Конспект открытого занятия кружка «Мастерская игрушечка» (для детей 2 года обучения)

1
0
Материал опубликован 19 April 2017

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

ЗАТО г.Фокино (п.Дунай)

 

 

  

Конспект открытого занятия

Кружка «Мастерская игрушечка»

(для детей 2 года обучения).

 

Тема: Изготовление подарков. Кукла - оберег «Лялька»

 

 

 

  

                                                         Педагог дополнительного образования

Яганова Лилия Викторовна

 

 

2017г.

 

Форма занятия: объяснительно-иллюстративная, рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий.

 

 

Используемые технологии:

Ø развивающего обучения;

Ø игровая;

Ø сотрудничества.

 

Цель: Познакомить детей с историей возникновения кукол оберегов и

            изготовить куклу-оберег «Ляльку»

 

Задачи:

Ø научить приемам работы с тканью без использования иглы.

Ø  развивать мелкую моторику рук(путем скручивания ткани)..

Ø Воспитание навыков сотрудничества и взаимопомощи.

 

Оборудование: Образцы кукол-оберегов; иллюстративный материал;  «Алгоритм изготовления куклы-оберега «Ляльки»; «Словарь»; детали матерчатой куклы - оберега «Ляльки»( лоскут белой х\б ткани 45х50 см., 30х30 см.; лоскут цветной х\б ткани 15х40 см.; наполнитель вата или синтепон; широкое кружево или тюль 7х15 см.; узкая тесьма 2 шт.по 15 см., 1шт.- 20 см., 1шт. – 25 см.)  

 

Дети: Ниточка и Иголочка.

 

Этапы работы:

1. Этап: организационный;

2. Этап: подготовительный;

3. Этап: основной;

4. Этап: итоговый, рефлекторный;

 

Ход урока:

 

1.   Этап: организационный.

 

     Подготовка рабочего места. Приветствие.

 

2.   Этап: подготовительный.

 

Педагог: Тема нашего занятия: Изготовление подарков. Кукла-оберег.

Много вековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей.

Ребята вы знаете писателя сказочника А.Н.Афанасьева?

(ответы детей)

 

Послушайте, как начинается его сказка  «Василиса Премудрая»: умирая, купчиха призвала к себе, дочку, протянула ей куклу и сказала: «Слушай Василисушка, мои последние слова! Вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее при себе и никому не показывай, а когда приключится какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета». Василису отправляют за огнем-светом к Бабе-Яге в избушку, обнесенную забором из костей. А вокруг нее скачет то белый, то красный, то черный всадник. Тут совсем бы пропасть девице, но ей помогает матушкина заветная кукла.

Ребята, как вы думаете,  что это была за кукла?

 

Дети: ответы детей (кукла «оберег»).

 

Педагог: А какими бывают «обереги»?

 

Дети: ответы детей (веник, домовенок, кукла и т.д.).

   

Педагог: Правильно. Наши предки наделяли кукол и различные предметы в своем воображении особой силой, приписывали им магические свойства, а в кукол может вселяться душа человека.

Ребята, а как вы думаете, из каких материалов  делали кукол?

 

Дети: ответы детей (из ткани, дерева, кости, соломы, ниток, лыка).

 

Педагог:  Самая первая славянская кукла березовое полено, наряженное в сарафан  и платочек, у нее даже имя было – Коллодия. Затем у нее появились братья и сестры – тоже куклы, а точнее – чучела для жертвоприношений разным богам: Купала и Кострома, Ярило и Герман, Морена и Русалка …

В каждой русской избе висели двенадцать куколок, их называли «лихорадками». Были там лихорадка Огнея, лихорадка Ледея, Трясея и многие другие. У них была важная обязанность – оберегать живущих в этой избе от разных болезней.  

 

Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения.. Еще до появления  ребенка  на свет мать делала куколку «Ляльку», тщательно соблюдая одно правило – изготовить ее без ножниц и иголки. Куклу сворачивали из тряпочек, и укладывали в пустую колыбельку,  чтобы она «оберегала» ее для будущего малыша. Верили, что кукла охраняет детский сон, оберегает ребенка.

 

Простейшие тряпичные куклы – пеленашки. Тряпочка или головной платок свертывались, имитируя тело спеленатого младенца, а сверху перевязывались ленточками или полосками разноцветной ткани.

 

Ребята вы смотрели сказки, фильмы, мультфильмы, где есть упоминание об  оберегах?

(ответы детей)

 

А вот скрутку – оберег с узелком в руках давали в дорогу мужу, сыну или брату. В узелок клали землю родного села, чтобы хранила на чужбине и сил в бою придавала.

 

Из одного куска ткани делали парных кукол – неразлучников, напоминавших о священной связи жениха и невесты.

 

Многие куклы-самокрутки тесно связаны с календарными обрядовыми праздниками.

 

Куклу рождественскую (коляду) делали к Рождеству. Основой рождественской обрядовой куклы служит березовое полено. Такая кукла была пожеланием добра, процветания, богатого урожая. Во время праздника ее раздевали, а полено сжигали.

 

Обрядовую куклу Меланью – на Старый новый год и носили ее по домам с пожеланиями добра, счастья, здоровья, благополучия и процветания. В каждом доме куклу украшали по своему. Но ее одежда всегда соответствовала времени года – зиме: красиво выполненная душегрея с использованием  вышивки, бисера, бус.  Пасхальную куклу (закрутку)  делали в вербное воскресенье и дарили друг другу. В качестве заготовки для куклы брали бересту, свернутую в трубочку перевязывали ленточкой, голову куклы делали из красного лоскута, шили нарядную одежду  и украшали.

 

Кукла домашняя  Дуня-масленица  и  Дуня-масленица большая  участвовали в гуляньях на масленичной неделе, которая представляет собой соломенное чучело зимы, она тоже наряжалась и украшалась цветными лентами, затем ее сжигали, а пепел разбрасывали по полям.

 

Куклу одевали в платье, которое копировало в какой-то степени характерный для данной местности  костюм. По одежке легко можно было определить статус женщины, послужившей ее прообразом: замужем она или нет, есть ли дети, где она живет и каково материальное положение семьи.

Куклы были самые разные, но одно было общее: у кукол не было лица! Считалось, что нельзя, чтобы кукла слишком уж походила на человека. Ведь у человека есть душа, а у куклы внутри пусто. Вот в эту пустоту и может вселиться какой-нибудь злой дух.

 

До наших дней сохранились традиции изготовления кукол-самокруток. Сегодня увидеть их разнообразие мы можем только в музее. Одним  таким мастером является Любовь Варшавская – народный мастер.

Обратите внимание на ее работы:

Куклы-берегини несут только добро, от ссор и болезней охраняют.

Нет лица у куклы-никакое зло не может вселиться.

Кукла не покупается, кукла выкупается.

Полюбилась кукла-сам реши за что ее выкупать будешь.

Если кукла дала тебе знать что хочет жить в твоем доме – увидишь место где она хочет быть.

Нет у куклы ни лица, ни фигуры, только платьем и красива.

До рожденья ребенка куклу положи в колыбель место охранять.

 

 Тем не менее, мы  можем и сами изготовить такую куклу.

 

Педагог:  Мы совершим «Путешествие в страну оберегов», но чтобы попасть туда,  необходимо преодолеть несколько испытаний.

 

Педагог: У нас в гостях находятся Ниточка и Иголочка, я думаю, они по достоинству оценят не только ваши знания, умения, но и помогут преодолеть все преграды.

 

    Ниточка:  У меня есть – нитка,

                        У тебя – уменье.

 

    Иголочка:  У меня – иголка,

                        У тебя – терпенье.

 

    Вместе:     Кто мешает нам с тобой

                        Сделать куклу - оберег?

 

    Ниточка:  Вы готовы к путешествию друзья?

 

    Дети:         Да.

 

 

 

 Педагог:      К путешествию мы  готовы. Есть  знания,

                        умения и сноровка. К тому же, большое желание.

                       А поможет всем нам тренировка.

 

    Иголочка: Давайте  поскорее отправимся в путешествие.

 

Испытание № 1

 

Педагог: Чтоб сделать нам куклу – оберег

                 Вспомните значение и виды оберегов,

                 Для этого краткий словарик готов!

 

Но наш словарик весь рассыпался, и термины и значения слов перепутались. Давайте попробуем собрать.

 

      тест – испытание « Словарик – виды кукол».

 

Пасхальную куклу (закрутку) – делали в Вербное воскресенье и

                                                           дарили друг другу.

 

Обрядовую куклу Меланью     -  делали на Старый Новый год.

 

Куклу Рождественскую             -  делали к Рождеству.

Коляду

 

Парных кукол неразлучников – на свадьбу жениху и невесте.

 

Скрутку оберег с узелком          -    давали в дорогу мужу, сыну,

в руках                                                                                  брату

 

Дуня – масленица                         -    для гуляний на масленичной

                                                               неделе

Куколка «Лялька»                        -    в колыбельку ребенка.

 

3. Этап: основной.

 Педагог:    Ребята проверим, все ли взяли мы, что нам

 

                        нужно для работы и преступим к изготовлению

                        куклы. А поможет нам в этом алгоритм.

 

                Чудо-слово «алгоритм» -

                   Вот ваш ключ к работе!

                   А что такое алгоритм?

Дети: Это последовательное  выполнение действий.

 Испытание № 2

тест – испытание «Алгоритм изготовления

                  оберега куклы «Ляльки».

 а) скатать плотный валик  и перевязать его ниткой.

 б) возьмем кусок ткани (подходящий по размеру) накроем им

    туловище четко по центру, при необходимости добавить

    наполнитель;

 в) натянем ткань и закрепим в том месте, где должна быть шея;

г) разведем в разные стороны два противоположных угла квадрата;

 д) два других угла опустим вниз и закрепим их ниткой на талии.

 е) уголочки рук перевяжем ниткой у «запястья»;

 ж) надеть на куклу юбку и закрепить ее цветным передником.

 з) на голову повяжем цветастый платок, украсим тесьмой талию и лоб;

и) куклу можно украсить вышивкой и бусами.

Педагог: Молодцы, справились. Мы знаем, как сделать куклу, и можем приступить к работе.

У вас на столе необходимые детали для изготовления куклы:

1. Большой прямоугольник для скатывания валика.

2. Белый квадрат 20 х 20 для выполнения головы

3. Цветной прямоугольник – будущая юбка куклы.

4. Полоска кружева – фартук.

5.Цветной ситцевый квадрат-платок.

6. Тесьма длинная 25 см. для перевязки  юбки и фартука на талии

     куклы.

7. Тесьму 20 см. завязать на голову.

8. 2 коротких полоски тесьмы по 15 см.  перевязать запястье.

 Педагог: Ребята у вас есть  алгоритм процесса выполнения оберега куклы «Ляльки», необходимые материалы приступайте к работе.

 Дети:  выполняют работу.

 Ниточка: Ой, а кукле мы глаза и носик не вышили.

 Педагог: Наши предки делали кукол самых разных, но одно было

                 общее, у них не было лица!

                 Дети, кто знает почему?

 Дети: Считалось, что нельзя рисовать лицо. Нет лица у куклы-

             никакое зло не может вселиться.

 4.Этап: итоговый, рефлекторный.

 Педагог: Ребята вы изготовили куклу оберег, разместим кукол на  выставке.

Какие получились куклы?

 Кому вы их подарите?

 Понравилось ли вам наше путешествие, а что особенно запомнилось?

 Что узнали для себя нового?

 Перечислите, с какими куклами-оберегами сегодня познакомились?

 Назначение, каких оберегов больше всего запомнилось?

 Оберег кукла «Лялька», служит, каким оберегом?

 Кто сможет рассказать последовательность выполнения оберега?

 Для кого сделан оберег?

Ответы детей.

Педагог:

На этом наше занятие окончено. Всего вам доброго. До свидания!

Комментарии
Комментариев пока нет.