Конспект открытого занятия
По направлению «Сказка»
на тему
«Как – то раз на именины…»»
(5 лет).
Тема: « Как – то раз на именины…».
Цель: Способствовать формированию интереса к книгам.
Задачи:
Развивающие:
Развить память ребенка;
Развить слуховое и зрительное внимание;
Развить воображение и творческую активность;
Обучающие:
Учить детей работать коллективно.
Способствовать формированию интереса к книгам;
Формировать умение драматизировать сказку;
Воспитательные:
Воспитать любовь и уважение к устному народному творчеству, книге;
Воспитать бережное отношение к книге;
Воспитать коммуникативные качества личности;
Воспитание дружбы и коллективизма.
Оборудование:
Большая, красивая книга;
Аудиозапись с музыкой («Пусть бегут неуклюжа, пешеходы по лужам..»);
Магнитафон;
Нарисованные открытки;
Костюмы для драматизации сказки;
Сказочные карты;
Воздушные шарики;
Торт из конфет;
Сказочные герои на картоне;
Книги;
Загадки о сказках;
Зеленые коврики.
Ход занятия.
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались не престо так. Посмотрите вокруг, как у нас красиво. Сегодня у нас праздник «Именины». А кто из вас знает, что такое именины? Дети ( День рождение!) Педагог: Правильно ребята!
Загадка.
Педагог: А у кого же сегодня именины? Ребята отгадайте загадку.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней-
Будешь вчетверо умней. ( КНИГА)
Сообщение темы урока:
Педагог: Молодцы ребята! Это, конечно же, книга! И сегодня у нее именины. Посмотрите как много на празднике гостей. Сказочные герои пришли поздравить ее. А что нужно делать на день рождение? Дети ( дарить подарки, веселиться, поздравлять, петь песни). Тема нашего урока : « Как- то раз на именины…» Сегодня мы будем поздравлять книгу, играть, отгадывать загадки и конечно же подарим подарок, покажем для нее спектакль.
Педагог: Может мы поздравим книгу, споем ей песенку «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!». ( Дети встают во круг книги, водят хоровод и поют песенку)
Речевая разминка.
Как-то раз на именины
Испекли мы каравай!
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай кого хочешь, выбирай! (Дети рассаживаются на места)
Мотивация.
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг!
Чтобы делал человек,
Если б не было бы книг.
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей.
От волшебных добрых сказок,
Да веселых новостей.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книгой руку,
А ее на полке нет!
Нет! Нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник.
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Новая тема:
Педагог: Часто говорят: "Книги - наши друзья". Почему книгу считают другом?
(ответы детей)
Воспитатель: Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир - рассказывают о земле и космосе, о жизни детей, знакомят нас с миром природы. С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки.
Не зря говорит пословица: "Книга - источник знаний".
(Педагог показывает плакаты и рассказывает детям об истории возникновении книги.)
А было время, когда не было книг и наши предки рисовали рисунки на скалах. По ним мы можем узнать, как они жили, охотились. Позднее научились делать дощечки из глины, и писали уже на них. Вот перед вами такая библиотека из таких дощечек, которую перевозили из одного города в другой на верблюдах.
Прошло время и люди придумали выделывать шкуру молодых телят и на ней писали, называли эти свитки пергаментом.
При раскопках нашли кусочек бересты, и на этом кусочке была написана записка одного крестьянина другому.
Египтяне спустя время догадались писать на папирусе. Папирус - это растения с большими листьями, их складывали под пресс, выдерживали и писали затем на них.
Китайцы пошли еще дальше, они придумали бумагу, долго хранив секрет в тайне.
Сейчас этот секрет изготовления известен всем, и на бумаге печатают замечательные книги. И жизнь без них мы не можем представить.
Загадки.
Педагог: Ребята, давайте посмотрим кто пришел поздравить нашу книгу. Отгадайте загадки о сказочных героях. ( Дети отгадывают и педагог вывешивает героев на доску)
Ну уколом , не таблеткой
Он болезни победит,
Шоколадною канфеткой
Лечит доктор…… (Айболит)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто- то.
Она распростилась с зеленою кожей
И стала красивой и очень пригожей.
( « Царевна- лягушка» , Царевна – лягушка, Царь, три сына, жены сыновей., баба – яга, кощей бессмертный).
Скрипит зубами, водит носом.
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой
Зовется… («БАБОЮ- ЯГОЙ»)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.(ЕМЕЛЯ)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (КРАСНАЯ ШАПОЧКА)
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта? ( ЗОЛУШКА)
Игра. Педагог: Ребята книга хочет с вами поиграть.( Отрывок из сказки. Некоторые слова заменены. Заметив ошибку, нужно хлопнуть в ладоши и исправить.)
Здесь неправильная сказка. Помогите разобраться.
Жила-была на свете девочка. Звали ее Зеленая Шапочка. Позвала как-то девочку тетушка и поет ей : -Дочка моя, Синяя Кепочка! Пойди сегодня к дедушке, отнеси ему футбольный мяч и кеды.
- Хорошо, - сказала Желтая Шапочка, взяла плюшки и пошла…
Игра Угадай сказку Педагог: Ребята, Книга нам принесла сказочные карты. Вы узнаете эти сказки?
Мнемотаблицы:
-
«Крошечка- Хаврошечка»;
«Айболит»
«Три поросенка»
«По щучьему велению»
Вопросы к мнемотаблицам:
Что это за сказка?
Как вы думаете, кто заколдован под «злым лицом»?
Кого не хватает на таблице?
Назовите всех героев этой сказки.
Кто победил в сказке, добро или зло?
Игра. « Чьи поздравления?».Ребята кто то прислал поздравления книге подписались только герои из сказки . а какая сказка непонятно, помогите разобраться. ( Вам нужно угадать из какой сказки эти герои)( Детям демонстрируют открытки ). Герои:
Девочка, братец, печка, яблоня. «Гуси-лебеди»
Тыква, туфелька, карета. «Золушка»
Маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка.
Полено, букварь, монеты. «Буратино»
Лиса, кот, петушок, дрозд. « Петушок, золотой гребешок»
Педагог: Молодцы ребята! Сказки книгу поздравили, теперь и наша очередь пришла. Давайте покажем ей спектакль « Петушок, золотой гребешок» на новый лад. И спектакль будет называться « Умный Петя!».
Распределение ролей. Педагог: Ребята, одеваем костюмы.
Инсценировка «Умный Петя!»
Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес за грибами, а петушка одного оставляют.
Уходят — строго наказывают:
Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; в окошко не — выглядывай.
Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок и выставил крылышко в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
— Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы...
Кот и дрозд, спасите меня!..
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.
На следующий день кот и дрозд, перед тем как идти за грибами, принесли Пете книгу и стали ее ему читать о лисе. Кот и говорит:
- Посмотри Петя, какие у нее хитрые глаза! Посмотри, какие у нее острые зубы, а какие у нее крепкие лапы, а сама та она рыжая. Вот увидишь ее через окно и сиди помалкивай, носу не показывай, она тебя хитростями будет выманивать, а ты ее не бойся. А теперь сам почитай эту книгу.
И Петя сел читать. А кот и дрозд пошли в лес грибы собирать. Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:
Но Петя посмотрел в окошко и увидел там рыжую лисицу, такую как в книге и не стал выглядывать, ведь он теперь знал какая она хитрая. Лиса посидела еще немного и убежала домой не счем. А кот и дрозд пришли похвалили Петю и сказали ему: « Будешь много читать, будешь много знать, станешь самым умным и никто тебя не сможет обмануть!
Подведение итогов.
Педагог: Вы ребята молодцы, сегодня мы много нового узнали о книгах, поняли, что она лучший нам помощник и друг. Скажите ребята, нужно ли читать книги? (дети : да! Если много читать, можно многому научиться!) А мамы и папы читают дома вам книги? ( дети: читают) Скажите как нужно обращаться с книгой? ( Дети: бережно, аккуратно, не рвать.)
Сладкий сюрприз! На именинах принято тортики кушать, угощайтесь ребята! ( торт из шоколадных конфет)
Построение и переход на другое занятие. А теперь строимся, незабываем свои портфели и идем на другой урок.