:

- способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- помочь принять правильную рабочую позу;

- напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы:

- словесный, объяснительно-иллюстративный, способствующий активизации познавательных процессов.

Учитель приветствует учащихся.

Учитель создает положительный эмоциональный настрой.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Учитель обращает внимание учеников на лист самооценки. На каждом этапе работы дети оценивают свою работу.


Учащиеся приветствуют учителя.



Актуализация опорных знаний

Целя для учащихся:

- актуализировать знание служебных частей речи, умение делить их на группы, красиво писать.

Цель для учителя:

-проверить знания учащихся о служебных частях речи, выявить затруднения в деятельности учащихся.

Методы организации работы:

-словесный,

частично – поисковый, способствующий активизации познавательных процессов.

Методы стимулирования:

-похвала.

Методы оценивания:

-самооценка с помощью сигнальных карточек

На доске:

1. И, от, об, а, под, но, на, над, перед, за, не

(Не) гордись званием, а гордись знанием.

-  Внимательно посмотрите на первую строчку. На какие группы можно разделить эти слова?


Что вы можете сказать о словах, которые написаны?


- Верно. Почему они так называются? Запишите их рядом: сначала союзы, потом предлоги и частицу не.

(Проверка)






Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- Это предлоги, союзы.

- Это служебные части речи.

- Они служат для связи слов в предложении.


Дети записывают:

И, а, но; от, об, под, на, над, перед, за; не.

Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока

Цель для учащихся:

- сформулировать тему урока и определить цель урока.

Цель для учителя:

- подвести учащихся к формулированию темы урока и постановке целей урока.

Методы организации работы:

-словесный,

поисковый.


1. Не гордись званием, а гордись знанием.

Теперь прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?

- Какое маленькое слово (частица) помогает создать противоположное значение?

Назовите мне часть речи, перед которой Не стоит.

- Как написана частица НЕ с глаголом?

Спишите пословицу,

подчеркните изученные орфограммы.


Учитель вносит изменения в запись.


- Как вы думаете, что такое не? Какую работу она выполняет?


Поиграем в игру: «Отрицание»

быть — не быть, дать — не дать, любить – не любить ...


- Назовите тему урока.

Учитель вывешивает запись на доску: Частица НЕ с глаголами


- Сформулируйте цели урока.

- Хитрый вопрос нашего урока:

Раздельно или слитно? (Учитель вывешивает на доску «хитрый вопрос»).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38d10548-311e-4921-ac5c-cfb5996643d8/%5BNS-RUS_3-27%5D_%5BIM_056%5D.swf



Дети объясняют смысл пословицы.


Частица НЕ



Часть речи – глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос: что делай?

- Раздельно.


Списывают пословицу, подчёркивают орфограммы.



Работа: противоположное значение, отрицание


Учащиеся делают вывод, что не – это тоже служебная часть речи.

Называют тему.

- Сегодня мы должны научиться правильно писать глаголы с частицей не.

«Открытие» нового знания

Цель для учащихся:

- определять случаи написания глагола с частицей не и обосновывать своё мнение;

- рассказывать правило написания частицы не с глаголами;

выполнять учебное действие, используя правило

- писать глаголы с частицей не;

- в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины.

- рассказывать правило написания частицы НЕ

Цель для учителя:

ввести правило написания частицы не с глаголами

Методы организации работы:

- словесный,

- поисковый

- коллизия

1. Знакомство с правилом в учебнике.


2. На интерактивной доске пословицы, в которых пропущена частица не:

Кто … сеет, тот … жнёт.

Руки … протянешь, так и с полки … достанешь.

Без трудов ничего … даётся.

Пашню пашут – руками … машут.

- Прочтите пословицы внимательно. Что хотите сказать?

- Что надо сделать?

Учитель дописывает частицу не.

- Какой смысл приобрели глаголы с частицей не?


Учитель предлагает записать учащимся две пословицы (по выбору) в тетрадь.


Делают вывод.


3. - Прочтите ещё одну пословицу:

Лентяю всё неможется да нездоровится.

- Что заметили?

- Как думаете, почему НЕ с глаголами написано слитно?

Для разрешения ситуации противоречия обратимся к орфографическому словарю.


К доске выходят ученики и проверяют по словарю написание слов неможется, нездоровиться.

- Есть глаголы, которые не употребляются без НЕ. Это глаголы-исключения.

Запишите эти глаголы в тетрадь.

Подчеркните не.

Учитель предлагает объяснить значения глаголов: нездоровиться, негодовать, несдобровать, невзлюбить

Придумать и записать предложения с этими глаголами в тетрадь.


Делают вывод: Есть глаголы, которые не употребляются без НЕ. Это глаголы-исключения.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/89d8acea-3973-4524-bcb5-bca24f66f4b9/%5BNS-RUS_3-27%5D_%5BTQ_059%5D.swf

Учащиеся знакомятся с правилом по учебнику: с.88.

Дети читают пословицы, объясняют их смысл, объясняют написание НЕ с глаголами.









Необходимо дописать частицу НЕ.

Противоположное значение


Записывают две пословицы (по выбору) в тетрадь.

Учащиеся делают вывод: глаголы с НЕ пишутся раздельно.






- Здесь не с глаголами пишется слитно.

Высказывают предположения.








Делают записи в тетради и читают предложения.


Первичное закрепление

Цель для учащихся:

- упражняться в правописании глаголов с частицей не.

Цель для учителя:

создать условия для формирования умения правильно писать глаголы с частицей не.

Из предложенных слов разных частей речи выпишите глаголы с частицей не, раскрывая скобки:

(не)жил, (не)лепый, (не)годовать, (не)уклюжий, (не)лежал, (не)видит, (не)был, (не)хочу, (не)воля, (не)волить, (не)ем, (не)деля.

Учащиеся находят глаголы и объясняют их написание: (не)жил, (не)годовать, (не)лежал, (не)видит, (не)был, (не)хочу, (не)волить, (не)ем.

Самостоятельная работа.

Цель для учащихся:

-уметь применять полученные знания на практике.

Цель для учителя:

-выявить пробелы, коррекция

Методы:

-словесный, наглядный,

коллизия.



Самостоятельная работа.

Спишите, раскрывая скобки.

1 вариант.

Кто (не)работает, тот (не)ест. Потчевать велено, а (не)волить грех. Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.


Спишите, раскрывая скобки.

2 вариант.

Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. (Не)домогать - (не)значит болеть. Каши маслом (не)испортишь.


Взаимопроверка.


Домашнее задание

Цель: закрепить умение правильно писать не с глаголами.

С.88 запомнить правило, с.89 №160


Рефлексия

Цель:

- осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Методы:

оценка и самооценка

-Какие цели ставили в начале урока?

- Удалось ли выполнить поставленные цели?

- Что нового узнали на уроке?

- Какие тайны русского языка удалось открыть?

- Для лучшего запоминания предлагаю вам стихотворение-памятку ,но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача дополнить его словами.

___ выучил- __ делай, ___ знаешь- __ спеши, С глаголами ___________ частицу ____ пиши.


Учитель благодарит учащихся за активную работу на уроке.



4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации